Для живого уголка – Attention Required! | Cloudflare

Животные живого уголка — хомячки, черепахи, ежики: содержание и уход

Детям сейчас не хватает общения с природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Животные живого уголка

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход – и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и уход за животными приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и природе родного края. Участие детей в кормлении животных и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Живой уголок в школе

Уход за живым уголком

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении ветеринарных справок и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Обитатели живого уголка

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный – дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них — 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Уход за живым уголком

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума — от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху — резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Рыбки живого уголка

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи — насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Уход за черепашками

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Уголок живой природы

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

fb.ru

Птицы живого уголка — урок. Окружающий мир, 2 класс.

В живом уголке можно встретить птиц в клетках. Но не все птицы могут жить в неволе.  Волнистые попугайчики и канарейки подходят для содержания в живом уголке. Они яркие, весёлые, неприхотливые.  За ними несложно ухаживать. При хорошем уходе они живут более \(10\) лет, могут размножаться и давать потомство.

 

Волнистые попугайчики — жизнерадостные, шумные, способны копировать речь человека. Родина волнистых попугайчиков — Австралия. Волнистыми их назвали из-за тёмного волнистого рисунка на голове, спине и крыльях.

 

 

Канарейка — дружелюбная, мирная, красиво поёт. Родина канареек — Канарские острова. Это полностью одомашненная птица. Любители птиц вывели много разновидностей канарейки.

 

 

Птиц содержат в специальных клетках из металлических прутьев.

   

Клетка для птиц ставится подальше от аквариума, чтобы воздух не был влажным. Птицы не любят сквозняки, поэтому клетку не ставят возле окна.

 

Чтобы птицам не было скучно, в клетку помещают зеркальце, колокольчики, погремушки и другие игрушки.

 

 

Для здоровья птиц очень важны чистота клетки и правильный уход.

 

Основные правила ухода за птицами живого уголка:

  • корм для птиц нужно хранить в сухом, прохладном месте.
  • Каждую неделю делать уборку клетки: протирать влажной тряпочкой, полностью менять подстилку.
  • Ежедневно мыть кормушки и поилки, подсыпать корм, менять воду.
  • Несколько раз в неделю ставить птицам ванночку с тёплой водой для купания.
  • Давать птице полетать в комнате (при этом должны быть закрыты все окна).
  • Бережно обращаться с птицами, не брать их в руки.

www.yaklass.ru

Организация уголка живой природы

Организация уголка живой природы

hello_html_m76cd8f72.jpg
hello_html_61acddb4.jpg

Выполнила:

студентка 2 курса 203 Б группы

Михайлова Оксана Вячеславовна

Ульяновск,2016

Цели и задачи уголка живой природы

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи:

  • спасение животных, их реабилитация,наблюдение и выхаживания;

Требования к организации уголка живой природы

1.Формирование ответственного отношения к растениям и животным живого уголка.

2.В помещении «Живого уголка» необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

3.Один раз в неделю клетки с птицами, кормушки, поилки дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку закладывается чистая подстилка.

4.Два раза в неделю террариум с сухопутной черепахой, акватеррариум с тритонами, лягушками, водной черепахой дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой. После этого в акватеррариум наливается свежая вода

5.Чистка аквариумов с рыбами проводится один раз в месяц.

6.За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

7.В уголке живой природы, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай).

8.В школьном уголке живой природы, расположенном в кабинете биологии, допустимо содержать аквариумных рыбок, моллюсков, гидр, рачков.

Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.

9.При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за аквариумом учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

10.При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.

11.Для борьбы с насекомыми -вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.

12.При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика.

Требования к подбору объектов для уголка живой природы.

Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.

Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.

Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.

Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.

Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.

Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.

Растения уголка живой природы.

Кактус Фиалка

hello_html_357eac.jpg
hello_html_691b624.jpg

Камнеломка Каменная роза

hello_html_m6a4a5e50.jpg


hello_html_66548a0d.jpg

Животные уголка живой природы.

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).


Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход,за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.

hello_html_54506d9f.jpg
hello_html_7e843393.jpg


hello_html_11964f1a.jpg
hello_html_7dd908bb.jpg

Птицы уголка живой природы.

Учреждений можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину — 30 см, а в высоту — 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее неподвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок.В клетке должны быть кормушка, чашечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы.В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкаланижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты.В вольеры помещают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

hello_html_7dd908bb.jpg
hello_html_m35377855.jpg

Выводы.

Постоянное наблюдение за обитателями живого уголка , проведение занятий по анималотерапии, посильное участие детей в создание и поддержание необходимых условий в «живом уголке» позволили добиться значительных результатов в работе с детьми.

infourok.ru

Ответы@Mail.Ru: Помогите пожалуйста с задачей.

Я не уверена, но по-моему 12м проволоки.

8*5=40м — на 5 маленьких клеток всего 76-40=26м — на 3 больших всего 26 : 3 =8,6 м на каждую большую ответ: 8.6 м

какой ужас в 18 лет такие задачи решать или ты младшему помогаешь otvet 12

если бы все клетки были маленькими, то на них ушло бы 8*8=64 м проволоки. израсходовано 76, значит на большие пришлось еще 12м, их было три, т. е. на каждую большую по +4м. Итого, на большую клетку уходило 8+4=12м

Допустим что х- метров пошло на каждую большую клетку, получим что х*3+5*8=76 3х=76-40=36 х=12 Отвеи 12 метров пошло на каждую большую

5*8=40 м малые 76-40=36 36:3=12 м большые ето же легко

1) 5*8=40 (м) ушло на изготовление всех маленьких клеток 2) 76-40=36 (м) ушло на изготовление всех больших клеток 3) 36/3=12 (м) ушло на изготовление одной большой клетки

touch.otvet.mail.ru

Я выбираю:: живой уголок — ikirov.ru

Когда-то в каждой школе или доме детского творчества был свой собственный живой уголок, где дети приобщались к животному миру и самостоятельно ухаживали за питомцами. Но содержание живых уголков требует определенных затрат, времени, внимания и сил. Со временем их стало меньше. Сейчас можно с уверенностью сказать, что «живые уголки» — возвращаются.

Многие люди отказывают себе в общении с домашними животными по той причине, что большую часть времени проводят на работе. Доверить питомца ребенку тоже не всегда представляется возможным, ведь это большая ответственность. Живой уголок на работе или в школе – это один из возможных способов общения с животными.


Анимотерапия – способ снять стресс

В Европе популярно понятие – анимотерапия, что означает – снятие стресса с помощью животных. Крупные корпорации могут позволить себе содержание целого мини-зоопарка. Погладить кошку, покормить варана или полюбоваться красотами аквариума стало не просто модно, но и общепризнанно полезно и эффективно. Специалисты считают, что общение с животными помогает снять стресс, повышает работоспособность сотрудников и лояльность клиентов.


Кроме того, наличие живого уголка в офисе компании положительно влияет на климат в коллективе. Сотрудники объединяются привязанностью к общему питомцу, с удовольствием ухаживают и заботятся о нем. Свободные минутки коллеги тратят на уход за животными, а не на бессмысленные разговоры.
Психологи и бизнес-тренеры сходятся в едином времени, что животные в офисе способствуют тому, чтобы сотрудники шли на работу с большим энтузиазмом. Вспомните, как вы радуетесь, когда встречаетесь с домашним любимцем. Такие же эмоции испытывают сотрудники, когда на работе их встречает офисный любимец.

Живой уголок в детском саду или школе


Современные учебные заведения в последнее время всё чаще прибегают к опыту создания живого уголка. Организация общения детей с животными расценивается как способ познания животного мира и способ развития некоторых положительных качеств у детей. Необязательно заводить целый питомник с представителями разнообразных видов животных. Главное – само общение с животными, уход и забота о них.


При выборе детского сада специалисты рекомендуют обращать внимание на наличие живого уголка. Почему же это важно:


— Если по различным причинам вы не можете завести домашнее животное, то общаться с братьями нашими меньшими дети могут в детском саду;

— Дети понимают, что животное требует не только ласки и внимания, но и заботы и ухода, а главное ответственности;

— Благодаря общению с животными дети становятся отзывчивыми и добрыми;

— Дети имеют возможность заботиться о ком-то. 

Живой уголок в офисе

Выбор офисного питомца зависит от рода деятельности компании. Рыбки – самые распространенные обитатели офисов. Аквариум – это не только живой уголок, но и элемент дизайна помещения. Часто аквариум вписывается в корпоративный стиль компании. Кроме того, рыбки – самые неприхотливые живые существа. Уход за ними очень прост.

Канарейки и попугайчики тоже часто встречаются в офисах. Невероятно общительные и добрые существа становятся всеобщими любимцами. Птицы любят большое количество людей и внимание к себе, поэтому в офисе они ощущают себя достаточно комфортно. В дружном коллективе птицы быстро становятся ручными. Если попугайчика ежедневно отпускать на волю, то он непременно полюбит всех обитателей офиса и смело будет приземляться на руки. Дружелюбные птицы, несомненно, повышают лояльность клиентов.

Декоративные кролики вызывают умиление и восторг практически у всех людей. Очаровательные пушистые создания в то же время достаточно требовательны к уходу. Например, они очень боятся сквозняков, от чего легко простужаются и умирают.

Крысы и хомячки вызывают неоднозначные мнения. Многих всё таки пугает внешний вид крыс. Но уход за этими животными прост, поэтому в качестве офисного любимца вполне можно выбрать грызунов.

На пике популярности – экзотические животные. Всё чаще в террариумах можно увидеть рептилий из семейства игуан (Iguanidae). Это очень симпатичные и не требующие большого ухода животные. Семейство включает в себя 50 родов и более 700 видов. При правильном уходе и заботивом отношении игуаны становятся общительными, дружелюбными и ручными животными.


