Гэс 2 музей современного искусства – Эксперты проверили реконструкцию «ГЭС-2» на Болотной набережной — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Содержание

каким будет новое пространство? — Strelka Mag

Культурное пространство ГЭС-2 на Болотной набережной можно будет посетить в сентябре следующего года. Дату открытия своего «московского дома» фонд V–A–C анонсировал на пресс-конференции в Москве. В новом центре расположатся мастерские, апартаменты участников творческих резиденций, выставочные залы, крытая пешеходная зона с магазинами и кафе и многое другое. Сейчас внутри и вокруг бывшей электростанции продолжаются строительные работы — рассказываем, какой станет территория в самом центре Москвы уже меньше чем через год.

Фото: Глеб Леонов / V–A–C

На пресс-конференции в Москве 29 октября основатель фонда V–A–C Леонид Михельсон подчеркнул, что ГЭС-2 — это не просто новый музей современного искусства, а полноценное городское пространство. По его словам, переезд в новое здание начнется летом и закончится в сентябре 2020 года.

«Летом следующего года закончим стройку, переедем, а в конце сентября планируем открыть центр», — рассказал Михельсон.

Сейчас историческое здание бывшей электростанции реконструируют, параллельно обустраивается территория вокруг него. Строительные работы затронули и соседние улицы, в том числе Берсеневскую набережную, улицу Серафимовича, а также Патриарший мост.

Фото: Глеб Леонов / V–A–C

Фонд V–A–C приобрел бывшую электростанцию и участок рядом с ней в 2014 году. Проект реконструкции поручили разработать бюро итальянского архитектора, лауреата Притцкеровской премии, Ренцо Пьяно. На днях он лично приехал в Москву, осмотрел стройку и рассказал, как будет устроено новое пространство.

Ренцо Пьяно пояснил участникам пресс-конференции, что помимо здания бывшей электростанции к пространству ГЭС-2 относится и прилегающая территория, в том числе центр художественного производства «Своды», зелёная зона с рощей, а также спуск к воде и смотровая площадка.

Изображение: RPBW

Само здание ГЭС-2 состоит из пяти частей: фронтальной с выходом на набережную, основной, актового зала, правого и левого ризалита. В правом ризалите будут жить и работать художники, участвующие в программах резиденций ГЭС-2. В левом ризалите разместится лаборатория кулинарных искусств.

На первом уровне основного здания появится крытая пешеходная улица — Проспект ГЭС-2. Из этой зоны, открытой для всех посетителей, можно попасть в кафе, магазин или пройти в актовый зал. На нижнем уровне будут расположены основные выставочные пространства ГЭС-2 с естественным освещением.

Изображение: RPBW

Из актового зала с прозрачными стенами будет открываться вид на березовую рощу во дворе. Это пространство можно трансформировать, например, сделать его непроницаемым для света и устраивать дневные кинопоказы. Также в зале будут проводиться лекции, театральные постановки и концерты.

Изображение: RPBW

В краснокирпичном сводчатом здании разместится центр художественного производства «Своды» — мастерские, студии и лаборатории с высокотехнологичным оборудованием. В этот корпус можно будет попасть из нижнего уровня основного здания.

Изображение: RPBW

В середине острова, за зданием ГЭС-2, расположены зелёный двор с берёзовой рощей. Там тоже будут проводиться летние кинопоказы и концерты. Под двором прячутся подземные этажи — двухуровневая парковка «Дно» и открытое хранилище фонда «Второе дно».

Изображение: RPBW

Первым проектом в ГЭС-2 будет «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Фонд V–A–С на полгода предоставит ему здание, чтобы он поразмышлял на тему временной идеальной институции мечты. В основе проекта «Санта-Барбара» — популярная в России мыльная опера, которую показывали по телевидению с 1992 года в течение десяти лет.

На пешеходном Проспекте в здании ГЭС-2 смонтируют импровизированную телестудию, в которой актёры и посетители будут разыгрывать перед камерами серии из «Санта-Барбары». Идея в том, чтобы перенестись в прошлое и вообразить миф о сотворении новой России – сериал пришёл на российские экраны сразу после распада СССР. Проект позволит понять, как популярный сериал изменил ценности россиян и какие идеи поселились с тех пор в общественном сознании.

В здании бывшей ГЭС-2 откроется Музей современного искусства — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Историческая электростанция ГЭС-2 на Болотной площади в Москве будет сохранена, в ее залах разместится Музей современного искусства. Презентация проекта состоялась на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Здесь предусмотрено создание общедоступной библиотеки, книжного магазина, кафе, выставочных залов и аудитории на 350 мест для проведения разных мероприятий.

Проект представили партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Иароччи Мавика.

«Проект уникален тем, что его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы. Это отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методического совета Департамента культурного наследия и была принципиально одобрена», — сказал С. Кузнецов на секции «Креативная среда и урбанистика».

Здание электростанции, построенное в 1904-1907 годах, сохранят. Галерея машинного зала высотой в 22 метра станет выставочным пространством. Меньшие по размерам помещения также будут экспозиционными залами.

«Мы не собираемся делать что-то большое и вычурное, мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. Начали мы с определения места — важно, чтобы музей был виден с набережной. ТЭЦ ассоциируется с магией машин, динамикой. Поэтому мы хотели, чтобы здание продолжало излучать энергетику, но уже культурную, творческую. Сейчас оно изнутри выглядит как огромный пустой собор. Мы решили максимально сохранить оригинальное здание, а внутри создать своеобразную улицу, вдоль которой будут выставочные пространства», — отметил А. Бельведере.

При выборе материалов архитекторы решили сыграть на контрастах: старую отделку дополняет бетон, отделяя современность от прошлого.

Важной частью проекта станет березовый лес рядом с музеем.

«Березовая роща гармонично впишется в окружающую среду и отделит эту зону от соседней застройки. Мы планируем посадить 500-600 деревьев», — пояснил А. Бельведере.

Как отметили в Москомархитектуре, тема экологии и энергоэффективности пронизывает весь проект. Здесь будут использоваться солнечные панели, которые позволят сэкономить до мегаватта энергии в день.

Кроме того, через трубы бывшей ТЭЦ с помощью специальных генераторов будет поступать чистый воздух из атмосферы. Высота труб после реконструкции составит 70 метров.

«В этом проекте мы выиграли дважды. Чтобы сделать музей, нам пришлось закрыть действующую ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией Центральный округ. Вместо нее появилась новая энерготочка с современным оборудованием. Кроме того, мы сохраняем уникальный культурный объект, наполняем его новым смыслом, обогащая культурную среду этого района», — подчеркнул руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.

ГЭС-2: как фонд V-A-C делает из бывшей электростанции арт-центр

В 2019 году на месте ГЭС-2 заработает культурное пространство под эгидой фонда V-A-C. Сейчас бывшая электростанция в переходном состоянии: ее расчистили, но стройка не началась. В преддверии фестиваля Geometry of Now, который пройдет там через неделю, «Афиша Daily» раскрывает анатомию проекта.

Где это находится

«Красный Октябрь» — остров непростой судьбы. В начале 2010-х ему прочили судьбу московского Сохо с галереями, музеями современного искусства и жильем для миллионеров. В итоге помещения бывшей шоколадной фабрики дали приют уйме развлекательных заведений, тут проводились арт-ярмарки, открывались и закрывались рестораны, сидел телеканал «Дождь», куда приходил президент Медведев, а урбанистическая революция отодвинулась на неопределенный срок. За 10 лет «Октябрь» стал выглядеть чище — на острове появились платная парковка и лавочки, чуть интеллигентнее теперь бесятся ночные клубы. Однако, если не считать Центра фотографии им. братьев Люмьер и института «Стрелка», приоритетом острова оставались танцы по выходным и офисное копошение по будням. Идея района совсем не соответствует определению «центр креативной деятельности».

Вид на ГЭС-2 в начале XX века, тогда — промышленные задворки Кремля

© Музей истории Мосэнерго

Фестиваль Geometry of Now, лайнапу которого мог бы позавидовать армовский Outline, — самый большой сдвиг в спальной жизни «Красного Октября» со времен переименования клуба «Рай» в Icon. Он пройдет с 20 по 27 февраля в ГЭС-2 — желтом здании с трубами, стоящем за забором на Болотной набережной.

Бывшая электростанция фактически последнее промышленное строение на «Октябре», которое до сих пор не было перепрофилировано. По одну сторону от него на Берсеневской набережной находится «Стрелка», по другую — кинотеатр «Ударник»: еще один арт-долгострой, который бизнесмен и основатель премии Кандинского Шалва Бреус планировал превратить в музей, но все никак не превратит (он так и не смог приобрести здание в собственность. — Прим. ред.). Кроме того, в пределах пятнадцатиминутной прогулки от ГЭС-2 расположены обе Третьяковские галереи и комплекс ГМИИ им. Пушкина, строительство которого планируют завершить к 2022 году. То есть в перспективе Москва может получить территорию компактного проживания нескольких музейных центров, а «Красный Октябрь» — перейти к созидательной деятельности, если опыт ГЭС-2 потянет за собой других резидентов.

Церемония запуска станции: священник освящает турбины. Как видно, у традиции крещения ракет в России есть свои глубокие корни

© Музей истории Мосэнерго

Что здесь было

Если вы хотите понять, что из себя представляет ГЭС-2 в архитектурном смысле, то лучшего момента, чем сейчас, не найти. Отсюда вывезено все оборудование, интерьер залит светом. В данный момент здание больше всего похоже на свой исторический исходник — Центральную электрическую станцию городского трамвая, которую построил в 1907 году Василий Башкиров (1870–1917). Архитектор известен как соавтор художника Виктора Васнецова: он построил его дом — былинную избушку в Мещанском районе — и работал с ним над фасадом здания Третьяковки в Лаврушинском переулке. Трамвайная станция тоже выстроена с элементами неорусского стиля. Помимо четырех узорчатых труб, впоследствии замененных на металлические, она имела башенку с часами, которая лишилась своего «кремлевского» навершия. Вообще, в XX веке здание не берегли: к нему пристраивали новые корпуса и немилосердно уничтожали исторические фасады.

История ГЭС-2

  • 1900
  • 1907
  • 1925
  • 1931
  • 1941
  • 1945
  • 2006
  • 2009
  • 2014
  • 2015
  • 2015
  • Строительство электростанции

  • Запуск станции

  • Переименование

  • Дом на набережной

  • Война

  • Послевоенная модернизация

  • Закрытие станции

  • Создание фонда V-A-C

  • Покупка ГЭС-2 Леонидом Михельсоном

  • Представлен проект реконструкции Ренцо Пиано

  • Выставка «Расширение пространства»

  • На месте винно-солярного двора строится Центральная электрическая станция московских городских железных дорог — электричество идет на снабжение городских трамвайных линий.

  • 2 (15) февраля станция была введена в эксплуатацию. На ее постройку со всем оборудованием городской казной было израсходовано около 2 100 000 р. Каждый турбогенератор стоит 210 тыс. р.

  • Электростанция получает название ГЭС-2 — не потому что она гидроэлектростанция, а потому что государственная.

  • Строится Дом на набережной с кинотеатром «Ударник», загородившим станцию. ГЭС-2 подавала пар в прачечную дома — этому служил отдельный небольшой паровой котел. Чтобы шатровая башня не портила фон кинотеатра «Ударник», ее разобрали.

  • С 22 июля, с первого налета немецкой авиации на Москву, на электростанцию попадало множество бомб, предназначенных для Кремля. Однако ни одного пожара не произошло: дежурные на крышах моментально засыпали снаряды песком.

  • Все котельные ГЭС-2 были полностью переведены на газовое топливо в 1947 году. В 1965 году демонтированы 12 старых котлов 1907 года и смонтированы два новых. В 1991–1995 годах происходит последняя модернизация станции.

  • Город решает закрыть ГЭС-2 по причине «морального и физического износа оборудования», а также высокой стоимости производимой энергии. Вместо нее электричество будет производить строящаяся рядом ПС «Берсеневская».

  • Бизнесмен Леонид Михельсон создает фонд V-A-C (Victory — The Art of Being Contemporary), названный в честь его дочери. Его директором становится итальянка Тереза Мавика, с которой он познакомился на Венецианской биеннале. Цель фонда — поддерживать развитие российского искусства.

  • Сергей Капков советует выкупить здание бывшей электростанции Михельсону, который ищет площадку под свой музей. За нее владельцы «Новатэка» заплатили «Газпрому» 1,7 млрд р.

  • Мавика и Михельсон представляют Собянину концепцию реновации ГЭС-2 от архитектурной суперзвезды — итальянца Ренцо Пиано, построившего парижский Центр Помпиду. «Такие глобальные вещи без поддержки города невозможны», — комментирует Мавика.

  • Идут работы по вывозу заводского оборудования, а в части здания запускается проект «Расширение пространства» — показывают результаты внутреннего конкурса V-A-C на лучший художественный проект, посвященный Москве. Среди участников — Арсений Жиляев, Павел Отдельнов, Кирилл Савченков и др.

Айрат Багаутдинов

Краевед, создатель проекта «Москва глазами инженера»

«На месте электростанции с XVIII века находился винно-солярный двор. У государства была монополия на торговлю как вином, так и солью, и здесь был построен склад, откуда эти товары распределялись потом по основным точкам продажи. Складские здания формировали каре и были мало украшены, но въезд со Всехсвятской улицы (Серафимовича. — Прим. ред.) был оформлен воротами и башенкой, похожей на минарет.

Интересно, что трамвайная электростанция была одной из первых городских электростанций. Все предыдущие — в том числе и ГЭС-1 на Раушской набережной) — находились в частном владении, и город покупал у их владельцев электроэнергию. К началу XX века городской трамвай развивался так бурно, что стал потреблять треть всей энергии электростанции на Раушской. Поэтому городские власти решили построить собственную станцию. Она была оборудована турбинами швейцарской фирмы Brown, Boveri & Cie.

Что касается архитектуры, то индустриальные здания в России были выстроены как римские базилики в плане. Так устроена и ГЭС-2: центральная часть здания приподнята над боковыми и работает как световой фонарь. Когда-то его украшала башенка, которая перекликалась с башнями Кремля и призвана была разрушать давящее ощущение от монументального объема. Центральный фасад по задумке архитектора должен был смотреть на Всехсвятскую, но из-за Дома на набережной и кинотеатра «Ударник» теперь здание не может восприниматься ни с одной точки так, как рассчитывал архитектор».

© Иван Ерофеев

Основные действующие лица

Леонид Михельсон

© Сергей Гунеев / РИА Новости

Леонид Михельсон

Самый богатый человек России (состояние 14 млрд долларов), инженер-строитель по профессии. В 1987 году возглавил «Куйбышевтрубопроводстрой», который в 1991 году стал частной строительной компанией АО «Самарское народное предприятие «Нова». Затем стал гендиректором управляющей компании «Новафининвест». С 2003 года — председатель правления ОАО «Новатэк». В 2009 году создал в Москве фонд современного искусства «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), который реализует различные арт-проекты в Москве, Самаре, Венеции, Лондоне и других городах.

Виктория Михельсон

Виктория Михельсон

Дочь Леонида Михельсона, родившаяся в 1992 году. Изучала историю искусства в New York University, с прошлого года — член попечительского совета New Museum в Нью-Йорке. Основательница галереи Victoria в Самаре. Будущий директор культурного пространства в ГЭС-2. Регулярно фигурирует на верхних строчках в списках богатейших невест России. Вместе с дочерью Терезы Мавики Гретой занимается организацией проекта V-A-C Live и, в частности, фестивалем «Геометрия настоящего».

Тереза Мавика

© Еврейский музей и центр толерантности

Тереза Мавика

Итальянский куратор и арт-деятель с долгой любовью к русской культуре. В Восточном университете Неаполя написала диссертацию по правовым основам российской государственности, потом продолжила обучение в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова в Москве. В 2003 году руководила галереей Стеллы Аминовой Stella Art Foundation. В 2009 году Тереза Мавика по предложению Михельсона стала директором фонда V-A-C.

Ренцо Пиано

© Ernesto Ruscio / Gettyimages.ru

Ренцо Пиано

Архитектор, основатель бюро Renzo Piano Building Workshop, лауреат Притцкеровской премии. Свою звездную карьеру начал в 1971 году, когда в возрасте 34 лет выиграл вместе с Ричардом Роджерсом конкурс на Центр Помпиду в Париже. В 2015 году было объявлено, что Пиано нанят фондом V-A-C для проектирования арт-центра на месте ГЭС-2 на «Красном Октябре». Как рассказывает Мавика, выбран он был в том числе за свою любовь к воде. Глядя на набережную перед ГЭС-2, первое, что он спросил: «Как используют реку, когда она замерзает?» Никакого конкурса реконструкции ГЭС-2 не устраивалось, несмотря на то что здание находится в самом центре города.

Сергей Капков

© Владимир Васильчиков / Афиша

Сергей Капков

Экс-глава Департамента культуры Москвы, сейчас заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики городского развития» на экономфаке МГУ. Будучи директором Департамента культуры, именно он предложил Леониду Михельсону рассмотреть здание электростанции как возможную резиденцию фонда.

Как будет устроен арт-центр

Мавика не стесняется критиковать и политику музеев Москвы, и дистанцию искусства от зрителей (хотя и проекты фонда V-A-C не стремятся к доступности). Очереди в Третьяковку, например, она называет следствием неэффективности, а хвастовство миллионом посетителей в год от ГМИИ — смешным: Art Institute of Chicago посещает в год половина жителей города — полтора миллиона. Взамен устаревшей назидательной модели музея-архива на «Красном Октябре» она хочет создать место для всех — площадь, где «кипит жизнь и производится современная культура».

Здесь и далее — фотографии с выставок V-A-C. Natural zones, 2014/ Природные зоны на выставке ИK-00 (Венеция, 2014)

© Павел Киселев / V-A-C

1 из 5

Коллекция фонда V-A-C в Галерея Уайтчепел, Лондон

© Стефен Уайт

2 из 5

Ретроспектива Андрея Монастырского, 2010. ММОМА

© ММОМА

3 из 5

Инсталляция «Леса» на Политехническом музее, 2015

© Политехнический музей

4 из 5

«Модерникон. Современное искусство из России», 2010. Каза-деи-Тре-Очи, Венеция

© V-A-C

5 из 5

Постоянной экспозиции у нового музейного пространства не будет. Временные проекты — российские и международные — так или иначе станут крутиться вокруг коллекции фонда V-A-C, которая, в свою очередь, основана на коллекции самого Михельсона. В 2000-е годы он собирал преимущественно русский импрессионизм. Но когда был создан V-A-C, коллекция перестала быть частным собранием и перешла в ведение фонда. В ней появились мировые имена послевоенного периода; сейчас в ней есть работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Альберто Джакометти, Рудольфа Стингела, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бриджит Райли. Фотографии некоторых работ можно посмотреть в фейсбуке фонда по хэштегу #‎vaccollection.

Кроме того, V-A-C сохраняет свою выставочную площадку в Венеции, на Дзаттере, — она откроется весной этого года вместо старой площадки Каза-деи-Тре-Очи, которая будет работать как второе легкое, дышащее в унисон с московской ГЭС-2. Они будут заполнять друг друга постоянно и выставочными, и образовательными программами.

Подробности по теме

Ренцо Пиано «Я хочу вырастить в центре Москвы новый лес»

Ренцо Пиано «Я хочу вырастить в центре Москвы новый лес»

Архитектура ГЭС-2 в деталях

Пиано планирует изменить расположение труб, сделать некоторые их части прозрачными и поместить внутрь вентиляционное оборудование, а еще разбить рядом с музеем березовый лес.

Лес

Вокруг здания будет много зелени, а с запада оно будет полностью скрыто березовыми деревьями, для чего придется несколько поднять уровень земли. Здесь будет специальное пространство для театральных постановок, перформансов и концертов, а летом на одной из стен планируют показывать фильмы. По задумке авторов березовая роща — дополнительный экологический фактор проекта.

Свет

Благодаря стеклянному потолку и стеклянным стенам первого этажа «фабрика электроэнергии» превратится в «фабрику света». Сам Пиано называет свой результат «световым фонарем». Пока непонятно, как это будет работать в темную московскую зиму с небом цвета свинца, плюс обилие стекла подразумевает мощные отопительные и осветительные системы.

Трубы

Некоторые части труб сделают прозрачными, а работать они будут будто наоборот: вместо того чтобы выбрасывать грязный воздух, как старые фабрики, трубы Пиано станут производить чистый — забирать его на высоте 70 метров и доставлять внутрь здания.

Наследие

В ходе реконструкции зданию планируют вернуть его первоначальный вид: расчистить от поздних наслоений и пристроек, восстановить утраченный декор фасадов, воссоздать наиболее выразительный элемент здания — остроконечное завершение башенки с часами.

Экология

Фабрика по-прежнему будет производить электричество, только по последним экономическим нормативам: предусматривается использование солнечных панелей, которые позволят сэкономить до мегаватта энергии в день. Воду планируют использовать для охлаждения воздуха в летнее время года, а геотермальную энергию от земли — для обогрева. Главный фасад ГЭС-2 станет выполнять функцию регулятора климата. Он защитит внутренние помещения от холода и скроет галереи от солнечного света. На нем будут размещены батареи, благодаря которым внутри здания сможет вырасти зимний сад.

Три основные зоны

Общее пространство, включая амфитеатр (30,7 тыс. кв.м), — будет поделено на три основные зоны: общественную, образовательную и выставочную. Тереза Мавика часто говорит, что строит не музей, а площадь — то самое залитое светом пустое пространство внутри будет работать как общественное. Здесь запланированы библиотека, зимний сад, ресторан и кафе. В образовательной зоне с учебными классами и арт-мастерскими будут устраивать лекции, воркшопы и конференции. А бывший машинный зал электростанции станет выставочным пространством.

Цифры

Квадрат 150×150 м — это предварительный план территории проекта. Новый комплекс будут посещать до 750 тыс. человек в год. В нем появится 350 рабочих мест. Также предусмотрено 300 машино-мест на парковке арт-центра.

Связь с городом

Трансформация ГЭС-2 — сама по себе революция. Кроме того, правительство Москвы обещает устроить на смежном земельном участке гостиницу, а под Патриаршим мостом — разместить объекты торговли и отдыха. Тереза Мавика замечает, что «…с архитектурной точки зрения прилегающая территория не была задумана как единое целое: мост живет сам по себе, Дом на набережной сам по себе, и «Стрелка» тоже». Она говорит, что ГЭС-2 будет по мере возможности связывать все это воедино и с городом.

Что такое «Геометрия настоящего»

Пока у фонда V-A-C не было собственного здания в России, он реализовывал свои проекты в чужих пространствах, причем не самых очевидных — например, в Музее Вооруженных сил, Музее меценатов, благотворителей и предпринимателей и историко-мемориальном музее «Пресня». Среди прочего у них продолжается совместная программа с Музеем ГУЛАГа «Процессы. Опыты искусства в музее». Там художники устраивали перформанс, напоминающий заседание суда, и задавались вопросом о новом использовании территорий бывших лагерей. В целом фонд предпочитает работать с молодыми авторами, склонными к эстетике постконцептуализма и некоторому наукообразию, чуждому броских эффектов. Грубо говоря, к искусству V-A-C не выстраиваются очереди, чтобы сфотографировать в инстаграм.

Аудиовизуальный фестиваль «Геометрия настоящего» на площадке ГЭС-2, который курирует британский художник и музыкант Марк Фелл, — еще радикальнее. Кажется, он вообще не учитывает массового зрителя, приученного музеем «Гараж» к предметному искусству и внятным экспликациям. Фелл — половинка дуэта Snd, выпускающего шкварчащую электронику на лейбле Raster-Noton, — говорит, что отбирал участников, следуя логике здания. А это, напомним, заброшенная станция. В итоге если потребуется дать описание грядущему фестивалю, учитывая московский контекст, то по составу артистов Geometry of Now похож на рейв, как его умеют делать техно-промоутеры «Армы», только устроенный музейными архивариусами и сотрудниками НИИ.

Виктория Михельсон

Организатор проекта V-A-C Live

«Мы хотели показать здание в период его функциональной и физической пустоты, но в то же время наполнить искусством — это удалось сделать через медиум звука. Художники переосмыслят помещения ГЭС-2 используя инсталляции и перформансы, показывая архитектуру и Ее звучание.».

Проект Snd Марка Фелла демонстрирует, на что способен, в полюбившемся москвичам формате «Boiler Room»

Подробности по теме

Марк Фелл о фестивале «Геометрия настоящего» «Лет через 20 русских музыкантов будет знать весь мир»

Марк Фелл о фестивале «Геометрия настоящего» «Лет через 20 русских музыкантов будет знать весь мир»

Концерты будут проходить везде — в подвале, на галереях и верхних этажах. В «Геометрии» примут участие как всемирно известные, так и начинающие художники и музыканты России и мира. От Стивена ОʼМэлли из дроун-металлического проекта Sunn O))), который объединится с Алексеем Тегиным и его тибетской Phurpa, до ямайского отца даба Ли «Скретча» Перри, который в обычной жизни дает вполне традиционные концерты. Окен Ли объединится с Ореном Амбарчи и российским танцором Александром Кисловым, а британский режиссер и саунд-артист Люк Фаулер вместе с Ричардом МакМастером сделают проект, посвященный советскому синтезатору АНС. Фелл утверждает, что фестиваль занимается «изобретением места заново», и вспоминает свое детство в Шеффилде конца 1980-х, где первые техно-вечеринки проводились именно на заброшенных фабриках.

Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

что появится на территории обновленной ГЭС-2 / Новости города / Сайт Москвы

Реставрацию ГЭС-2 в центре Москвы закончат в 2020 году. Об этом во время посещения объекта рассказал Сергей Собянин.

«Проект подразумевает реставрацию объектов ГЭС-2, создание музея современного искусства, выставочных пространств, мастерских, с одной стороны. С другой стороны, мы создаем качественное городское пространство — набережную, реконструируем пешеходный мост. Сложный, очень сложный узел разных проблем, наслоений. Тем не менее сегодня уже основные проблемы решены, активно строим, реставрируем. Я надеюсь, что в следующем году эта стройка закончится и начнется уже наполнение жизнью этого культурного пространства», — сообщил Мэр Москвы.

Сложность строительного объекта отметил и предприниматель президент фонда современного искусства V-A-C Леонид Михельсон.

«В следующем году мы введем этот объект. Это общественное пространство, общая площадь которого — более 40 тысяч метров. 25 тысяч метров — выставочные залы, пространства для посетителей», — сказал он.

Центральная электрическая станция городского трамвая (позднее — ГЭС-2 Мосэнерго) была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала в 1904–1908 годах. Автором проекта стал архитектор Василий Башкиров. В обработке фасадов здания он использовал элементы, выполненные в неорусском стиле. Уникальной особенностью здания стала стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии известного архитектора Владимира Шухова.

До строительства Дома на набережной внешний вид электростанции был композиционно связан с храмом Христа Спасителя и Кремлем.

В первоначальном виде комплекс электростанции сохранялся до конца 1920-х годов. Затем на протяжении XX века облик станции не раз менялся: появлялись новые корпуса и технологические помещения. Со временем была утрачена большая часть декоративного оформления фасадов, а также остроконечная верхушка башни с часами.

К 2000–2005 годам оборудование на станции устарело, а производить электричество на ней стало невыгодно. В 2006 году было принято решение вывести ГЭС-2 из эксплуатации. Электрическая нагрузка закрытой станции была перераспределена на построенную рядом подстанцию «Берсеневская», а тепловая — на ТЭЦ-20. Это также позволило улучшить экологическую обстановку в центре столицы.

А в 2009 году ГЭС-2 получила статус объекта культурного наследия регионального значения и новое имя — «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904–1908 годов, архитектор В.Н. Башкиров».

Новая жизнь ГЭС-2 

В ноябре 2014 года ПАО «Мосэнерго» продало имущественный комплекс ГЭС-2 инвестору ООО «ГЭС-2» для создания музейно-образовательного комплекса «Академия современного искусства». В районе бывшей электростанции по адресу: Болотная набережная, дом 15, корпус 1 появится не просто музей, а новое культурное пространство и качественная городская среда.

Помимо обновления самого здания ГЭС-2, проект предусматривает реконструкцию Патриаршего пешеходного моста и создание нового спуска к реке на Болотной набережной. Новое пространство будет создано для того, чтобы его посетители знакомились с современной культурой.

Концепция реставрации ГЭС-2 была разработана международной архитектурной мастерской Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже. Ход работ, кроме авторов проект, контролирует генеральный проектировщик музея.

Общая площадь музейно-образовательного комплекса составит 41 тысячу квадратных метров. Здесь будет четыре наземных и два подземных этажа. Внутри разместится арт-центр с выставочными залами, библиотекой, книжным магазином, кафе и аудиторией (концертным залом) на 420 мест.

Центральной точкой комплекса станет ГЭС-2 площадью 19 тысяч квадратных метров. Реставраторы вернут зданию исторический облик: уберут пристройки, восстановят утраченный декор фасадов, воссоздадут наиболее выразительный элемент здания — верхушку часовой башни. Также на крыше установят солнечные батареи, которые обеспечат выработку до десяти процентов энергии, необходимой для эксплуатации здания. По словам разработчика проекта члена правления компании Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере, главная задача — сохранить историю этого места и подарить ее москвичам.

Часть бывшей электростанции под названием «Своды» будет отведена под творческие мастерские и станет центром художественного производства. В здании площадью две тысячи квадратных метров со сводчатыми потолками два этажа (один — на уровне земли, другой — подземный). Когда-то здесь располагался цех водочного завода Смирнова. Помимо художественных студий с оборудованием для работы по металлу и дереву, видеомонтажа, фотопечати, в «Сводах» появятся студии звукозаписи, репетиционный зал и даже пекарня.

В состав нового пространства войдут арт-резиденции и залы-трансформеры для театральных и музыкальных концертов, постановок и перформансов. Акустикой в ГЭС-2 занимаются специалисты, которые работали в Парижской филармонии.

Для коллекций будущего музея предусмотрено хранилище площадью 2,8 тысячи квадратных метров, где разместят и реставрационные мастерские.

Также в планах организация паркинга с эксплуатируемой кровлей, на которой высадят березы. Деревья гармонично впишутся в городскую среду и отделят зону музея от соседней застройки.

Новый музейно-образовательный комплекс сможет принимать 750 тысяч человек в год и предоставит около 500 новых рабочих мест.

Сейчас на объекте ведутся общестроительные работы: устройство кровли, монтаж внутренних инженерных систем.

Реконструкция Патриаршего моста

Органичным продолжением территории обновленной ГЭС-2 станет пешеходная зона между храмом Христа Спасителя и Якиманской набережной. Для ее организации специалисты реконструируют Патриарший мост на участке между Берсеневской и Якиманской набережными, здесь появятся амфитеатры, лестничные сходы и лифты. Под самим мостом разместят три небольших общественно-культурных центра общей площадью 5,7 тысячи квадратных метров.

Также благоустроят отрезок Болотной набережной, примыкающий к Патриаршему мосту. Здесь, в частности, организуют спуск к воде. Работы начались летом 2019 года и завершатся во втором квартале 2020 года.

Благоустройство набережных

До конца 2019 года также будут благоустроены территории, прилегающие к ГЭС-2. Работы пройдут на участке Берсеневской набережной от Патриаршего моста до улицы Серафимовича. Здесь заменят пять тысяч квадратных метров асфальта, на тротуарах уложат 3,3 тысячи квадратных метров гранитной плитки и 900 погонных метров бордюра, а также разобьют 500 квадратных метров газона.

Для комфорта и безопасности пешеходов на набережной установят 32 опоры наружного освещения.

Ведутся работы и по благоустройству проезда от Болотной набережной к Берсеневской набережной, включая спуск к Москве-реке. В планах — комплексное благоустройство Репинского сквера (Болотной площади), Фалеевского переулка и Софийской набережной.

реставрация здания ГЭС-2 завершится в 2020 году — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Реставрация и реконструкция здания бывшей ГЭС-2 вошла в активную стадию, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе осмотра работ.

«Это одно из самых крупных культурных пространств города. Здесь появится музей современного искусства, музейные и выставочные пространства», – сказал Сергей Собянин.

Он отметил, что одновременно ведется реконструкция набережной и пешеходного Патриаршего моста. Кроме того, сделают спуск к воде на Болотной набережной.

«Здесь очень сложные условия: много проблем, наслоений. Однако большинство вопросов решено. Активно строим, реставрируем. Надеюсь, что в следующем году работы закончатся и начнется культурная жизнь», – заключил мэр.

Предприниматель, президент Фонда «V-A-C» Леонид Михельсон добавил, что ГЭС-2 – уникальная площадка по расположению.

«Я благодарен Сергею Собянину и службам города. Мы не смогли бы ничего сделать без их скоординированной работы», – сказал Леонид Михельсон.

Он уточнил, что площадь музейного пространства составит 41 тыс. кв. метров, а здания ГЭС-2 – 19 тыс. «квадратов».

По словам партнера, члена правления компании «Ренцо Пьяно Билдинг Воркшоп САС» Антонио Бельведере, ГЭС-2 – не просто здание, а часть истории Москвы.

«Восстанавливая этот объект, мы восстанавливаем культуру и историю», – подчеркнул Антонио Бельведере.

Напомним, реконструкция ведется по адресу: Болотная набережная, вл. 15, корп. 1,2,4, стр. 6-8, Берсеневская набережная, вл. 16, стр. 5, 5/1 в районе Якиманка.

ГЭС-2 – первая городская электрическая станция московского трамвая. Она была выведена из эксплуатации и закрылась на реконструкцию в 2015 году. Здесь создадут культурный, выставочный и образовательный центр.

Проект по созданию музейного и образовательного пространства предложил Фонд современного искусства «V-A-C». Основной акцент планируется сделать на обучении и пробуждении интереса к современной культуре.

«Благодаря работе в формате BIM-модели, есть возможность согласовывать все этапы в режиме реального времени и уделить внимание каждой детали», – ранее заявил главный архитектор Москвы Сергеей Кузнецов.

По его словам, это отличный пример международного культурного диалога. Над проектом работает целая команда специалистов. Помимо авторов проекта, бюро Renzo Piano Building Workshop, контроль над строительством ведет проектное бюро АПЕКС – генеральный проектировщик музея.

Для того чтобы отделить зону музея от соседней застройки, вокруг ГЭС-2 появится березовая роща из 600 деревьев. Первые саженцы начали высаживать в этом году.

 

У здания «ГЭС-2» высадят 600 берез

 

В здании бывшей ГЭС-2 откроется арт-центр

как изменится ГЭС-2 — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Реконструкция бывшей ГЭС-2 рядом с храмом Христа Спасителя завершится в 2020 году. Электростанция превратится в одно из самых крупных культурных пространств города: там появятся мастерские, музей современного искусства и эксплуатируемая крыша.

Центральная электрическая станция городского трамвая (позднее – ГЭС-2 «Мосэнерго») построена в 1904-1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Ее возвели у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала рядом с храмом Христа Спасителя.

 

 

В дизайне фасадов использованы элементы неорусского стиля. Уникальной особенностью здания была стеклянная крыша по проекту Николая Сушкина. В ее создании также участвовал Владимир Шухов, архитектор «Шуховской башни» рядом с метро «Шаболовская».

 

 

Свой исходный вид ГЭС сохраняла до 1920-х годов. Затем ее облик начали менять: пристраивали корпуса, технологические помещения. Был утрачен декор фасадов и башенка с часами.

 

 

В ноябре 2009 года комплекс электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения под названием «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., архитектор В.Н. Башкиров».

 

 

Но еще в 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Повлияла и высокая стоимость производимой энергии. Ее закрытие позволило улучшить экологическую обстановку в центре города. Нагрузку распределили на подстанцию «Берсеневская» и ТЭЦ-20.

 

 

В ноябре 2014 года бывший владелец ПАО «Мосэнерго» продал электростанцию инвестору ООО «ГЭС-2» Леониду Михельсону. Новый собственник решил создать на этой территории музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства».

 

 

Михельсон создал Фонд развития современной культуры «Виктория – Искусство быть Современным» (V-A-C). Эта организация и стала заказчиком проекта новой ГЭС-2.

Концепцию реставрации разработала Международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже. Генеральным проектировщиком станции стала компания АПЕКС.

 

 

После утверждения проекта стало понятно, что здесь будет не просто музей, а новое культурное пространство.

Комплекс развернется на площади 41 тыс. кв. метров. Патриарший мост тоже реконструируют: здесь появится пешеходная зона с амфитеатрами. Под ним разместят три культурных центра площадью 5,7 тыс. кв. метров. Также сделают удобный спуск к реке на Болотной набережной. Работы здесь завершат во втором квартале 2020 года.

 

 

Здание реконструируют. В нем будет четыре этажа и два подземных уровня. Станции вернут первоначальный облик: расчистят от наслоений, снесут пристройки, восстановят утраченный декор фасадов и башенку с часами.  

На крыше установят солнечные батареи. Они смогут вырабатывать 10% энергии, которая необходима для эксплуатации здания ГЭС-2.

 

 

После завершения работ здесь разместится арт-центр с выставочными залами, библиотекой, книжным магазином, кафе и аудиторией (концертным залом) на 420 мест.

Часть помещений отдадут под творческие мастерские – центр художественного производства. Здесь появятся:

  • художественные студии с оборудованием для работы по металлу и по дереву;
  • студии видеомонтажа;
  • студии фотопечати;
  • студии звукозаписи;
  • репетиционный зал;
  • пекарня.

 

 

Также создадут арт-резиденции и залы-трансформеры для театральных и музыкальных концертов, постановок и перформансов. Акустикой в ГЭС-2 займутся специалисты, которые «делали звук» в Парижской филармонии.

 

 

В ГЭС-2 создадут Музей современного искусства. Для него уже разработали хранилище площадью 2,8 тыс. кв. метров. Там же разместятся реставрационные мастерские.

На нижних этажах появится подземный паркинг. На крыше высадят березы. Эти деревья появятся и рядом с ГЭС-2.

 

Цитата

«Березовая роща гармонично впишется в окружающую среду и отделит зону музея от соседней застройки. Мы посадим порядка 600 деревьев», –

Сергей Кузнецов

Главный архитектор города Москвы

Новый комплекс сможет принимать по 750 тыс. человек в год. Он даст городу около 500 рабочих мест.

 

 

Сейчас на ГЭС идут общестроительные работы: обустраивают кровлю, монтируют внутренние инженерные системы. 28 августа ход реконструкции осмотрел мэр Москвы Сергей Собянин.

 

 

Цитата

«Реконструкция и реставрация ГЭС-2 вошла в активную стадию. Здесь очень сложные условия: много проблем, наслоений. Однако большинство вопросов решено. Активно строим, реставрируем. Надеюсь, что в следующем году работы закончатся и начнется культурная жизнь», –

Сергей Собянин

Мэр Москвы

Правительство Москы также благоустроит Берсеневскую набережную от Патриаршего моста до ул. Серафимовича.

В ходе работ заменят асфальтобетонное покрытие на площади 5 тыс. кв. метров. На тротуарах уложат гранитную плитку площадью 3,3 тыс. «квадратов», установят гранитный бордюр, разобьют газоны, поставят фонари. На Берсеневской набережной сделают удобный спуск к воде. Работы по благоустройству планируют завершить до конца 2019 года.

 

 

Сейчас также благоустраивают проезд от Болотной к Берсеневской набережной со спуском к Москве-реке. В будущем обустроят Репинский сквер, Фалеевский переулок и Софийскую набережную.

Напомним, реконструкция ведется по адресу: Болотная набережная, вл. 15, корп. 1, 2, 4, стр. 6-8, Берсеневская набережная, вл. 16, стр. 5, 5/1 в районе Якиманка.

ГЭС-2, шанхайский центр Помпиду и музей Баухаус: 8

В наступившем году в Москве откроется крупный арт-центр на территории московской ГЭС-2 — совсем рядом с Кремлем, на Болотном острове, в Нью-Йорке закончится модернизация Музея современного искусства (MoMA), а в Германии к 100-летию Баухауса откроется сразу несколько музеев. Крупные музейные комплексы заработают в Берлине и столице Катара Дохе, а в Шанхае спустя 12 лет после первой неудавшейся попытки откроют филиал парижского центра Помпиду. В The Art Newspaper собрали самые интересные музейные проекты 2019 года.

Музей Альбертина (Albertina Künstlerhaus)

Место: Вена, Австрия
Открытие: осень 2019 года

Коллекция закрытого в 2016 году частного музея Эссль из 1 323 произведений общей стоимостью 90 миллионов евро разместится в Доме художника Альбертина (Albertina Künstlerhaus) — новом филиале музея Альбертина в центре Вены. В собрание входят работы Синди Шерман, Тони Крэгга, Карела Аппела, Георга Базелица, Алекса Каца и Нео Рауха. Реставрацию здания площадью 1 700 квадратных метров профинансировал фонд австрийского политика и промышленника Ханса Петера Хазельштайнера.

ГЭС-2

Место: Москва
Открытие: конец 2019 года

Под эгидой фонда V-A-C на территории электростанции ГЭС-2 на Болотном острове прямо возле Кремля появится громадный центр современного искусства. Реконструкцией старой электростанции занимается итальянский архитектор Ренцо Пиано; фонд «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), который финансирует проект, основал Леонид Михельсон, состояние которого составляет 14 миллиардов долларов. Площадь выставочных пространств в новом центре составит более 20 тысяч квадратных метров. Постоянной экспозиции в ГЭС-2 не будет, зато будут резиденции художников, библиотека, книжный магазин и амфитеатр.

Музей Суш

Место: Суш, Швейцария
Открытие: 2 января

Частный музей Суш (Muzeum Susch) в Швейцарских Альпах основала одна из самых богатых женщин Польши Гражина Кульчик, известная своей коллекцией предметов искусства. Музей расположился на территории бывшего монастыря XII века; экспозиции выделено более 1 500 квадратных метров пространства. Также в Суш планируют приглашать художников, которые будут исследовать новые подходы к современному искусству. Весь проект полностью финансирует Кульчик.

Нью-Йоркский музей современного искусства (расширение)

Место: Нью-Йорк, США
Открытие: лето 2019 года

Летом Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) вырастет почти на треть: откроют 15 тысяч квадратных метров новых выставочных пространств. Над проектом работала студия Diller Scofidio + Renfro; помимо новых помещений, архитекторы расширили главный вход в музей и пространства на верхних этажах. По словам основательницы студии Элизабет Диллер, нововведения позволят «соединить лобби музея с его выставочными залами». Кроме того, появятся пространства, целиком посвященные современному дизайну, перформансам и кино. Весь 2019 год в музее планируют выставлять экспонаты из его собственных коллекций.

Филиал центра Помпиду в Шанхае

Место: Шанхай, Китай
Открытие: середина 2019 года

Центр Помпиду открывает филиал в Шанхае — через 12 лет после первой неудачной попытки. Музей площадью более 25 тысяч квадратных метров будет расположен на территории нового арт-центра Вест-Бунд, над которым работал британский архитектор Дэвид Чипперфилд; демонстрироваться там будут экспонаты из парижских коллекций центра. Проект поддерживают власти района Сюйхуэй, где находится Вест-Бунд, а также строительная компания West Bund Development Group.

Форум Гумбольдта

Место: Берлин, Германия
Открытие: сентябрь 2019 года

Форум Гумбольдта (Humboldt Forum) откроется в сентябре в реконструированном Берлинском городском дворце и станет одним из крупнейших музейных комплексов немецкой столицы. Помимо выставочных пространств, в которых будут демонстрироваться неевропейские этнографические коллекции, собрания азиатского искусства и постоянные экспозиции на тему истории Берлина, на территории Форума также заработают залы для временных выставок, а также открытая исследовательская лаборатория Университета Гумбольдта. «Форум станет центром выставок, перформансов и, возможно, главное — гражданских дискуссий», — говорит Нил Макгрегор, бывший директор Британского музея и один из основателей нового комплекса.

Музей Баухаус

Место: Дессау, Германия
Открытие: 8 сентября

В 2019 году отмечают 100-летний юбилей школы искусств Баухаус в немецком Веймаре. Одним из главных событий, связанных с ним, станет открытие музея в городе Дессау на северо-востоке Германии, где с 1925 по 1932 год размещалась школа. В галерее площадью 3,5 тысячи квадратных метров выставят 49 тысяч экспонатов из коллекции Фонда Баухаус-Дессау. Большая часть коллекции будет демонстрироваться в «черном ящике» на верхнем этаже музея. Еще один музей, посвященный школе Баухаус, откроется в Веймаре 6 апреля.

Национальный музей Катара

Место: Доха, Катар
Открытие: 28 марта

Открытия Национального музея Катара уже давно ждали, как минимум в самой стране. Проект должен стать одной из важнейших культурных достопримечательностей стран Персидского залива. Над зданием музея, будто составленным из лепестков разного размера, работал французский архитектор Жан Нувель, который, по собственным словам, вдохновлялся видом пустынной розы. Экспозиция будет разделена на три части: «Начало», посвященное доисторическому Катарскому полуострову, «Жизнь в Катаре» и «Возникновение нации». Среди экспонатов обещают выставить, в частности, знаменитый жемчужный ковер Барода, созданный в 1860-х годах.



Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon.


Ищите лучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать везде, но особенно удобно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там красиво!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *