Арматура в бетоне для чего – СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3)

Содержание

Зачем бетону нужна арматура, деформация бетонной конструкции

Обычный бетон обладает некоторыми недостатками, которые сохраняются независимо от используемой марки цемента и тщательности подбора примесей. Один из таких недостатков – недостаточная прочность несущих конструкций из чистого бетона. Однако материал сам по себе слишком хорош, чтобы отказываться от него в пользу металлических конструкций, к тому же, он гораздо дешевле. Железобетон решает проблему прочности и экономичности при производстве бетона. Именно укрепленный арматурой бетон становится основной для многоэтажных зданий и обширных промышленных площадок.
 

Деформация конструкции вследствие сжатия и растяжения


Как именно арматура помогает сделать железобетон таким прочным? Любая несущая конструкция из бетона подвергается нагрузкам на сжатие и растяжение, что вызывает временную или постоянную деформацию. Чтобы понимать, как работает деформация, можно представить на месте железобетонной плиты большой блок резины, который сжимается, растягивается и сгибается по определенным правилам. Бетон подвержен почти тем же законам физики, хотя его деформация менее заметна глазу. А чрезмерная деформация недостаточно укрепленного бетона вызовет разрушение конструкций, что чревато приведением здания в аварийный вид.

Чистый бетон, хоть и выглядит довольно прочным, разрушается при относительно малых усилиях. Поэтому его используют там, где предполагается лишь один вид деформации в один момент времени. Несущие конструкции в зданиях требуют большей прочности и гибкости. Стержень арматуры из стали выдерживает значительные нагрузки по сравнению с твердым бетоном, он выдерживает в сто раз более сильное растяжение, чем самый крепкий неармированный бетон. Таким образом, стержни из стали способны удерживать целые бетонные плиты от сильной деформации, принимая на себя многие виды нагрузок, в том числе резкие вибрации. 

Важно подбирать арматуру определенного сечения, чтобы она хорошо укладывалась в бетон, не создавая полостей или слабых областей в плите. Сцепление может быть усилено длительным выдерживанием бетона после заливки, а также повышением исходной шероховатости стальных стержней. Сама же сталь отлично сцепляется с бетоном, при этом они имеют примерно одинаковые физические свойства в плане изменения температуры – например, они одинаково меняют свой объем. Дополнительное укрепление происходит при усадке бетона – он так плотно сжимает стальные прутья, что они практически становятся неотъемлемой частью готовой железобетонной плиты. Железобетон становится частью прочных стен, полов и потолочных плит в жилых и промышленных зданиях.

Так как бетон является слабым проводником тепла, стальная арматура надежно защищена от одного из своих главных недостатков – хрупкости при резком изменении температур. Арматура внутри железобетонной плиты практически не испытывает влияния температуры в самые жаркие или холодные сезоны года.

Зачем нужна арматура в бетоне — Портал о стройке

Каждое строительство должно начинаться с расчета фундамента. Только после расчета можно будет приступать к его закладке.

Ленточный создается в том случае, если стены будущего дома будут выполнены из тяжелых материалов. Таких как бетон или кирпич.

Прочность и долговечность всего строения будет зависеть от того, как точно и правильно будут произведены расчеты. Фундамент – основа здания. Всю нагрузку он принимает на себя и распределяет ее на грунт. Плоскость, расположенная сверху, называется обрезом. Обрез – основа для внутренних и внешних стен. Нижняя плоскость – подошва. Подошва выполняет функцию по распределению нагрузки.

Ленточный фундамент – практически самое удобное решение для утяжеленных построек. Он позволяет возводить здания даже на слабых грунтах.

Схема армирования ленточного фундамента

Ленточный фундамент – это бетонная лента, которая сооружается по периметру предполагаемого здания, на нем возводят стены будущего здания. Для армирования используют арматуру различных диаметров.

В основе своей ленточный фундамент отлит из бетона, на этом постулате мы останавливаться не будем. Просто зафиксируем этот факт. Для повышения прочности и увеличения срока службы более 150 лет назад фундаменты начали армировать. Сейчас армирование – это очень эффективный способ для увеличения основной способности конструкции, несущей. Каркас изготавливают из стальных прутьев, тем самым повышая прочность и прочие эксплуатационные характеристики. Железобетонный, или, другими словами, армированный, фундамент фактически является изделием, способным выдерживать нагрузки, имеющиеся в уже построенных объектах.

Содержание статьи:

Необходимость армирования

Часто фундамент испытывает очень неравномерные нагрузки. Это вызвано либо неоднородным грунтом, либо конструкционными различиями отдельных частей сооружения, на нем возведенного. Бетон в данном случае препятствует сжатию конструкции, а металл противостоит растяжению. Как раз в зонах растяжения чаще всего образуются трещины, поэтому очень важно осуществлять армирование любого фундамента, особенно ленточного. Для качественного армирования, кроме точных расчетов, вам понадобится только арматура. При строительстве частных домов или загородных коттеджей и садовых домиков чаще всего используется арматура. Диаметр ее может варьироваться от 6 до 14 мм. Для того чтобы собрать арматурный каркас, то есть соединить все прутья в одну целую конструкцию, применяют вязальную проволоку.

Расчет нагрузок на основание

Мелкозаглубленный ленточный армированный монолитный фундамент используется для деревянных домов и бань на пучинистых грунтнах.

Рассчитать нагрузку, а значит, не только выбрать диаметр арматуры, но и определить, какую именно арматуру использовать, – это довольно сложная операция. Обычно она осуществляется специалистом при проектировании жилого дома. Нужно использовать арматуру, диаметр 6 и 8 мм. Это допустимо только для легких, небольших построек в скальных или гравийных грунтах.

Глубина зависит от величины нагрузки, нагрузки на основание, состава грунта.

Наибольшие нагрузки воспринимает только продольный элемент каркаса ленточного фундамента. Поэтому для продольной укладки используется арматура ребристого профиля, диаметр 10-14 мм. Если качественные показатели грунта разные на площади всего фундамента, то и диаметры армирующих вложений должны быть соответствующими.

Расчет армирования

При расчете арматуры для ленточного фундамента необходимо будет учесть следующее:

  1. Арматура ребристого профиля позволяет достичь максимального сцепления с бетонной заливкой. Диаметр арматуры в данном случае определяющего значения не имеет.
  2. Уложенная вдоль периметра арматура должна отстоять от стенок опалубки, от дна траншеи и от верхней части сооружаемого фундамента не менее чем на 50-60 мм. Тем самым вы скроете стальные пруты в бетоне и защитите их от коррозии.
  3. У ленточного фундамента максимальная зона растяжения находится на поверхности, поэтому заглублять арматуру в бетонную заливку не нужно.
  4. • Например, у фундамента шириной 400 мм зазор между продольными прутами составит 300 мм в горизонтали и от 150 до 300 мм в вертикальной плоскости, в зависимости от глубины.
  5. Для поперечных и вертикальных элементов армирования можно использовать гладкие прутки, диаметр которых составит 6-8 мм. Нагрузка на них будет гораздо меньше, чем на продольные элементы.
  6. Расстояние между вертикальными и поперечными элементами должно быть 150-350 мм. Допускается увеличение до 500-600 мм.

Оптимальное количество арматуры

Ленточный армированный монолитный фундамент с опорной подошвой применяется для посторойки деревянных домов на грунтах (песке, глине, суглинках).

Относительно точный расчет необходимого количества арматуры для ленточного фундамента провести очень несложно. Для этого необходимо посчитать периметр вашего будущего дома, добавить к этому числу длины внутренних стен (но только тех, под которыми будет фундамент) и помножить получившееся число на количество прутков в арматурном коробе. Этот расчет является малой составной частью расчета, в котором учитываются все факторы, воздействующие на фундамент.

В виде примера давайте рассчитаем необходимую арматуру для ленточного фундамента размерами 6 х 5 м, у которого одна несущая внутренняя стенка имеет длину 5 м. В схеме армирования 4 продольных прута ребристого сечения, диаметр которых составляет 12 мм. Периметр дома – 22 пог. м (5+6+5+6). Общая длина фундамента с внутренней стеной составит 27 м (22+5). Общая длина необходимой вам арматуры – 108 м (27*4). Если вдруг у вас не получилось купить пруты той длины, которая нужна, не отчаивайтесь. Отрезки можно соединять, но делать это нужно так, чтобы один прут перекрывал другой как минимум на 1 м. Эти длины тоже нужно будет учесть.

Покупка материала

Довольно редко арматуру продают погонными метрами. Обычно продавцы арматуры считают ее килограммами. Для того чтобы точно определить нужное ее количество, необходима таблица расчета. Предприятия, выпускающие металлопрокат, должны использовать в работе и соблюдать ГОСТ 5781-82. В нем указана масса метра изделия. Есть еще ГОСТ 2590-88, он определяет вес стального круглого проката. Хочется уточнить, что цифры в обоих документах одинаковые. Какую из них предпочесть? Все будет зависеть от удобства пользования этой справочной литературой.

Технология армирования

Большинство фундаментов проектируются так, чтобы их ширина не превышала 450 мм, а глубина – 1000-1200 мм. Поэтому рекомендуем использовать две-три пары продольных арматурных прутьев, диаметр которых – 12-16 мм. Соединяют их между собой 8-миллиметровой арматурой. Нам необходимо создать каркас в виде короба, ширина которого вдвое меньше высоты. Основное назначение вертикальных и поперечных элементов этого каркаса – сохранение формы, поэтому не сомневайтесь. Диаметр арматуры в 8 мм, и этого будет вполне достаточно. Фундамент подвергается поперечным растяжениям в гораздо меньшей степени, чем продольным.

Одно из самых проблемных мест каркаса – углы. Самый замечательный вариант – это армирование углов с помощью согнутой под прямым углом арматуры. Многие строители стараются не усложнять себе жизнь и просто связывают вязальной проволокой прутья, сложенные под углом в 90 градусов. Нареканий на такие действия строителей пока не зафиксировано. В любом случае, если вы армируете фундамент под забор, основных принципов строительных норм можно не придерживаться.

Вязка каркаса

Способ, которым вы будете соединять детали конструкции, также имеет большое значение. Многие люди, решившие залить фундамент самостоятельно, ошибочно считают, что фундамент будет более долговечным и устойчивым, если детали каркаса соединить сваркой. Процесс сварки разрушает кристаллическую решетку металлического прута в месте соединения, и это впоследствии ведет к его разрушению. Опытные специалисты настоятельно рекомендуют соединять армирующие пруты при помощи вязальной проволоки.

Для вязки арматуры используют специальный крючок. Он очень удобен, если площадь достаточно велика и мест, где арматуру необходимо связать, много.

Кусок проволоки длиной в 35-40 см складывают вдвое, вдевают петлю в крюк и свободные концы проволоки оборачивают вокруг арматуры по диагонали. Концы проволоки снова вдевают в крюк и, проворачивая его, создают прочное соединение. Для использования в промышленных масштабах такие крючки бывают электрическими. Кроме крюка, может быть использована специальная насадка на шуруповерт или дрель.

Source: o-cemente.info

Читайте также

Какая арматура нужна для бетона

Уважаемые читатели StroyVopros.net, доброго времени суток. В данной статье мы разберем, какую арматуру использовать для фундамента, а также выясним разновидности арматуры и какая арматура лучше всего подходит для разных типов фундамента и бетона.

Какую арматуру использовать для фундамента

Бетон является достаточно старым изобретением, его варианты использовались еще в Древнем мире. Однако, бетонная отливка, несмотря на хорошие показатели сопротивляемости нагрузкам на сжатие, имеет недостаточно приемлемые показатели при сопротивляемости нагрузкам на других направлениях.

Между тем бетонные конструкции, особенно бетонные отливки, лежащие в основе разнообразных фундаментных конструкций могут подвергаться воздействиям и по другим направлениям. На ленточные бетонный фундамент, на бетонный фундамент в виде монолитной плиты, на забивную сваю или на буронабивную сваю воздействует не только вес самого строения, но и усилия грунта, изменяющегося в объемах, вследствие сезонных изменений. На большей части нашей страны грунт зимой замерзает и влага, содержащаяся в нем расширяет объем почвы. Расширение происходит во всех направлениях и фундаментное основание может подвергаться горизонтальным нагрузкам. Также грунт на вашем строительном участке может состоять из нескольких слоев различной плотности, которые могут перемещаться относительно друг друга.

Типы арматуры для фундаментов

  1. Металлическая арматура для создания силового каркаса бетонных фундаментов представляет собой прутья из стали. Наиболее распространенными являются металлические прутки, имеющие в сечении круглую форму. Для повышения прочностных характеристик поверхность металлического прутка снабжается ребристой винтовой поверхностью.
  2. Кроме того, в последнее время арматура для бетонных отливок может изготавливаться из прочного стеклопластика. Производители указывают, что стеклопластиковая арматура может превышать плотность металлических прутьев.

Стеклопластиковая арматура — фото

Основной характеристикой арматуры является ее сечение или диаметр. Строительная промышленность выпускает металлическую арматуру с диаметром от 5 до 32 миллиметров. Таким образом, при проектирова

Арматура в бетоне — Бетонные работы — Полезная информация

Конструирование различных частей бетонного сооружения должно соответствовать всем условиям, необходимым для удовлетворительной работы этого сооружения. От некоторых конструкций требуется только, чтобы все их элементы могли воспринимать прилагаемые нагрузки. Другие должны уменьшать деформации отдельных элементов. В морских бетонных сооружениях должен быть предусмотрен достаточный защитный слой бетона над арматурой, чтобы предотвратить ее коррозию и разрушение. Такие же требования предъявляются к железобетону на предприятиях, где выделяются газы, вызывающие коррозию. Трещинообразование в бетоне должно быть ограничено с тем, чтобы снизить размер трещин и сохранить хороший внешний вид бетона, а также уменьшить возможность коррозии арматурной стали. В водяных и нефтяных баках трещинообразование должно быть исключено, так как появление трещин в таких сооружениях выводит их из строя.

Различные требования, связанные с проектированием железобетона, в том числе к напряжению в бетоне и стальной арматуре, крупности заполнителя в сильно армированных железобетонных конструкциях, расстоянию между стержнями, толщине защитного слоя, к креплению и анкеровке арматуры, а также требования, относящиеся к производству, проверке и испытанию железобетона, приведены в СНиП.

Принципы проектирования железобетона

Необходимость совместного применения бетона и стали обусловлена характером напряжений, возникающих в бетонных конструкциях. В них могут действовать напряжения сжатия, растяжения или сдвига как по отдельности, так и все вместе.

Бетон имеет достаточную прочность на сжатие, однако его прочность на растяжение низка. Испытания показывают, что действительная прочность бетона на растяжение в 10—12 раз меньше его прочности на сжатие, поэтому при проектировании железобетона прочностью бетона на растяжение обычно пренебрегают. В свою очередь сталь обладает высокой прочностью на растяжение и на сжатие, последнее, — если обеспечена достаточная устойчивость стержней на продольный изгиб. Сочетание этих двух материалов позволяет поэтому получить высокое сопротивление как сжимающим, так и растягивающим усилиям. О сдвиге будет рассказано несколько ниже.

Для эффективного использования комбинации бетона и стали необходимо, чтобы между ними была хорошая связь.

Балки

В балке, находящейся под нагрузкой, возникают напряжения растяжения, сжатия и сдвига. Рассмотрение этих напряжений может служить введением к элементарным принципам проектирования железобетона.

В балке, опертой концами и нагруженной в средней части,, верхние слои сокращаются, тогда как нижние растягиваются. Где-то внутри балки, между ее верхней и нижней поверхностями, находится плоскость, которая не изменяет своей длины при нагружении балки. Эта плоскость называется нейтральной. Следует заметить, что изменение длины слоев балки возрастает по мере увеличения расстояния от нейтральной плоскости.

Те слои балки, которые сокращаются, очевидно, испытывают напряжения сжатия; удлиняемые слои подвержены напряжениям растяжения. Следовательно, в рассматриваемой нами балке часть ее, расположенная выше нейтральной плоскости, находится в состоянии сжатия, часть ниже нейтральной плоскости — в состоянии растяжения. Величина напряжений прямо пропорциональна расстояниям от нейтральной плоскости.

Для каждой балки, симметричной относительно нейтральной плоскости, т. е. в том случае, когда нейтральная плоскость проходит по центру сечения, максимальное напряжение сжатия равно максимальному напряжению растяжения. Это справедливо для любой свободно опертой бетонной балки прямоугольного селения. Самые верхние слои балки будут испытывать максимальные напряжения сжатия, самые нижние — максимальные напряжения растяжения, причем абсолютные величины этих напряжений будут равны.

Так как бетон работает на растяжение гораздо хуже, чем на сжатие, то очевидно, что разрушение будет происходить в нижних растянутых слоях уже при незначительных нагрузках, в то время как верхние сжатые слои способны еще выдерживать значительно большую нагрузку. Следовательно, конструкция балки будет неэкономичной и практически мало пригодной.

Рассмотрим теперь влияние стальных стержней, заделанных в нижнюю часть балки вблизи внешних растянутых слоев. В этом случае прочность балки уже не будет ограничиваться прочностью бетона на растяжение, и при достаточном поперечном сечении стальных стержней она будет одинаково прочна как на сжатие, так и на растяжение. Следует иметь в виду, что для того чтобы максимально использовать преимущества армирования, арматурные стержни должны располагаться как можно ближе к нижней растянутой плоскости балки. Однако необходимо предусмотреть и некоторый защитный слой бетона, предохраняющий арматуру от коррозии и от огня.

В нормально армированной бетонной балке прямоугольного сечения суммарная площадь поперечного сечения стержней арматуры обычно составляет менее 1 % от площади бетона. Сечение балки проектируется таким образом, чтобы допускаемые напряжения в бетоне и арматуре возникали одновременно. Однако часто в связи с ограничением размеров сечения балки дополнительная арматура устанавливается и в сжатой зоне балки; в этом случае она предотвращает перенапряжение бетона.

Если концы балки оперты не свободно, а заделаны, в местах их заделки возникают изгибающие моменты, и при нагружении балка принимает форму.

Напряжения и деформация консольной балки, сходны с таковыми жестко заделанного конца балки, рассматривавшейся в предыдущем примере. При армировании консольных балок ошибки в расположении арматуры более часты, чем при армировании обычных двухопорных балок или перекрытий, поэтому в таких случаях особенно необходимо следить за тем, чтобы арматура располагалась у верхней плоскости балки, но никак не в центре или у нижней ее плоскости. В таких случаях всегда необходимо сверяться с проектными чертежами и спецификациями.

Напряжения сдвига обычно имеют максимальные значения около опор балки. Действуют они и в горизонтальном и в вертикальном направлениях. Необходимо обратить внимание на то, что верхние слои балки в случае, обозначенном а, в действительности сжаты. Необходимо, следовательно, обеспечить достаточное сопротивление балки этим напряжениям, особенно около опор. Это осуществляется двумя путями: 1) при помощи хомутов, обычно располагаемых вертикально и 2) при помощи отгибания части нижних арматурных стержней в верхний слой.

Бетон сам по себе может выдерживать напряжения сдвига в случае, если эти напряжения не превышают пределов, указанных в соответствующих нормах.

Таким образом, хомуты предназначены для того, чтобы вое принимать напряжения сдвига в тех случаях, когда эти напряжения превышают допустимые для бетона нормы. Хомуты обычно размещаются на меньших интервалах у опор балки, так как в этих местах напряжения сдвига имеют максимальную величину. В симметрично нагруженной балке напряжения сдвига в центре ее пролета равны нулю. Хомуты должны охватывать главные арматурные стержни в растянутой зоне балки и быть хорошо закреплены с обоих концов, чтобы полностью воспринимать напряжения.

Колонны

Колонны из неармированного бетона способны выдерживать значительные осевые нагрузки. Однако для того, чтобы уменьшить их сечение, особенно при значительной длине или внецентренном нагружении, обычно прибегают к армированию. В нагруженной колонне возникают сжимающие напряжения. Если между бетоном и арматурой имеется сцепление, то они сжимаются одинаково. Отсюда следует, что сжимающее напряжение в каждом из них должно быть пропорционально их относительным модулям упругости. Следовательно, максимально допустимое напряжение сжатия в стали может быть несколько раз выше допустимого напряжения в бетоне.

Арматура, работающая на сжатие, должна иметь поперечные связи, предотвращающие ее выгибание под нагрузкой, охватывающие все продольные стержни и прочно закрепленные по концам.

Чтобы обеспечить продольную устойчивость самой колонны, необходимо располагать продольную арматуру как можно ближе к поверхности колонны, конечно, обеспечивая достаточный защитный слой бетона.

Плиты

Плиты могут опираться или двумя или всеми четырьмя сторонами. Опирание может быть или свободным или же две или четыре стороны плиты могут быть заделаны. Во всех случаях обычно проводится двухстороннее армирование плиты. Когда плита удлинена в одном направлении, то арматурные стержни, расположенные под прямым углом к длинной ее стороне, называются распределительными. В плитах, имеющих одинаковый пролет в обоих направлениях, главная арматура, работающая на растяжение, также располагается в обоих направлениях.

В плитах, подверженных большим нагрузкам, кроме главной арматуры, работающей на растяжение и располагаемой в нижней части плиты, устраивается сетка из арматурных стержней в верхней части плиты. Верхняя арматура необходима также тогда, когда плита, аналогично случаю для балок, имеет заделанные края или является многоопорной.

Связь и анкеровка

Связь между бетоном и арматурой имеет большое значение, так как эффективное использование комбинации бетона и стали зависит от передачи напряжений от бетона к стали. Прочность связи, или мера эффективности соединения между сталью и бетоном, лучше всего характеризуется величиной напряжения, при котором сдвиг очень незначителен, например не более 0,12 мм. Связь между бетоном и сталью обусловлена сцеплением частиц и силами трения, но как только начинается проскальзывание, сцепление частиц исчезает и последующая связь является следствием только сил трения и механического сопротивления.

Прочность связи между бетоном и сталью увеличивается с повышением прочности бетона, однако не находится в прямой зависимости от последней. Нарастание прочности связи происходит наиболее быстро во время выдерживания бетона во влажных условиях.

Арматурные стержни, работающие на растяжение, должны иметь достаточную длину с тем, чтобы концы их располагались далеко от напряженной зоны и оказывали сопротивление при нарушении связи между бетоном и арматурой в самой зоне. Значения допускаемых усилий сцепления и способы расчета приведены в Инструкции Британского стандарта по применению обычного железобетона в зданиях.

‘Крючки на концах арматурных стержней должны иметь внутренний диаметр, не менее чем в четыре раза превышающий диаметр самого стержня. Только в тех случаях, когда крючок скрепляется со стержнем главной арматуры, его внутренний диаметр должен быть равен диаметру охватываемого им стержня. Длина прямого участка на загнутом конце стержня должна быть не менее чем в 4 раза больше диаметра самого стержня.

Обеспечение трещиноустойчивости

При проектировании железобетона прочностью бетона на растяжение пренебрегают и допускают, что при рабочих нагрузках бетон в растянутой зоне трескается. Следовательно, некоторое количество трещин в элементах железобетонных конструкций, подверженных растяжению, является нормальным явлением. Такие трещины равномерно распределены по всей длине элемента и имеют настолько малую толщину, что их можно не принимать во внимание. Если трещинообразование не регулируется, могут возникнуть одна или две больших трещины, которые не только испортят внешний вид бетона, но и явятся причиной проникновения в него влаги, что приведет к коррозии арматуры. Трещины появляются также вследствие растягивающих напряжений, возникающих при деформации бетона. Эта деформация может быть обычной усадкой бетона при высыхании или же следствием изменения температуры. Возникновение трещин в таких частях конструкции, как панели стен, неизбежно в том случае, если края панелей заделаны.

Образование трещин сопровождается местным нарушением связи между бетоном и сталью. Высокая прочность связи между бетоном и арматурой препятствует увеличению ширины трещин в большей мере, чем малая прочность связи. Отсюда можно заключить, что развитие трещин в ширину задерживается в случае применения арматурных стержней малого диаметра (т. е. с относительно большой поверхностью), а также при высоком проценте армирования. Необходимо также хорошее сцепление арматуры с бетоном, величина которого зависит от физических свойств бетона.

Интересно заметить, что механическая связь, развивающаяся при деформировании стержней, оказывает незначительное влияние на развитие трещин в ширину, так как действие механической связи становится эффективным лишь после того, как ширина трещины превысит 0,5 мм.

В общем случае возможность образования трещин в результате изгиба бетонных элементов увеличивается по мере увеличения напряжения в растянутой арматуре. Тем не менее, армированием можно регулировать ширину возникающих трещин: чем сильнее армирование, тем меньше ширина отдельных трещин, в то время как общая ширина всех трещин остается постоянной.

Обычно стеновые панели имеют вертикальную и горизонтальную арматуру около внешней и внутренней поверхности стены. В случае резкого изменения сечения элемента должна быть предусмотрена, например, в углах оконных и дверных проемов, дополнительная арматура, препятствующая образованию усадочных трещин.

Типы арматуры

Для армирования бетона обычно используется мягкая сталь. Допускаемые напряжения для стальной арматуры указаны в СНиП.

Среднеуглеродистая и высокоуглеродистая стали и холоднотянутая стальная проволока, также применяются в качестве арматуры для бетона.

Механически упроченная арматура применяется в виде стальных стержней, окрученных в холодном состоянии. Механическое упрочение стали увеличивает ее предел текучести примерно на 50%.

В качестве арматуры используются также деформированные и зазубренные стержни. Неровность поверхности стержня обеспечивает механическую связь между бетоном и арматурой, однако эта связь не является эффективной до тех пор, пока сдвиг между бетоном и арматурой не достигнет значительной величины. По мере увеличения сдвига напряжение связи вследствие механического сопротивления также значительно увеличивается. Если же большой сдвиг между арматурой и бетоном недопустим, то применение стержней с деформированной или зазубренной поверхностью дает слишком незначительные преимущества.

При использовании стержней с деформированной поверхностью существует некоторая опасность раскалывания бетона, поэтому, если связь усилена, необходимо усилить и окружающий бетон дополнительной арматурой из проволоки.

Арматурная сетка готовится путем электросварки холоднотянутых стальных проволок, расположенных в двух направлениях под прямым углом друг к другу. Сетка может быть также изготовлена из витых стальных стержней, прочно скрепленных в местах пересечения; сварка в этом случае не обязательна. Арматурная сетка для железобетонных работ должна соответствовать СНиП. Она применяется главным образом для армирования плит и дорожных одежд.

Листовая арматура стальная должна отвечать . Листы или пластины стали прорезаются, затем прорези отгибаются и получается нечто вроде сита с ячейками различной формы и размеров. Листовая арматура часто применяется для армирования плит перекрытий и стеновых панелей. Одной из разновидностей листовой арматуры является арматура, имеющая ребра, расположенные на определенных интервалах, используется и как обшивка и как арматура. При этом грубая неровная поверхность плиты обеспечивает хорошую связь для штукатурки.

Рабочие чертежи железобетонных конструкций

Рабочие чертежи должны содержать указания о расположении арматуры в различных элементах конструкции и быть настолько детально разработаны, чтобы гнутье и вязка арматуры производились без всяких догадок со стороны рабочих. Способы составления таких чертежей невозможно описать в объеме данной книги, однако необходимо дать некоторые указания.

На одной вертикальной проекции должна быть показана вся арматура балки с указанием числа и размеров арматурных стержней в каждом ряду и всех других необходимых размеров. Рекомендуется также сделать в масштабе чертежи сечений балки в местах стыкования арматуры и т. п., чтобы показать, что имеется достаточно места для арматурных стержней и указанные расстояния между стержнями могут быть выдержаны. Размеры хомутов и необходимые расстояния между ними также должны быть указаны.

На поперечных разрезах балки должны быть показаны ее общие размеры, различные арматурные стержни и необходимая толщина защитного бетонного слоя.

Чертежи колонн выполняются аналогично чертежам балок: дается продольный разрез с указанием размеров и несколько поперечных сечений в необходимых местах. На чертеже должны быть представлены размеры главных арматурных стержней и рассстояния между ними, форма поперечных связей с указанием расстояний между ними.

Для плит и стеновых панелей полностью вычерчивают только несколько арматурных стержней каждого типа и проставляют их размеры и расстояния между ними. Должно быть указано также, какие стержни располагаются в верхнем слое, какие — в нижнем, какие из них являются главными, а какие — распределительными. Должен быть сделан поперечный разрез плиты, показывающий ее толщину, величину защитного слоя, места стыкования и отгиба стержней. Во всех случаях необходимо указать расположение и величину нахлестки арматуры.

Проверка заготовленной арматуры на строительной площадке

Перед использованием арматуру следует проверить, так как она могла быть повреждена при транспортировании или сильно заржаветь во время хранения. Термин «сильное ржавление» требует некоторого пояснения, так как обычная ржавчина, слегка покрывающая поверхность арматуры и прочно связанная с ней, не оказывает вредного действия на прочность связи между бетоном и арматурой. Вредной ржавчина может считаться тогда, когда при сильном протирании мешковиной или жесткой щеткой она отделяется.

Необходимо убедиться в том, что полученные стержни соответствуют требуемому диаметру, а в результате коррозии их сечение не уменьшилось.

На одной строительной площадке, расположенной около химического завода, толщина арматуры, хранившейся на открытом воздухе в течение 6 месяцев, уменьшилась на 0,8 мм.

Гнутье арматуры

При гнутье арматуры должны соблюдаться радиусы, указанные в СНиП. Радиус изгиба зависит от напряжения стали в месте изгиба, от допускаемых напряжений в бетоне и от расположения изгиба в конструкции. С расположением изогнутого стержня в конструкции связана опасность раскалывания бетона. Раскалывание бетона можно предотвратить путем установки в этом месте дополнительной арматуры. Опасность раскалывания бетона особенно велика в тонких балках и подобных им элементах.

Гнутье арматуры обычно производится вручную на гибочных станках типа, показанного на фиг. 166. На больших строительных площадках и в арматурных цехах заводов готовых бетонных изделий,где приходится изгибать большое количество арматуры, гнутье арматуры может производиться на механических станках. Использование плохого оборудования для гнутья может привести к тому, что изогнутые стержни будут неправильных размеров, а это осложнит их установку и крепление. Гнутье стержней по возможности следует поручать опытным квалифицированным арматурщикам.

При гнутье стержень обычно несколько вытягивается, поэтому, изготовив первый стержень, необходимо проверить его размеры и соответственно изменить место изгиба всех последующих стержней так, чтобы их размеры наиболее близко соответствовали проектным. Это особенно необходимо в том случае, когда на одном стержне нужно сделать несколько изгибов. Величина вносимой поправки зависит от типа станка и способа установки стержней относительно пальца на станке.

Стержни по возможности необходимо гнуть в холодном состоянии медленно и равномерно. Быстрое гнутье может привести к образованию трещин в стержне, которые сразу же нельзя обнаружить. Допускается также гнутье стержней в нагретом состоянии, при температуре вишнево-красного каления 844° С, за исключением стержней, прочность которых сохраняется только при холодном гнутье. Стержни, гнутые в нагретом состоянии, не должны подвергаться закалке. Следует предусмотреть их маркировку с тем, чтобы при вязке арматуры легко можно было выбрать нужный тип стержня.

Арматура должна храниться таким образом, чтобы легко можно было найти стержни нужной длины и размера и чтобы при хранении они не портились.

Вязка арматуры

Арматура должна устанавливаться в правильном положении и прочно закрепляться так, чтобы при укладке бетона не происходило ее смещения. Для успешного и правильного проведения вязки арматуры необходимы опытные рабочие, особенно в тех случаях, когда система арматуры достаточно сложна.

Иногда арматуру собирают в стороне от бетонируемой конструкции на поддерживающей раме. Собранный блок арматуры при помощи подъемных средств устанавливается в опалубке, после чего армирование фактически является законченным. Такой метод упрощает работу и приводит к большой точности, однако в этом случае должны быть приняты меры к соблюдению толщины защитного слоя бетона. Часто не придают значения тому, насколько трудно выправить массив арматуры. Попытки выпрямить один стержень могут привести к нарушению установки других стержней.

Для предотвращения смещения арматуры при укладке бетона применяют различного рода подкладки и ограничители. Среди них наиболее распространены бетонные разделительные блоки и кольца, асбестоцементные кольца, металлические подкладки и тому подобные приспособления. Предотвратить смещение стальной арматуры очень важно, так как оно может привести к уменьшению толщины защитного слоя бетона и последующей коррозии арматуры под атмосферным воздействием. Такое смещение арматуры, обнаруженное при реконструкции одного из заводов газовой промышленности.

Арматурные стержни обычно связываются мягкой железной проволокой (вязальная проволока). Вместо железной проволоки могут применяться запатентованные крепления из проволочных пружин. Преимуществом их является возможность быстрой установки.

Расстояния между стержнями

Для облегчения укладки бетона арматурные стержни должны располагаться таким образом, чтобы расстояние между ними было не менее размера их диаметра. В тех случаях, когда максимальный размер заполнителя в бетоне превышает диаметр стержня, расстояния между арматурными стержнями должны быть не менее чем на 6 мм больше наибольшего размера заполнителя. Если применяются стержни разного диаметра, то расстояние между ними должно быть не менее максимального диаметра стержня.

Расстояние по вертикали между главными горизонтальными арматурными стержнями должно быть не менее 12 мм, за исключением мест сращивания или тех мест, где проходят поперечные стержни.

Защитный слой бетона

Достаточная защита арматуры необходима для предупреждения ее коррозии и, следовательно, разрушения конструкции. При этом особенно необходимо следить за тем, чтобы была обеспечена достаточная толщина внешнего слоя бетона, защищающего арматуру. Перед укладкой бетона следует проверить правильность установки арматуры и отсутствие смещения стержней.

Толщина слоя бетона, закрывающего арматуру (за исключением гипсовых и других архитектурных украшений), должна быть:

а) для каждого конца арматурного стержня в колонне не менее чем 25 мм и не менее двух диаметров такого стержня;

б) для каждого продольного арматурного стержня в колонне— не менее 37 мм, однако не менее диаметра такого стержня. В случае, когда минимальный размер колонны не превышает 200 мм, а толщина стержней ее арматуры не превышает 12 мм, допускается защитный слой толщиной 25 мм;

в) для продольной арматуры балки — не менее 25 мм и не менее диаметра такого стержня;

г) в плитах для арматуры, работающей на растяжение, сжатие или сдвиг, — не менее 1 мм, но и не менее диаметра арматуры;

д) во всех остальных случаях — не менее 1 мм, но и не менее диаметра арматуры.

Для всех железобетонных конструкций, устанавливаемых на открытом месте, на поверхности грунта или же в закрытом помещении, но в условиях, способствующих коррозии  размеры должны быть увеличены на 12 мм.

В случае применения некруглых или спаренных стержней их диаметр определяется как диаметр круга, площадь которого равна площади поперечного сечения стержня (или пары стержней).

Невозможно переоценить необходимость правильной защиты арматуры в тех случаях, когда бетон подвержен атмосферным воздействиям. Необходимо помнить, что исправление и закрепление неправильно установленной арматуры, особенно толстых арматурных стержней, требует значительных непроизводительных затрат. Приведенные выше величины толщины защитного бетонного слоя во всех случаях следует считать минимальными. Для бетонных конструкций, возводимых в трудных условиях (климатические условия, свойства материалов, форма конструкции), рекомендуется увеличивать толщину защитного слоя на 50% и более.

Недостаточная толщина защитного слоя бетона приводит к коррозии арматуры и к последующему разрушению конструкции.

Та или иная толщина защитного слоя бетона над арматурой часто диктуется не только необходимостью защиты ее от коррозии, но и другими причинами. Например, если необходимо обеспечить высокую огнестойкость конструкции, то толщина защитного слоя будет больше, чем указано в требованиях Британского стандарта. Достаточная толщина защитного слоя требуется также в тех случаях, когда бетон подвержен истиранию и необходимо обеспечить длительный срок службы конструкции. Однако степень истирания бетона не всегда можно определить заранее, поэтому в таких случаях возникает необходимость защиты самого бетона или производства своевременного ремонта.

Сварка

Сварка в настоящее время очень широко применяется при армировании готовых бетонных изделий. Однако на строительных площадках она используется еще недостаточно, за исключением стран Европейского союза. Широко распространено применение сварной арматурной сетки для устройства дорожных одежд, полов и т. п.

Существует два вида сварки арматуры:

1) сварка «вприхватку», т. е. сварка пересечения двух арматурных стержней, расположенных под тем или иным углом, для того чтобы закрепить их в нужном положении. В этом случае к сварному шву не предъявляется особых требований в отношении прочности;

2) сварка в стык двух стержней, расположенных по одной прямой. В этом случае сварной шов воспринимает напряжения самих стержней. Сваркой разрешается стыковать только арматурные стержни из мягкой стали. Если свариваются стержни из закаленной стали, то следует считать, что около шва стержни будут работать, как мягкая, отпущенная сталь; дополнительная прочность от применения закаленной стали в этом случае не должна учитываться.

Соединение швов можно осуществлять при помощи газовой, электродуговой сварки или сварки сопротивлением. Электродуговая сварка дает наилучшие результаты и является наиболее экономичной, вследствие чего она нашла преимущественное применение в современной практике. Сварку арматуры следует поручать опытным сварщикам.

Сварка главных арматурных стержней не дает прямой экономии средств, однако она имеет некоторые преимущества перед обычными способами соединения арматуры, так как позволяет избежать стыков внахлестку, дополнительных стержней, лишних крюков и т. п., а также уменьшить поперечное сечение некоторых конструкций, когда оно определяется не требованиями прочности, а из условий размещения арматуры и т. п. Другим преимуществом сварки является достигаемая жесткость арматурного каркаса.

Для того чтобы использовать преимущества сварки, в проекте должны быть максимально уменьшены размеры элементов и исключены арматурные стержни, предназначенные только для усиления жесткости арматурного каркаса.

Свариваемые в стык концы стержней должны быть хорошо зачищены и обрезаны по определенной форме. Исключение составляют стержни диаметром до 6 мм, концы которых перед сваркой могут быть обрезаны просто под прямым углом к оси. Наиболее удобны для сварки концы, обрезанные в виде простого или двойного «V». Форма двойного «V» применяется в тех случаях, когда диаметры стержней превышают 37 мм.

Во время сварки стержни необходимо правильно и точно устанавливать и прочно закреплять в этом положении при помощи специальных устройств. Если позволяет место, для крепления стержней можно применять зажимные приспособления.

Если сварка стержней диаметром более 25 мм производится V-образным швом, то в нижней части шва рекомендуется устанавливать изогнутую пластинку. Пластинка должна отстоять от стержней на 0,8 мм.

Необходимые меры для получения прочного сварного шва арматуры:

1) за сваркой должен наблюдать опытный контролер;

2) квалификация сварщика должна быть проверена путем проведения предварительной пробной сварки нескольких образцов;

3) следует применять соответствующие сварочные электроды и сварочное оборудование;

4) качество свариваемых швов должно тщательно проверяться, особенно в отношении заполнения швов металлом;

5) сила тока при сварке должна быть достаточно высокой.

При сварке мягкой стали вред избыточной силы тока незначителен по сравнению с возможностью образования непроваренных швов, получающихся, когда сила тока недостаточна. Недостаточное заполнение швов почти неизбежно приводит к их разрушению под нагрузкой. Степень заполнения швов в значительной мере зависит от опытности сварщика; однако при избыточной силе тока опасность незаполненных швов будет меньше;

6) контролер должен проверить количество и размещение свариваемых арматурных стержней;

7) из партии свариваемых стержней необходимо вырезать пробные швы и проверить их на разрыв. Однако такая проверка носит скорее психологический характер, чем дает действительную пользу.

Окончательный контроль

Инженер, руководящий бетонными работами, должен убедиться в том, что вся арматура закреплена в правильном положении и удерживается на достаточном расстоянии от поверхности опалубки. Он должен также проверить расположение стыков, длину и радиусы закруглений загнутых концов, жесткость закрепления стержней вязальной проволокой и качество сварных стыков.

Металлические закладные части

Иногда не учитывают, что устанавливаемые, кроме арматуры, металлические закладные части могут потребовать специальной защиты от коррозии. Закладные части внутри водонепроницаемого бетона не подвержены коррозии, тогда как части, выходящие на поверхность бетона, должны быть специально защищены.

Медь в обычных условиях не подвержена коррозии, если только в окружающей среде нет хлористого кальция. Детали, покрытые свинцом, цинком, алюминием или кадмием, подвергаются коррозии в свежем бетоне, а также во влажном бетоне любого возраста. Поэтому они должны быть покрыты шеллаком, лаком или инертной краской.

Коррозия металлов в бетоне ускоряется в присутствии блуждающих электротоков, однако и в этом случае она происходит только во влажных условиях.

Размещено: 25.03.2010

Арматура и ее роль в железобетонной конструкции


Когда речь идет о необходимости бетонирования какой-либо конструкции, будь то фундамент дома, стены или перекрытия, практически всегда используется стальная арматура.

Зачем она нужна?

Известно, что бетон хорошо воспринимает нагрузки на сжатие, но плохо относится к растяжению, изгибам и скручиванию. Поэтому для повышения прочности бетонных изделий в них вводят стальную арматуру, которая превращает обычный бетон в железобетон.

Обычно арматура – это стальные стержни, сетки и различные сварные или вязаные каркасы. В зависимости от того, что представляет собой арматурный каркас бетона, арматура может быть плоской или объемной.

Арматура может иметь постоянное сечение (гладкая) или иметь периодический профиль. Рифленая арматура наиболее часто используется для создания железобетонных конструкций, так как ее профиль обеспечивает лучшее сцепление стали и бетона, превращая их в единое рабочее тело.

Существует несколько разновидностей арматуры, которую изготавливают из различных марок стали. Каждая разновидность обладает определенными свойствами, которые обусловлены добавками, вводимыми при варке стали.

Самой известной часто используемой является арматура А3.

Одним из примечательных видов арматуры является арматура 35ГС, которая изготавливается из низколегированной стали. Она изготовлена из стали 35ГС, которая содержит повышенное количество углерода и марганца. Эти элементы придают арматуре особые свойства:

  • наличие углерода обеспечивает повышенную прочность арматуры;
  • марганец отвечает за высокую пластичность.

Отличительными свойствами данного типа арматуры являются также следующие:

  • высокая стойкость к коррозии при контакте с бетоном;
  • стойкость к механическим нагрузкам;
  • устойчивость к такому явлению как вибрация.

Этими особенностями обусловлено использование арматуры 35ГС в условиях с суровыми климатическими условиями и в зонах повышенной сейсмической активности.

Этот тип арматуры широко используется при возведении монолитных конструкций, строительстве метрополитенов и мостов. Также ее используют для сооружения каркасов подводных трубопроводов.

Использование каркасов из этой арматуры в предварительно напряженных изделиях из бетона, придает им дополнительную прочность и надежность. Нередко ее используют и для армирования ответственных участков дорожного полотна.

Для строительных работ используют арматурные стержни диаметром от 6 до 40 мм, которые можно приобрести в катушках (небольшого диаметра) или в прутках длиной от 6 до 11,7 м.

виды, порядок выполнения работ, особенности технологии, отзывы

Метод армирования нередко используют в строительстве. Это связано с тем, что часто используемый материал в строительстве – бетон, обладая высокой прочностью, имеет также невыгодное свойство – хрупкость, то есть не имеет эластичности. При неравномерных нагрузках, вибрациях, перепадах температур, в больших конструкциях было бы невозможно применять бетон без армирования. Он просто бы треснул, раскрошился и рассыпался.

Что же происходит?

Какие силы действуют на конструкцию? Разберемся, не углубляясь в эпюры сопромата. При нагрузке или вибрации каждая часть строения принимает и сопротивляется, насколько хватает прочности. К примеру, возьмем потолок первого этажа, он же пол второго этажа. При нагрузке сверху, балка сопротивляется изгибу вниз.

сетка для армирования

При этом верхняя часть балки испытывает силу сжатия, а нижняя — силу растяжения. В связи с тем, что бетон может выдержать больше силу сжатия, чем силу растяжения, то в нашем случае, если балку делать не армированной, то по низу конструкции бетон разрушится быстрее. Сначала пойдут трещины в нижней части, а затем конструкция рассыпется. Чтобы этого не произошло, делают армирование балки. Смысл заключается в том, чтоб погасить силы растяжений и сжатий за счет стальной арматуры или проволоки. Первая имеет высокую степень сопротивления растяжению и сжатию. Поэтому перед заливкой бетона делают двойную сетку из арматуры. Первый слой сетки располагают внизу (на 10-50 мм от нижней поверхности балки), второй вверху (на 10-50 мм от верхней поверхности балки). Расстояние между верхней и нижней сеткой будет зависеть от толщины конструкции.

Заливка бетона с армированием

Работа не представляет особой сложности. Все предельно просто и сводится к четырем этапам:

  1. Опалубка, сборка и установка.
  2. Армирование.
  3. Приготовление бетона.
  4. Заливка.

Для начала надо подготовить участок, где будет производиться заливка бетона с армированием и опалубкой. Площадь участка должна быть как можно ровнее. Далее надо подготовить материалы, рассчитать количество песка, цемента, щебня, арматуры и уже готового бетона. Заливка начинается с фундамента и производится от нижних участков к верхним.

заливка бетона

Опалубка

Отзывы говорят, что наиболее ответственная часть – сборка и установка опалубки. По сути, это ограждение из досок, фанеры или металлических листов. Такое сооружение несложно соорудить своими руками. Его задача – придать бетону определенную форму. Опалубка должна иметь ровную, гладкую поверхность, все части должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было щелей, просветов, выступов. Чем ровнее и качественнее будет собрана опалубка, тем меньше работ и материалов пойдет на оштукатуривание и отделку. Наиболее популярный материал для изготовления опалубки – это ламинированные листы фанеры толщиной от 16 до 24 мм. Толщину подбирают в зависимости от площади конструкции. Фанера легко режется, с помощью лобзика можно придать самую сложную конфигурацию. Фанера имеет достаточно плоскую и ровную поверхность, а за счет ламинирования легко снимается или передвигается с застывшего бетона. После снятия опалубки с одного участка, эти же листы можно использовать для изготовления других бетонных конструкций. Все щели после сборки заливают монтажной пеной. После того, как пена застынет, необходимо срезать все лишние наплывы внутри опалубки. Иначе в бетонной конструкции будут пустоты, которые придется заделывать при отделке. Внутренние размеры опалубки, ее форма на всех уровнях должны соответствовать проекту. Когда все собрано, запенено и зачищено можно переходить к следующему этапу – армированию.

Опалубка для колонн, «палуба»

При заливке колонн применяют передвижную опалубку. То есть делают ее по толщине колонны, скажем высотой в метр. После заливки и застывания бетона, с помощью 4 домкратов опалубку сдвигают вверх, не разбирая, и заливают следующий слой. Такой способ хорош, если колонн в конструкции много. При этом экономится время на сборку и демонтаж.

Изготовление опалубки в горизонтальной плоскости строители называют «настил палубы». Особенностью является то, что сначала устанавливают вертикально регулируемые стойки, на расстоянии 1,5-2 м. На стойки кладут доски толщиной 50-60 мм, на них — листы фанеры (ламинированной стороной вверх). Также важно следить, чтоб не было щелей, а листы плотно прилегали друг к другу.

сетка для бетона

Армирование горизонтальных конструкций

Армирование выполняют двумя способами. Первый — это готовая железная сетка для армирования бетона. Подойдет для не очень больших нагрузок. Сетка натягивается на опалубку и закрепляется проволокой, через просверленные в фанере отверстия. В местах крепления устанавливаются регулировочные прокладки. Это нужно для того, чтоб сетка не прикасалась к опалубке. Иначе после ее снятия из бетона будут видны части сетки, которые потом будут ржаветь, разрушаться и портить внешний вид конструкции.

армирование бетона

Второй способ – это связанная проволокой арматура. Судя по отзывам, такая конструкция выдержит большие нагрузки. Все работы проводятся без сварки. Металлические стержни раскладывают параллельно друг к другу, через одинаковое расстояние, а затем, прямо на них, раскладывают стержни перпендикулярно, чтоб они пересекались под прямым углом. Шаг укладки варьируется. Все пересечения прутьев связываются вязальной (мягкой) проволокой. Так же, как и для сетки, применяют регулировочные прокладки. После увязки нижней части сетки, аналогично делают верхнюю часть. Между верхней и нижней плоскостью сеток так же устанавливаются регулировочные опоры. Обычно их делают из прутков арматуры, которые приваривают между первым и вторым слоем через определенные промежутки. Последние рассчитываются так, чтобы прутья не провисали под своим весом, обеспечивалась плоскостность конструкции.

Армирование стены из бетона, колонн

Для стен сетка из прутьев арматуры может быть связана в горизонтальной плоскости, а затем быть поднята и закреплена в вертикальную. Но при больших объемах удобнее вязать сетку в вертикальном положении. При бетонировании стен сначала вяжут сетку, затем устанавливают распорные втулки (для регулировки толщины стены).

армированная конструкция

Обычно используют распорные втулки из пластмасс или пластика. Потому что после снятия опалубки они останутся в бетоне, а пластмассовые или пластиковые втулки не будут ни ржаветь, ни разлагаться. После их установки ставят элементы опалубки. Противоположные части соединяют металлическими винтовыми шпильками, которые пропускают сквозь распорные втулки. Делают так для того, чтобы шпильки не соприкасались с бетоном. Затем гайки шпилек затягивают, прижимая тем самым противоположные части опалубки к распорным втулкам. Боковые части стены крепятся к фронтальным частям с помощью струбцин или зажимов.

сетка для армирования бетонных конструкций

Отзывы отмечают, что при армировании вертикальных конструкций (будь то стены или колонны), прутья арматуры должны быть выше поверхности заливаемого участка. Делают так для того, чтобы можно было связать данный участок с горизонтальным участком заливки. Как правило, последний (самый высокий участок заливки) имеет горизонтальную плоскость.

Приготовление бетона

Основным залогом качества приготовленной бетонной смеси является точное соблюдение пропорций всех составляющих. Важно обратить внимание на марку используемого цемента. Разным маркам материала соответствуют разные объемы песка. Также следует учесть жесткость воды. Если принципиально важно достичь максимальной прочности бетона, то лучше перед приготовлением смеси проверить этот показатель в лаборатории. На практике уменьшают жесткость воды с помощью самых обычных моющих средств (наиболее бюджетным вариантом является гель для мытья посуды).

Очень важно соблюдать последовательность. Сначала в емкость заливают воду, затем цемент, щебень и в конце песок. Для небольших объемов используют ручные инструменты или небольшие автоматизированные. Для больших объемов используют специальные машины.

Заливка

Не менее ответственная часть работы – заливка. Перед ней следует еще раз проверить герметичность опалубки, наличие посторонних отверстий. Опалубка должна быть промазана отработанным машинным маслом или любой другой жирной смесью для того, чтоб легче было ее демонтировать. Выкладывать бетонную смесь нужно так, чтоб не сместить арматурную сетку. После заливки требуется тщательно пройтись вибратором для уплотнения бетона по всей плоскости заливаемого участка. Это нужно для того, чтобы не образовывались пустоты, особенно для сложных конфигураций, где в карманах мог остаться воздух.

заливка бетона на сетку

Заключение

Залог успеха строительства – точное выполнение всех операций, соблюдение размеров, расчетов. Все работы на любых этапах требуют внимательности, знаний и навыков. Если все рассчитано правильно, а работы выполнены качественно, то конструкция будет прочная и долговечная. Как альтернатива классическому армированию, существуют фибробетоны. Сущность армирования бетона волокнами заключается в том, что последние по своей природе способны воспринимать большие напряжения, чем бетонная матрица.

Арматура для железобетона (классификация) ⋆ Смело строй!

Классификация арматуры применяемую для фундамента и ж. б. блоков.
Предназначение арматуры – укреплять бетонную конструкцию, брать на себя значительные растягивающие нагрузки или усиливать железобетонный блок при сжатии.

Определение

Арматура для железобетона это жесткие или гибкие стержни, сети или пространственные каркасы из этих стержней.

Для улучшения сцепления с бетоном стержни могут иметь периодические утолщения.

Арматурные сетки и каркасы

Арматурные каркасы и сетки – готовые конструкции из арматурных стержней для производства железобетонных элементов. Могут быть как фабричного производства, так и сделаны на строительной площадке.

Различают вязанные или сварные арматурные каркасы и сетки.

Классификация арматуры

Приведем в порядок то, что мы знаем о типах арматуры для фундамента и ж. б. блоков. Можно ориентироваться на назначение, расположение в конструкции, условия применения и по материалу арматуры.

По назначению

  • Рабочая арматура воспринимает растягивающие нагрузки.
  • Распределительная (конструктивная) арматура предназначена передать равномерно нагрузку между стержнями рабочей арматуры.
  • Монтажная арматура служит для объединения рабочей и распределительной арматур в единый каркас.
  • Анкерная арматура или закладные детали нужна для монтажа или сборки сваркой сборных железобетонных конструкций.

По ориентации

По отношению к направлению действия сил арматура делится на продольную или поперечную.
Продольная арматура препятствует образованию вертикальных трещин и хорошо воспринимает продольные растягивающие нагрузки.
Поперечная арматура препятствует образованию наклонных трещин от скалывающих напряжений в сжатой зоне.

По условиям применения

Арматурные стержни могут, перед бетонированием, быть предварительно растянуты (напряжены). Эта технология позволяет перекрывать большие пролеты иметь меньшие прогибы перекрытий и выдерживать большие растягивающие нагрузки без образования трещин.

Напрягаемая арматура в железобетонных конструкциях может быть исключительно рабочей.

Обычно предварительно напряженный железобетон в частном и малоэтажном строительстве не применяется.

Композитная арматура

Арматурные стержни на основе стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон, пропитанных термореактивным или термопластичным полимерным связующим и отверждённых.

Набирающая популярность композитной арматуры в частном строительстве объясняется легким весом (удобство транспортировки) и стойкость к коррозии.

Типы арматуры

Типы арматуры по ГОСТ 5781-82 различаются по механическим качествам, смотри таблицу:

Типы арматуры

Типы арматуры

Какую арматуру при менять для фундамента

Типы арматурыТипы арматуры

а – не рекомендуется, б – подходит, в – подходит, но редко встречается

В частном и малоэтажном строительстве рекомендуется применять армирующие стержни классов A300 или A400.

Внешне, арматура A240 рифления не имеет, A300 – рифление кольцевая ёлочка, A400 – серповидная ёлочка.

Допустимо заменить стальную арматуру сопоставимой композитной.

Использование арматурных прутьев более высокого или наоборот более низкого качества – не рационально.
Рекомендуем прочесть статью о расчете армирования вашего типа фундамента.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о