Советы по созданию живого уголка

— Необходимо создать комфортные условия пребывания животных, учитывать их биологические особенности и потребности;

— Животные должны быть абсолютно безопасны для людей;

— Лучше выбрать неприхотливых и дружелюбных животных;

— Следить за чистотой и гигиеной необходимо особенно пристально;

— Каждое животное должно находиться в отдельной клетке.

 

Общение с животными незаменимо и приносит массу положительных эмоций. Заботясь и ухаживая за братьями нашими меньшими, человек сам обретает гармонию и отвлекается от переживаний и волнений. Поэтому живой уголок на работе или в учебном заведении — это очень мудрое решение.

Живой уголок:

— Помогает снять стресс;

— Повышает работоспособность;

— Способ релаксации;

— Объединяющий фактор в коллективе.

www.ikirov.ru

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении — это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи уголка живой природы

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции — дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.

Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.

С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.

В 1997 году станции было выделено отдельное здание.

В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.

В настоящее время станция юных натуралистов №2 — это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.

Станция юных натуралистов №2 — это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.

С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?

С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.

Провели этикетирование растений и животных — Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы — подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.

Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках - вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.

Экспонаты уголка природы — живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.

Организация экспозиций уголка живой природы - следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений - Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.

Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.

Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.

Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.

Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.

Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.

Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.

Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.

Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо — все это, помимо психотерапевтического действия — зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая — неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.

Уголок живой природы в образовательной деятельности

Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.

В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.

Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.

Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.

Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по

urok.1sept.ru

Тема недели «Обитатели живого уголка»

Консультация для родителей: ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА «ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумных рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоёмов (малый прудовой карась, краснопёрка, вьюн, верхоплавка и т.д.) так и неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия). Наблюдения за рыбками разнообразен, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды). Хорошо если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики – птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только – болотную и степную черепах.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая птица, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами…

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности.

hello_html_m72fc2066.jpg

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

МЛАДШИХ ГРУПП.

Очень оживляет уголок природы животные. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать яркоокрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т.д. таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весёлый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечают канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т.д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического наблюдения.

hello_html_555e67ae.jpg

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытьё поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительного прудового карася и юркую, подвижную верхопалвку,- или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоёма.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей,- канарейке.

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду – у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост: они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

hello_html_36abb04d.jpg

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение, как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В аквариуме для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т.д.)

Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбуждённо плавает, как бы предсказывая погоду.

Их птиц отдать предпочтение тем, которые выводят потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах – источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живёт в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берёт корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует пометить хомячка и морскую свинку.

hello_html_m6e286a1a.jpg

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоёма, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатами на участке детского сада.

hello_html_m3e2220b7.jpg

СОДЕРЖАНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.

МОРСКАЯ СВИНКА. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, рыжая, жёлтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

сетчатая клетка. В одной половинке необходимо создать свинке тёмный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка – травоядное животное. В её меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свёклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки чёрствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя!).

У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определённое время. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

ХОМЯЧОК. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверёк небольшого размера, имеет короткое туловище, маленький хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защёчные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке. В клетке стоит устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок делает тёплое гнездо. В клетке можно сделать жёрдочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несолёное сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко. Зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба. В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день.

СОДЕРЖАНИЕ ПТИЦ.

В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только голубей, канареек, волнистых попугайчиков. При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки, отвечающие потребностям данного вида. При их выборе необходимо подходить к каждому индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без лишних украшений. В клетке должны быть кормушка, чашечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в неё помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жёрдочек. Их нужно разместить так, чтобы сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку.

Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм даётся один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязнённого песка. Один раз в месяц делать полную чистку с обвариванием крутым кипятком.

СОДЕРЖАНИЕ РЫБОК.

Аквариум с чистой водой, разнообразными растениями и нарядными рыбками становятся подлинным украшением уголка природы.

Кроме готовых аквариумов, можно использовать самую разнообразную стеклянную посуду с прозрачными стёклами. Для детского сада лучше приобрести аквариум четырёхугольной формы. Очень важно правильно его зарядить. Прежде всего необходимо тщательно вымыть водой с раствором марганцовокислого калия и насухо вытереть. На дно высыпать слоем 4-5 см крупный речной песок, прокаленный и промытый до такого состояния, чтобы щепотка его, брошенная в стакан с водой, не давала мути. Насыпают песок, в аквариум наклонно к переднему стеклу, что создаёт удобства для его очистки. Большое значение для создания нормального микроклимата в аквариуме имеют водные растения. Следует подбирать растения неприхотливые, легкоукореняющиеся, хорошо обогащающие воду кислородом. Большинство растений из водоёмов средней полосы малопригодны для аквариума, так как погибают зимой. Чаще всего используют южные водные вечнозелёные растения. К ним относятся: элодея, валлиснерия, перистолистник, людвигия, кабомба, водный папоротник;

Наполненный водой аквариум покрывают стеклом для защиты от пыли.

Аквариум должен быть хорошо освещён. Если естественного света недостаточно, нужно использовать электрическую лампу.

Кормить рыбок следует в одно и тоже время. Зимой – один раз в день, летом два раза. Лучший живой корм – дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.

ddu82grodno.schools.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *