Березовые ветки – Отвар березы: польза и противопоказания. Применение и приготовление отвара из березовых листьев, коры, сережек, веток, корней березы

Содержание

5 магических свойств березы, о которых вы еще не знаете

Береза на Руси всегда была почитаемым деревом. Русское название березы связывают со словом «беречь». Это обусловлено тем, что славяне считали это дерево даром богов, который оберегал человека.

В ряде культур и традиций береза является символом света, чистоты и непорочности. Этом дереву издревле приписывали множество магических и лечебных свойств, его использовали в ритуалах и обрядах. Как же можно использовать березу в наше время? И что могут дать нам ее полезные свойства?

Береза для сохранения красоты и здоровья

Существует большое количество рецептов красоты и здоровья на основе березы. Самый простой и эффективный из них — березовый настой. Сорвите несколько веточек без помощи ножа и поставьте их в вазу у себя дома. Пусть березовый аромат распространится на все жилое пространство. Из этого букета возьмите пару веток, мелко разломайте их, положите в кастрюлю и залейте кипятком. Настой должен стоять не менее трех часов. По желанию можно добавить цедру апельсина или лимона. Перед тем, как использовать настой, нужно помыться. Пропаренное тело следует протереть полотенцем, намоченным в этом настое. Не забудьте про лицо — нет ничего полезнее и эффективнее для красоты и молодости кожи, чем натуральные средства.

pic

Береза для избавления от негативных эмоций, усталости и стресса

Был сложный день? Или вас одолевает тревога и отрицательные эмоции? Отправляйтесь на прогулку в березовую рощу. Если рядом с домом растет березка, то побудьте рядом с ней несколько минут. Прикоснитесь к ней, поговорите о своих проблемах. Дерево заберет все ваши отрицательные эмоции. Считается, что пик активности березовой энергетики приходится с 6 до 9 утра.

Береза для защиты от сглаза, порчи и болезней

Березка широко применялась как оберег от окружающего негатива. Для этого дома украшали березовыми ветками, в доме летом всегда стояли букеты березовых веточек, а в банях непременно использовали березовые веники. Ими хлестались не только для телесной очистки, но и для энергетической. А если посадить березку рядом с домом, то она надолго станет вашим оберегом и не позволит злу и неудачам постучаться в дом.

pic

Березовые ветки для привлечение изобилия, счастья и благополучия

Раньше наши предки втыкали березовые веточки в огороде, когда наступала посевная пора, так как считали, что это дерево наделяет плодородностью землю. Молодоженов хлестали ветками березы, чтобы те жили в гармонии и согласии. При первом выгоне скота брали именно ветки этого дерева, хлестали животных, чтобы те были здоровыми и приносили хороший приплод.

Береза привлекает удачу и исполняет желания

Один из известных ритуалов, связанных с березой, заключается в сжигании веток этого дерева. Срежьте пару веток, обязательно поблагодарите березу за ее щедрость . Ветки бросьте в огонь. Полученный пепел развейте по ветру со словами заговора: «Как легка березовая пыль, так и жизнь моя будет легка».

pic

Существует еще один известный ритуал на исполнение желания. Как правило, он проводиться на Троицу, но совершить его можно и в любой другой день, главное, чтобы дерево было молодое, с зелеными листочками. Возьмите красный лоскуток или ленту. Можно взять отрезок из своей одежды (так в ритуале будет задействована ваша личная энергетика). Подойдите к самой красивой и ровной березке и повяжите на одну из ее веточек красный лоскут, загадав при этом желание.

Используйте силу природы себе во благо! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Магические и лечебные свойства березы

 

В древности березу считали истинным подарком богов. И сейчас ей приписывают магические и лечебные свойства, которые призваны оберегать людей от злых сил и негатива, сохранять здоровье.

Береза росла практически возле каждого дома, ее энергией пользовались все домочадцы, за ней тщательно ухаживали и благодарили за то добро, которое она приносит. Считали, что она защитит дом от проникновения темных сил и магического воздействия.

Магические свойства березы

Береза - свойства, описание, применение

Мало кто знает, что береза способна в буквальном смысле вытягивать отрицательную энергию. Если у вас выдался крайне сложный день, или же вы просто чувствуете психологическую усталость, нервное напряжение, то отправляйтесь прогуляться в березовую рощу.

Выберите там дерево, которое вам будет по душе, обнимите его, поговорите с ним, расскажите о проблемах. А, уходя, обязательно поблагодарите березу за то, что она поделилась с вами своей энергетической силой. Полчаса такой прогулки вам хватит для того, чтобы прийти домой с отличным настроением, бодростью и жизненными силами.

Защита от негатива

Еще в древности люди изготавливали из березы мощные обереги, которые служили надежной защитой от внешнего негатива. А для того чтобы домочадцы меньше болели, в доме расставляли как можно больше березовых веток. Уникальный аромат березы распространялся по всему жилищу, избавляя домочадцев от недугов и хворей.

Привлечение изобилия и счастья

Ранее, когда начинался период посевной, люди втыкали в своих огородах ветки березы, считая, что таким образом они смогут повысить урожайность.

Для тех, кто связывал себя брачными узами, проводили один необычный обряд – молодых легонько хлестали веточками березы, считая, что так они обеспечивают им счастливую и мирную семейную жизнь.

Если постоянно держать веточки березки в своем жилище – можно надолго забыть о том, что такое безденежье, нужда и нищета.

Исполнение желаний

Чтобы с помощью березы исполнить заветное желание, необходимо нарвать руками несколько веток и сжечь их. Но перед тем, как бросать их в огонь, надо три раза громко повторить свою мечту и обязательно выказать дереву благодарность за помощь.

После сжигания веток пепел собирают и отправляются на какую-нибудь возвышенность. Пепел развеивают со словами: «Мое желание исполнится также легко, как легка березовая пыль».

Лечебные свойства березы

Берёза встречается по всей России и давно известна в народной медицине. Листья, кора и почки содержат каротин, микроэлементы, дубильные вещества, витамин С, никотиновую кислоту, эфирное масло.

Рецепт для поддержания красоты

Один из самых действенных и популярных рецептов – это березовый настой, который дает просто невероятный эффект.

Для изготовления настоя нужно сорвать руками (без применения подручных средств) немного березовых веток и поставить в вазочку у себя дома на 2-3 суток. Через время несколько веточек из этого березового букета мелко разломать, положить в какую-нибудь емкость и залить кипятком.

После принятия горячего душа/ванны смочить небольшое полотенце в березовом настое и аккуратно растереть кожу лица. Важно при этом, чтобы лицо было хорошо распарено. Настой также можно применять для всего тела.

Березовые рецепты здоровья

Листья березы обладают желчегонными, общеукрепляющими, мочегонными, бактерицидными, противоцинготными свойствами.

Собирать листья следует во время цветения, когда они клейкие на ощупь. Для того, чтобы сырье не почернело, во время сушки листья постоянно следует перемешивать.

Настой при авитаминозе и плохо заживающих повреждениях кожи. Две столовые ложки листьев залить стаканом кипятка, выдержать 4 дня, процедить и отжать листья. Отвар принимается по пол стакана трижды в сутки натощак. Этот же отвар хорош для укрепления волос.

Почки с деревьев собирают весной в момент их набухания. Применяют высушенными.

Целебный отвар в народе называют березовым чаем. Одну чайную ложку почек вскипятить в стакане воды две-три минуты. После остывания отвар тщательно профильтровать. Пить три раза в день по стакану.

Березовый чай рекомендуют готовить при ревматизме, проблемах ЖКТ, мочекаменной болезни, кожных заболеваниях, отеках. Людям с экземами рекомендуют принимать горячие ванны с отваром березовых почек. Примочки из отвара помогают при нарывах и порезах.

Березовый сок собирают весной в период движения соков до появления листьев. Этот напиток помогает при хронической усталости, авитаминозе, артрите, туберкулезе, анемии, отёках. Также сок принимают для регулирования обменных процессов и профилактики простудных заболеваний.

Кора березы (береста) известна как ранозаживляющее и дезинфицирующее средство. Береста пригодится при малярии, водянке, чесотке, абсцессах, фурункулах. Срезают бересту со средней части растущего или свежеповаленного дерева. Берестяное эфирное масло используют в ароматерапии. Стельки из бересты обеззараживают обувь и лечат грибок.

Чага (березовый гриб) — известное лекарство для лечения онкологии, проблем ЖКТ, аденомы, артрита, бронхита, варикоза, стабилизации давления, диабета, мочекаменной болезни.

Заготавливать его лучше с поздней осени до весны – так гриб лучше заметен. Срубленные наросты разрезают на небольшие куски и сушат на воздухе. Сырье следует хранить не дольше двух лет.

Настой из чаги: один стакан мелко порубленного гриба, залить 5 стаканами теплой кипяченой воды, выдержать 1 день, процедить. Размокший гриб отжать через марлю в настой. Употреблять по половине стакана 6 раз в сутки. Хранить только 3 суток. Использовать как полоскание при воспалении десен.

Березовый деготь обладает антисептическим, рассасывающим, подсушивающим, анестезирующим и общеукрепляющим свойством. В основном этот препарат используют наружно. На основе дегтя готовят знаменитую мазь Вишневского.

Из березовой древесины готовят активированный уголь. Эти таблетки можно купить в аптеке. Уголь – первое средство при пищевых отравлениях, расстройствах стула, алкогольной интоксикации.

При первых признаках болезни следует принять 4-6 таблеток и запить их большим объемом воды. Кроме этого, активированный уголь выводит холестерин, используется при аллергических реакциях, а также сердечно-сосудистых болезнях.

Березовые сережки. Для лечения подходят соцветия только мужского типа. Они растут по две-три вместе.

Настойка при сердечных болезнях. Стеклянную емкость заполняют соцветиями на две трети, после чего заливают водкой до горлышка. Поставить на три недели в темную комнату. Готовая настойка приятно пахнет смолой. Перед приемом от 20 до 40 капель лекарства разводят водой, прием трижды в сутки за полчаса до еды. Курс лечения один месяц. Повторить курс можно дважды за год. Хранится настойка один год.

Противопоказания

Лечение детей до двух лет фито препаратами опасно. Отвары и спиртовые настойки противопоказаны при почечной недостаточности. При аллергии на березовую пыльцу нельзя употреблять березовый сок. Чага противопоказана при хроническом колите и дизентерии. Деготь не принимать при экземе, дерматите, псориазе, заболевании почек, беременности.

Береза в народном творчестве

Береза – национальный символ России. Меняются эпохи, а белоствольная красавица всегда остается в культуре русского народа. В стихах и песнях, живописных полотнах и кинофильмах воспевается это дерево.

Девичий хоровод в исполнении Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» завораживает своей необыкновенной красотой и гармонией:

Береза – дерево вдохновения. Практически у любого художника-пейзажиста найдется картина с ее изображением. А, к примеру,  русского художника, Архипа Ивановича Куинджи вообще называли «певцом березовых рощ».

Куинджи Березовая роща

Архип Куинджи «Берёзовая роща.» 1879 г.

Стихи про березу можно найти в творчестве многих поэтов: Есенина, Фета, Бальмонта, Рубцова, Брюсова, Барто и др. А сколько песен написано про белую красавицу. С самого детства мы все напевали «Во поле березка стояла».

Песни про березу были в репертуаре таких известных отечественных исполнителей, как Дмитрий Хворостовский, Людмила Зыкина, Лев Лещенко, Эдуард Хиль и др. Звучала эта тема и в дворовых песнях.



Само слово «береза» происходит от глагола «беречь». Наши предки свято чтили эту семейную берегиню. Любовь к ней сохранилась в наших сердцах и олицетворяется с любовью к Родине и родным просторам.

Всего голосов: 3

Ветка березы – лечебные и магические свойства, приметы

Многие старинные поверья и предания передаются из поколения в поколение, некоторые легенды известны с языческих времен. Поклоняясь деревьям и явлениям природы, наши предки верили в чудодейственную силу и могущество своих идолов. Деревья отождествлялись у них с чем-то величественно живым и дающим жизнь многим земным тварям.


 

Из глубины веков до нас дошли сказания и песни о белой березке, так любимой славянами, и так часто вспоминаемой теми, кому пришлось уехать в чужие края. Символ природной щедрости и белой магии, ее ветки использовались, чтобы придать плодородные свойства земле, скоту и людям. Колыбели для новорожденного ребенка делали исключительно из березы.

Талисманы из молодых ветвей березового деревца приносили в дар богам. Считалось, что они обладают огромной магической силой для исцеления от физических и душевных хворей, а также для защиты от проделок нечисти. Подаренные саженцы березы сажали на самых почетных местах, оберегали и боготворили.

 

И богатство принесет, и болезни заберет

Березе приписывались целебные свойства, что приводило к этому деревцу целые толпы болящих и страждущих. Считалось, что она восстановит силы и вылечит от болезни, поможет детям во взрослении и образовании. В состоянии депрессии нужно пообщаться с березой и попросить ее восстановить гармонию в жизни. Славяне верили, что изделия из березы, помещенные в спальне, отгоняют кошмарные сны. Березовые почки, чудодейственный сок деревца и изготовленные из него веники ценят и любят многие люди.

Одно из очень древних писаний гласит «если в лунную ночь сорвать три веточки березы с проклюнувшимися почками, обвязать их красной лентой и повесить над входной дверью изнутри, то в дом придет достаток и богатство. Ломая веточки, попросите у березки прощения и отдайте ей пару монет. Повесить такие веточки можно не только у себя дома, но и в доме у друзей и родных с пожеланием их обогащения».

 

Чтобы брак был счастливым

Свадебные обычаи тоже тесно переплелись с «березовыми» приметами. Свадьба на «Красную горку», которая чаще всего бывает в мае, называется «березовой» – считается, что она приносит молодоженам вечную молодость в отношениях. А чтобы молодые верны были друг другу, их символически хлестали березовыми вениками и сыпали под ноги березовые угли.

Веники символизировали верность, а угли – возможные увлечения на стороне. Полагалось растоптать все угли, а веники забрать в дом и хранить их там как можно дольше. Свадебный пирог украшали веточкой с почками, этот символ взял своё начало от березовых побегов.

Стройна как березка, добрый как березовый сок, щедрый как листья на березовых ветвях. Березы умели петь песни и шептать нужные слова. Стихоплеты и композиторы посвятили тысячи песен этим стройным деревцам, а уехавшие навсегда переселенцы старались посадить березку – чтобы о доме и родине напоминала.

 

Польза для здоровья

Рецепты с березовыми почками и корой дерева исцеляют людей и поныне, потому что в этом растении содержится большое количество ионов серебра, обладающих антибактериальным действием.

Очищающие маски для лица изготовляются на основе отваров из березовых почек, а устранить диатез с кожи ребенка поможет березовый лосьон, который необходимо добавить в ванну при купании. Простуду поможет вылечить чай, в основу которого входят молодые побеги березы. А лечебные фитонциды, выделяемые из веника в парной, навсегда избавят от кожных заболеваний.

Берёза — Википедия

Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста[3] или немного больше[4]. Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесов в умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки.

Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине: настои из почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.

Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов.

Латинское родовое название было заимствовано из галльского языка[5].

Русское слово берёза происходит от праслав. *berza, восходящего к пра-и.е. *bherĝos (сравните лит. beržas, латыш. bērzs, осет. bærž, др.-инд. bhurjah, др.-англ. beorc, англ. birch, нем. Birke, нидерл. berk, норв. bjørk, швед. björk), от корня *bherĝ- «светиться, белеть».

В славянских языках: белор. бяро́за, укр. бере́за, болг. бре́за, сербохорв. бре̏за, словен. brė́za, чеш. bříza, польск. brzoza, в.-луж. brěza, н.-луж. brjaza[6]. Названия на других языках: фр. bouleau, якут. хатыҥ. Более полную информацию о названиях рода на других языках смотрите на странице Betula проекта Викивиды.

Слово берёза родственно словам берест (лат. Ulmus), берёста.

Основной источник: [7]

Большинство видов берёз — деревья высотой до 30 и даже 45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Все представители рода — однодомные раздельнополые ветроопыляемые (анемофильные) растения[8].

Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка отмирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску[9]. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные, моносимметричные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное (перисто-краебежное): боковые жилки оканчиваются в зубцах[8].

Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.

Мужские цветки в сложных соцветиях — серёжковидных тирсах — появляются ещё летом на вершинах удлинённых побегов, обычно по 2—3; сначала они стоячие и зелёного цвета, затем постепенно буреют. Их длина 2—4 см. Мужские серёжки состоят из многочисленных сросшихся с центральным цветочным стержнем щитовидных стебельчатых покровных чешуек, расширенных к вершине, снабжённых снизу двумя меньшими чешуйками и содержащих с внутренней стороны 3 цветка. Каждый цветок покрыт также чешуевидным околоцветником, в котором помещаются органы оплодотворения — тычинки. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют. Весной, в марте — мае (в зависимости от климата) стержень мужской серёжки удлиняется, вследствие чего окружающие цветок чешуйки раскрываются, и между ними становятся заметными жёлтые тычинки, обильно выделяющие цветочную пыльцу. В это время серёжки, стоявшие раньше прямо, сперва наклоняются, а затем и вовсе повисают. Женские серёжки вырастают на вершинах укороченных побегов (брахибластов), развивающихся из боковых почек прошлогодних побегов, и поэтому сидят всегда на боку ветки. Одновременно с зацветанием мужских серёжек распускаются листовые почки и женские серёжки. Во время цветения они всегда короче и у́же мужских, которые после опыления сразу же опадают. Прицветные (плодовые) чешуйки женских серёжек глубоко трёхлопастные; боковые лопасти обычно короче средней. Женские цветки (то есть одна лишь завязь) сидят по три под каждой прицветной чешуйкой; в каждой завязи по две висячих семяпочки, из которых по опылении одна засыхает, а вторая разрастается, занимая всю полость завязи. Женская оплодотворённая серёжка в это время удлиняется, нередко у неё вырастает ножка, а самая она утолщается вследствие увеличения объёма чешуек, превращаясь постепенно в овальную или продолговато-цилиндрическую «шишку». После созревания плодов, которое происходит довольно скоро — в зависимости от климата, в июле — сентябре — плодовая серёжка (шишка) осыпается и от неё остаётся лишь стержень. Формула цветка: Male black symbol.svg∗P2A2G0{\displaystyle \ast P_{2}\;A_{2}\;G_{0}} и Venus symbol.svg∗P0A0G(2_){\displaystyle \ast P_{0}\;A_{0}\;G_{({\underline {2}})}}[10].

Плод — сплюснутый чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый более или менее широким тонкокожим перепончатым крылышком. Плоды сидят по три в пазухах трёхлопастных плодовых (прицветных) чешуек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром (на расстояние до 100 м от материнского растения[8]), плоды не вскрываются.

Распространение и экологическое состояние[править | править код]

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}} \ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}} \ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}}

Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесов в умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки. Есть среди берёз и кустарники, самая известная из них Берёза карликовая (Betula nana) обычна в тундрах Европы и Северной Америки[11] и горных тундрах Сибири. Она не достигает и 1 м в высоту. В ледниковый и послеледниковый периоды эта берёза была распространена гораздо дальше на юг, сейчас она встречается там лишь на болотах как реликт.

Большинство берёз очень морозостойки, не страдают от весенних заморозков, переносят вечную мерзлоту, проникают далеко за Полярный круг или образуют верхнюю границу леса в горах (например, берёзовое криволесье на Кавказе). Более требовательны к теплу берёзы субтропических районов (гималайско-китайские, некоторые японские и американская Берёза речная (Betula nigra))[12]. Самый южный и теплолюбивый вид берёзы на нашей планете — Берёза ольховидная (Betula alnoides), заходящая в горные районы муссонных тропиков Юго-Восточной Азии[13][14].

К богатству почвы берёза не требовательна. Виды берёзы растут на песчаных и суглинистых, богатых и бедных, влажных и сухих почвах. Она встречается на сырых берегах рек и морей, на болотах, в болотистых тундрах, на сухих каменистых склонах, в знойных сухих степях. Так, например, Берёза Радде (Betula raddeana) образует леса, покрывающие ущелья в горно-лесном поясе в горах Дагестана[12].

Большинство берёз светолюбивы, хотя есть и довольно теневыносливые (Берёза ребристая (Betula costata), Берёза шерстистая (Betula lanata) и Берёза аллеганская (Betula alleghaniensis))[12].

Многие виды берёзы — пионеры заселения вырубок, гарей, пустошей и обнажений (такова Берёза повислая (Betula pendula)): в этих местах нередко наблюдаются чистые берёзовые насаждения (вторичные леса) в основном травяного типа, поэтому нередко берёзу относят к почвоулучшающим породам[15]. В дальнейшем состав древостоя меняется: берёза вытесняется елью, так как еловая поросль может существовать под относительно светлым берёзовым пологом, а молодые берёзы затеняются елями и гибнут (см. Сукцессия)[12].

В лесостепи на увлажнённых местах в блюдцеобразных понижениях берёза (зачастую вместе с осиной и изредка с ивой) образует небольшие леса, называемые колка́ми. Колки́ характерны для лесостепи Западной Сибири, встречаются на Окско-Донской равнине[16].

Род Берёза в коллекциях ботанических садов России в целом представлен 92 таксонами, исключительно в коллекциях открытого грунта. Крупнейшая коллекция рода находится в Главном ботаническом саду Российской Академии наук[17].

Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет[18], 150 (300) лет[19], 100—150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более[12].

На берёзе живут, помимо прочих, гусеница бражника липового, пяденица берёзовая, малинница обыкновенная. Жук-олень — самый крупный жук Европы — обитает в древесине берёзы и других лиственных деревьев. Листьями берёзы питаются майские жуки, и в отдельные годы, когда их численность особенно высока, они способны причинить серьёзный вред деревьям[12].

Для берёзовых рощ и смешанных с берёзой лесов характерны микоризообразующие виды грибов, многие из которых живут в сообществе исключительно или преимущественно с берёзой. Наиболее обычны и известны из них[20]:

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}}

Повреждённые деревья могут поражаться паразитическими грибами — например, трутовиком скошенным (Inonotus obliquus), редко встречающимся на других деревьях. Препараты, получаемые из чаги — бесплодной формы трутовика скошенного, — применяются в народной и официальной медицине в качестве адаптогенов.

Для берёзы характерны и специфические виды грибов — разрушителей отмершей древесины (сапротрофных), которые играют важнейшую роль в процессе самоочистки лесов от сухостоя, буреломов и т. п.[21] Из них в берёзовых рощах обычны трутовик берёзовый (Piptoporus betulinus) и лензитес берёзовый (Lenzites betulina), первый из которых не встречается на древесине других пород, а второй обычно предпочитает берёзу[22].

В коре большинства видов содержится тритерпеноид бетулин, один из немногих белых органических пигментов. В коре берёзы ребристой (Betula costata) его содержание превышает 5 %, у берёзы повислой (Betula pendula) содержание бетулина доходит до 14 %, а в коре берёзы маньчжурской (Betula mandshurica) — до 27 %. Из видов, растущих в России, максимальное содержание бетулина наблюдается в коре берёзы пушистой (Betula pubescens) — до 44 %[23].

В почках берёзы повислой (равно как и пушистой) содержится примерно 3—5 % эфирного масла, основными компонентами которого являются бициклические сесквитерпеноиды. Почки содержат также смолистые вещества, алкалоиды, аскорбиновую кислоту, флавоноиды и высшие жирные кислоты[24].

В листьях содержатся эфирное масло, производные даммарана, кумарины, дубильные вещества и флавоноиды[24].

Хозяйственное значение и применение[править | править код]

  • Ветвями берёзы православные украшают церкви и жилища на День Святой Троицы[25].
  • Ценится в декоративном садоводстве за красоту кроны и ажурную листву. Иногда используется в качестве солитера в ландшафтном дизайне.
  • Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти[26].
  • В пчеловодстве берёза важна как пыльценос[27].
  • Берёзовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.
  • Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.
  • Берёза даёт лучшие дрова[25].

Древесина[править | править код]

Берёзовый шпон

Берёзу рубят в возрасте спелости древесины, — от 40—50 лет. Раньше для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубалась в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте[12]; на дрова она пригодна в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает из-за развития грибка[26].

Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины[12].

Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз, — кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.

Дёготь[править | править код]

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}}

При сухой перегонке берёсты образуется берёзовый, или берёстовый, дёготь[28].

Берёзовый дёготь применяется в медицине и ветеринарии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство, входит в состав дегтярного мыла и разнообразных мазей и кремов, применяемых для лечения кожных заболеваний. В кожевенном производстве применяется при выделки юфти[28]. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Берёста[править | править код]

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}} Две стороны куска берёсты

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения[29]).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью и долговечностью[30].

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}} Новгородская берестяная грамота XII века

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик В. Л. Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте[12].

В прежние времена берёсту употребляли от малярии[31].

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Берёзовый сок[править | править код]

Заготовка берёзового сока. ГДР. Апрель 1985

Берёзы к концу вегетативного периода накапливают питательные вещества, в том числе сахара́. Весной, с началом сокодвижения (до распускания листьев), эти вещества начинают подниматься к листьям.

Если на стволе сделать в это время надрезы, из них будет вытекать значительное количество сока (пасоки — жидкости, выделяющейся из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления), содержащего от 0,43 до 1,13 % сахара[27]. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Длительность вытекания сока — несколько недель[32].

Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной[33].

Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Сок иногда консервируют, подкисляя фосфорной кислотой. Упаренный берёзовый сок применяют для весенней подкормки пчёл[27].

Медицинское применение[править | править код]

Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающее средство[30], а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство.

Из эфирного масла берёзы вишнёвой (Betula lenta) (путём перегонки коры и побегов с водяным паром) получают метилсалицилат[24].

Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство[30].

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане[30].

Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь[34].

В северных широтах берёзовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявление сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью[35].

Betula L., 1753, Species Plantarum 2: 982[36].

Род Берёза — один из шести современных родов, входящих в семейство Берёзовые (Betulaceae) порядка Букоцветные (Fagales).

Таксономическая схема

Гетеротипные синонимы[37]:

Виды рода «Берёза»[править | править код]

Представители рода отличаются высоким полиморфизмом; разные авторы по-разному смотрят на ранг некоторых таксонов, входящих в состав рода. Обычно число видов оценивается примерно в сто[3] или немного больше ста[4].

Согласно данным сайта The Plant List, род насчитывает 119 видов и гибридов[3], наиболее известные из них:

  • Берёза вишнёвая (Betula lenta). Вид из Северной Америки с блестящей красновато-коричневой или почти чёрной корой.
  • Берёза карликовая (Betula nana). Кустарник высотой обычно не более 1 м с мелкими округлыми листьями; растёт в Европе на болотах, в заболоченных сосняках.
  • Берёза низкая, или Берёза приземистая (Betula humilis). Кустарник высотой до 2 м с эллиптическими листьями; растёт в Европе по берегам водоёмов, на болотах.
  • Берёза повислая, или Берёза бородавчатая, или Берёза повисшая, или Берёза поникающая (Betula pendula). Вид, широко распространённый в Европе и Сибири; встречается также в северной Африке. Кора от снежно-белой до серовато-белой. Высота обычно 10—15 м, иногда до 30 м. Молодые побеги голые, бородавчатые (в отличие от берёзы опушённой, у которой молодые побеги опушённые и без бородавок).
  • Берёза полезная (Betula utilis). Вид из Гималаев высотой до 18 м со светлой гладкой корой.
  • Берёза пушистая, или Берёза опушённая (Betula pubescens). В Европейской части России нередко растёт рядом с берёзой бородавчатой. О том, как отличить эти виды, см. выше. Является номенклатурным типом.
  • Берёза чёрная (Betula nigra). Вид из восточной части Северной Америки. У молодых деревьев кора белая и гладкая, у более старых — тёмная, морщинистая. Предположительно, предковый вид[38]
  • Берёза Эрмана, или Берёза каменная (Betula ermanii). Встречается на Камчатке, Сахалине, по берегам Охотского моря. Названа каменной за на редкость твёрдую, плотную и тяжёлую древесину, которая тонет в воде.

Агротехника[править | править код]

В России лучший рост берёзовых насаждений замечается в северных и средних областях, на умеренно влажных, не слишком плотных почвах, не бедных содержанием перегноя. Различие в минеральном составе почв не обнаруживает особенно заметного влияния на рост берёзы, и только на известковых почвах она растёт весьма редко. Нуждаясь, как светолюбивая древесная порода, в достаточном солнечном освещении, она рано изреживается в чистых насаждениях, что влияет неблагоприятным образом на плодородие почвы. Произрастая же в смеси с хвойными породами и отличаясь быстрым ростом, берёза скоро обгоняет их в высоту и обнаруживает вредное влияние на их дальнейшее произрастание: её длинные и тонкие ветви, приводимые в движение ветром, сбивают, «охлёстывают» почки у хвойных, вследствие чего деревья этих пород становятся уродливыми. После срубки берёза успешно возобновляется как семенами, ежегодно производимыми в изобилии, так и порослью от пня, появляющейся возле шейки корня даже у старых 60—70-летних деревьев[39].

При выращивании берёз в декоративных целях следует учесть, что соседство с ними действует на многие растения угнетающе. Происходит это по следующим причинам:

  • берёзы обычно отличаются более быстрым ростом по сравнению с другими деревьями;
  • берёзы иссушают почву;
  • при разложении опавшей берёзовой листвы выделяются вещества, которые являются для некоторых растений ингибиторами роста.

С берёзами в культуре хорошо уживаются молодые ели, а также многие виды шиповника[40].

Сорта[править | править код]

\ast P_{0}\;A_{0}\;G_{{(\underline 2)}}

Береза в магии — любовь, здоровье, защита. Магия трав.

Народные названия: Береза глухая, березина, белотелая, березка, навье дерево .
Лингвисты связывают русское название березы с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» — светлый, сверкающий.
Планета: Юпитер
Знак Зодиака: Рак (по другой версии Стрелец)
Основные свойства: очищающие свойства, здоровье, любовь, защита

Береза – любимое дерево русского народа, олицетворяющее его душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов.
Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел (ведьмино помело делается из сука ясеня и березовых прутьев, скрепленных ивняком), магических метелок (используются в целительстве), оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).
Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания «узлов» — формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей.

У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору, Донару и Фригге. Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева.

В шаманизме береза – Космическое Дерево, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Кроме того, береза является эмблемой Эстонии.

В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей.

В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). Ещё в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам.

В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление.

В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует и в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Березам посвящался праздник Семик (ныне — Троица), который отмечается в июне.

Помогает она и при прогнозировании погоды: коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого.

Береза плакучая считалась деревом особым — ее иногда называли «навьим деревом», то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей — только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.

Существует легенда по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.
Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц.

С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм.

У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.

Береза — дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве.

По старинному белорусскому поверью, чтобы в новой конюшне не переставали водиться лошади, под порогом обязательно полагалось закопать березовое полено

Заговоры девицы на любовь доброго молодца
1. Берут березовый прутик, который кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, которого никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место говоря: «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут.» Это заклинание трижды повторяют.
2. Из свежего веника, сделанного из березовых веток, берут пруток, и кладут его на порог той двери, в которую должен войти любимый человек. Кладя пруток, нежно произнести такие слова: «Как высох этот тоненький пруток, так пусть высохнет и милый друг (имя) по мне, рабе (имя)». Пруток, когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на полок на верхнюю полку, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят: «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце (имя) будет ко мне, рабе (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут пруток, относят на воду и пускают по течению. Прут пускатв по реке нужно на заре.
Этот же заговор, но только для присухи чьего-либо сердца, делается так: пруток кладут на порог, приговаривая, как сказано выше, затем, после того как прошел тот, кого заговаривают, прут кладут на жарко истопленную печь, приговаривая: «Будь сух, пруток, как птичий ноготок, пусть так же сух будет и мой дружок (имя), а когда он ко мне подобреет, тогда пусть краснеет, как яблочко наливное, и полнеет, как месяц ясный после новолуния».
Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода.

Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

Береза в медицине.

Немного юмора:

Пациент: — У меня болит голова!
Врачеватель:
500 лет до н.э. — На, съешь этот корешок.
1000 год — Эти корешки — колдовство! Прочти молитву!
1850 год — Эти молитвы -глупое суеверие! Выпей эту микстуру!
1940 год — Эти микстуры — обычное шарлатанство! Прими эту таблетку!
1985 год — Эти таблетки неэффективны! Прими этот антибиотик!
2016 год — Эти антибиотики искусственного происхождения! На, съешь этот корешок.

Берёзовая мистика славян

Наши предки считали, что берёзовые веники в бане нечистую силу выгоняют. Но и ведьмы, согласно поверьям, летают только на берёзовых мётлах.

Жизнь в символах

Берёзу всегда любили в тех местах, где она росла. И есть за что. Это дерево одевало, давало материал для домов, кормило, лечило. В благодарность люди берёзу почитали, называли ласковыми словами и поклонялись ей, как живому существу. С древности она была главным культовым деревом для большинства финно-угорских народов Севера — карел, веси, мери, югры, удоров, пермяков, коми, финнов.

У скандинавов берёза символизировала богиню Нертус — великую Матерь-Землю. В Швеции до сих пор в конце апреля в честь берёзы устраиваются пышные празднества. Кельты отождествляли белоствольную с Солнцем. А для того, чтобы дух умершего человека мог успокоиться, по кельтским обычаям его хоронили в погребальных шапках из берёзовой коры.

Богиня Нертус

В Азии из берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она являлась символом жизни.

Согласно древним представлениям манси и хантов, священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. С двумя берёзами в руках снизошла с неба на землю тюркская богиня Умайя.

В представлении народов Севера берёза — шаманское дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на её стволе, символизируют лестницу в высшие миры.

Самая знаменитая из священных берёз северян росла на высоком яру в устье реки Вымь.

У её корней было главное капище, куда коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и магические обряды.

Стефан Пермский и береза

В 1379 году эта берёза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским.

В житии Стефана Пермского рассказывается, что, придя в зырянскую землю, он возвёл на месте языческой кумирницы храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым основал Владычный городок и поставил первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.

Берёзовый мир славян

Древние славяне, хотя и почитали берёзу, всё же относились к ней неоднозначно. С одной стороны, она была символом чистоты и возрождения, а с другой — вместилищем злых духов и любимым местом русалок.

Берёза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного, и в народных былинах часто выступала как атрибут нечистой силы. На берёзах устраивали шабаши колдуны, а любая ведьма умела надоить молока с ветвей берёзы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на берёзовой палке.

По другим поверьям, чудесные белые кони, подаренные человеку чёртом или другим представителем злых сил, к утру превращаются в кривые ветви берёзы или берёзовые жерди, а поданный чёртом хлеб — в берёзовую кору.

Кроме того, считалось, что в ветвях плакучих берёз обитают души умерших, которые по ночам выходят и насмерть «затанцовывают» случайных прохожих. Поэтому в некоторых селениях северной России на том месте, где когда-то росли берёзовые рощи, домов не строили. Ещё по одному поверью, женатому мужчине нельзя было сажать это дерево около дома, иначе кто-нибудь из домочадцев в скором времени умрёт.

В некоторых полесских сёлах в старину тело умершей женщины, перед тем как похоронить, покрывали берёзовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя. В Костромском крае об умирающих девушках говорили, что они «в берёзки собираются». В белорусских причитаниях умерших братьев именовали «зялёными кусточками», а умерших сестёр — «белыми бярёзами», веря, что на Троицу в берёзовые ветки, украшающие дома, вселяются души умерших родственников.

У белорусов необычный вид белоствольной, например, искривлённой или сросшейся с другим деревом, считался свидетельством того, что под этим деревом погребена загубленная душа, а в его стволе и ветвях вместо сока течёт кровь. Подобных представлений придерживались и другие славянские народы.

Но чаще берёза считалась доброй, оберегающей от зла, приносящей добро и здоровье. Интересно, что в соседних деревнях, а то и в одном селении легко сосуществовали и добрые, и дурные поверья, связанные с этим замечательным деревом.

Русалочья неделя

Берёза и её ветки были неотъемлемой частью многих языческих праздников древних славян. Самый любимый из них — Семик — наши предки отмечали в начале июня как время перехода весны в лето. Иногда этот праздник называли ещё Зелёными святками, но чаще — Русалочьей неделей.

Считалось, что на Семик, с первым настоящим летним теплом, русалки собираются на берегах водоёмов, в лесах и рощах, чтобы встретиться с подругами и вволю повеселиться, а если получится, то и подыскать себе кавалера, некстати для себя решившего искупаться в реке или озере. Не случайно же такие купания в Русалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тёмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.

Святки по русским деревням начинались обычно в четверг. С утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берёзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гулянья, ни днём, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.

Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.

По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».

Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.

Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. В среднерусских селениях девушки свивали три пары берёз «воротами», а затем гуськом проходили под ними.

Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.

Обязательным ритуалом было гадание по берёзовым венкам. Девушки бросали их в реку и следили, доплывёт ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывёт, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок потонет, скоро умрёт.

Пеклись, между прочим, юные красавицы не только о себе, но и о своих близких, процветании родной деревни и особенно о будущем урожае хлеба. Поэтому местом для завивания берёзок избирались преимущественно рощи, лески, поляны, находившиеся вблизи ржаного поля. Согласно поверью, рожь от этого будет расти лучше, что нашло отражение в текстах песен, которые сопровождали обряд и фактически являлись заклятием на урожай:

Завили веночки,
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.

Вечером к девушкам присоединялись парни. Они срубали берёзку или просто ветки с неё, рядили их в девичье платье, кокошник и, величая «Девичьей красой», шумной ватагой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера. (В некоторых среднерусских областях берёзу изображала самая красивая девушка села, украшенная берёзовыми ветками с листвой.)

Называли срубленную берёзу в разных местах по-разному: «кума», «гостейка», «семик», «баба», «красота». Отдельные её ветви по дороге бросали в воду — для предотвращения летней засухи.

Заканчивались святки проводами русалок. Когда проходила Русалочья неделя, с украшенных берёзок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви, с песнями и плясками носили чучело русалки по деревне, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали или сжигали.

Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к Троицыну дню, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Русалочьей недели за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.

Народные обряды и верования остались в далёком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью берёзовой рощи, без которой невозможно представить русский пейзаж.

«В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. В старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки со своими матушками и нянюшками и всею толпою отправлялись в рощу. <…> Все это доселе сохраняется в разных местах. Ни время, ни преследования не могли уничтожить народных обрядов». Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Троицын день. Пётр Александрович Суходольский. 1884 г.

Татьяна Громова

сроки заготовки березовых веток, когда следует резать веники из березы

Качественные березовые веники  своими рукамиПрименение в бане березового веника – замечательное средство против болей в суставах и мышцах, которое помогает быстро и безболезненно восстановиться после разнообразных физических нагрузок. Ни одна оздоравливающая русская баня не обходится без березового веника. Эта традиция пришла к нам от далеких предков, которые славились своей крепостью тела и силой духа. Попытаемся разобраться, когда необходимо резать веники из березы и проводить их заготовку.

Лечебные свойства березовых веников

Одним из важных лечебных свойств березового веника является благоприятное воздействие на бронхи. В состав растения входят вещества, помогающие их расширению, в результате чего улучшается вентиляция легких и гораздо легче начинает отходить мокрота. Именно поэтому многие врачи рекомендуют заядлым курильщикам, астматикам и людям, склонным к аллергическим реакциям, использовать такие изделия из березы.

Листья березы содержат витамины A, C, большое количество дубильных веществ, эфирных масел и других полезных компонентов. Чтобы они полностью сохранились и по максимуму проявили свои полезные качества, необходимо знать правила заготовки листьев березы для бани и сроки сбора веток.

В какие сроки следует изготавливать веники для бани?

Как изготавливать веник для бани и когда ломать березуС давних пор эти изделия для бани заготавливали через одну или две недели после Святой Троицы, который отмечают в июне. Но из-за разного климата в регионах нашей страны не стоит ориентироваться на этот народный обычай, так как во многих областях береза не успевает распуститься к Троице, поэтому от таких веников для бани толку будет мало.

Так когда лучше всего собирать березовые ветки? Самым подходящим временем для заготовки является период, когда листья являются максимально крепкими, а сережки еще отсутствуют. Выбирать день следует с сухой погодой, а выходить для этих целей следует поутру. Традиционно для банных веников используют плакучую березу, обладающую длинными, гибкими и прочными ветвями. Выбирая их, необходимо обращать внимание, чтобы листья были нежными и бархатистыми, а с внутренней стороны не были шершавыми.

Кроме того, сбор ветвей именно в июне считается правильным из-за того, что в это время листья достигают довольно большого размера и содержат необходимый уровень эфирномасличных желез. Молодые крупные побеги обладают высокой эластичностью, благодаря чему похлестывания таким веником хорошо переносятся посетителями бани.

Как правильно заготавливать березовые ветки?

Когда и как заготовить веники для бани - сезонные работыРезать ветви следует острым ножом. Чтобы было удобнее, необходимо взобраться на дерево и нагнуть его книзу, после чего привязывают к соседнему дереву и собирают необходимое количество ветвей. Так как плакучая береза очень гибкая и прочная, то не стоит бояться выполнять такие манипуляции.

Не рекомендуется сразу связывать срезанные ветки очень плотно. Их необходимо развесить на прочной веревке под навесом таким образом, чтобы на них не попадали солнечные лучи, но присутствовал сквозняк. Через неделю ветки подсыхают и их уже можно плотно раскладывать на стеллажах в сухом помещении, которое должно хорошо проветриваться.

Можно просушивать их и на крыше сарая. Делать это нужно в такой последовательности:

  • на крыше расстилают луговое сено;
  • на нем раскладывают березовые ветки с небольшими зазорами;
  • поверх веточек кладут слой сена;
  • ежедневно или раз в 2 – 3 дня ветки переворачивают.

Делается это в течение одного месяца. Обычно высушенные заготовки подвязывают попарно к веревке и в таком положении хранят на чердаке или в ворохе сена. В условиях квартиры для этих целей подойдет балкон или антресоль, при этом веники заранее заворачивают в бумажные пакеты.

Выбор времени для сбора веток

От того, насколько правильным было выбрано время для заготовки, зависят такие показатели веника, как:

  • качество;
  • срок службы;
  • ароматность;
  • мягкость.

Например, если ветки были собраны слишком рано, то последующее запаривание делает веник недолговечным, хлипким и скользким. Правильно заготовленное изделие будет очень долгое время «держать лист». Для сбора лучше всего выбирать сухую погоду, так как увлажненная дождевой водой или росой листва во время сушки будет скручиваться, темнеть, облетать и разрушаться. Если накануне прошел дождь, то необходимо подождать несколько дней, и только затем приступать к заготовке. Собирать ветки следует в экологически чистом месте, подальше от автомобильных дорог и других загрязнителей.

Вязка веника из березы для бани своими руками

Березовый веник вы можете сделать самостоятельноПеред тем как начать вязать веник, необходимо высушенные березовые ветки разложить на мешковине и оставить на несколько дней. В этом случае они лучше подойдут для заготовки. Определяют оптимальный размер изделия, но здесь все индивидуально, так как одни банщики предпочитают массивные веники, а другие – небольшие. Место, которое будет служить ручкой, следует очистить от листвы и сучков, а в целом очищают приблизительно третью часть суммарной длины веника.

После этого очищенные ветки собирают вместе, придавая изделию уплощенную форму. Создание каркаса осуществляется из самых толстых веток, которые размещаются внутри будущего веника. Вокруг каркаса раскладывают тонкие заготовки изгибом внутрь. Листья должны быть направлены в одну сторону, а ветки располагают веером. Благодаря этому веник как будто «обнимает» тело парильщика. Одного такого густого изделия обычно хватает на 2 – 3 посещения бани, после чего оно приходит в негодность и рассыпается.

Начинают изготавливать ручку. Предварительно очищенные ветки собирают и обматывают шпагатом таким образом, чтобы они были очень плотно скреплены. На конец рукоятки наматывают полоску ткани, так как без нее можно натереть руки до мозолей.

Собирая веник из березы, можно добавить в его состав некоторые душистые травы. Например, хорошо подойдут:

  • ромашка;
  • чабрец;
  • мята.

Не следует делать изделие слишком тяжелым, оно должно быть легким и удобным.

Как хранить березовые веники?

Хранение банных веников - правилаПосле того как изделия будут заготовлены, необходимо обеспечить их правильное хранение. Помещение для этих целей должно быть прохладным и хорошо проветриваться. В противном случае листва пожелтеет и обесцветится, утратит свежесть и аромат.

Хранить веники лучше всего в сене. В этом случае листва еще сильнее пропитается полезными элементами и аромат ее значительно улучшится. В квартире для хранения можно использовать бумажные или пластиковые мешки, а также вакуумную упаковку.

Типичные ошибки при заготовке веников для бани

Ничего удивительного, если после многократного использования банный веник начинает осыпаться. Но может случиться такая ситуация, когда листва моментально облетает после первого использования. Это красноречиво свидетельствует о нарушении правил заготовки изделия из березы. Так какие ошибки могут возникнуть в процессе заготовления веника для бани?

  • Неправильно выбранное время сбора веток березы. Веник обязательно облетит, если березовые ветки собрать слишком рано или чересчур поздно. Лучший период – это июнь-июль, когда листва достаточно плотная и крепкая. В конце июля береза уже начинает подготавливаться к осени, что негативным образом сказывается на качественных характеристиках листвы.
  • Неправильная сушка веников. Нередки случаи, когда банщики в своем стремлении заготовить как можно больше веников за небольшой промежуток времени, начинают высушивать заготовки прямо на солнце. Конечно, из-за этого изделия высыхают очень быстро, но вот листочки осыплются уже после первого контакта с горячей водой. Следует помнить, что веник обязательно должен высохнуть самостоятельно без помощи солнечных лучей.
  • Сбор веток после дождя. Делать это категорически запрещено.

Как показывает практика, заготовку изделий следует делать с небольшим запасом. Но слишком усердствовать также не стоит, ведь приятнее каждый раз использовать свежий и душистый веник.

Таким образом, обязательно следует придерживаться сроков заготовки березовых веток для веника, чтобы он не рассыпался при первом же применении. Также необходимо их правильно заготавливать и тогда можно будет в полной мере насладиться процессом хлестания в бане таким целебным веником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *