Автобетононасос – спецтехника для вертикальной подачи раствора
Автобетононасос (бетононагнетатель) активно применяются в монолитном строительстве, решают задачу подачи раствора на верхние этажи строящихся сооружений. Бетононасос – строительная техника для приема бетона в специальный бункер из АБС и дальнейшей его подачи к месту укладки.
Zoomlion 38X-5RZ (ZLJ5296THB-38X-5RZ) – Автомобиль для перекачки бетона (38 м) на базе шасси Mercedes-Benz Actros 3340
Типы автобетононасосов
- С механическим приводом.
В настоящий момент, почти не пользуются спросом, т.к. имеет ряд недостатков. К недостаткам можно отнести: неравномерная подача бетона из-за короткого хода поршня (30-40 см), ограниченный радиус действия (по горизонтали 300 м, по вертикали максимум 40 м). - С гидравлическим приводом. Обеспечивает равномерную подачу бетона, т.к. ход поршня существенно больше (150-250 см).
По принципу действия насосы делятся на: роторные и поршневые. Роторные больше не производятся. Им на смену пришли более мощные поршневые насосы, способные работать с низкими марками раствора. Производительность у таких насосов 80 -180 куб. метров/ час.
Бетонный насос содержит два цилиндра. Поршни в цилиндре приводятся в движение при помощи кинематического привода. Происходит одновременный процесс всасывания бетона из бункера первым цилиндром и подача его вторым в бетоновод. Важную роль в этом процессе играет работа клапана (шибера). Именно шибер обеспечивает бесперебойную подачу смеси в бетоновод.
Шиберы бетононасосов различают:
- S-шиберы
- C-шиберы
- Рок-шиберы
- S и C-шиберы рассчитаны для перекачки стандартных видов раствора, рок-шиберы для раствора с крупной фракцией.
Виды бетононасосов
- Стационарный бетононасос
- Автобетононасос
Стационарный бетононасос это одно-двухосный прицеп-бетононасос в стандартной комплектации. В стандартную комплектацию входит бункер, бетоновод и цилиндры работающие от гидравлической системы привода. Основное оборудование устанавливается на раме, находящейся на шасси. Стационарный бетононасос доставляется на стройплощадку и перемещается по ней грузовой техникой. На месте для обеспечения устойчивости агрегат фиксируется с помощью стопорных клиньев.
К минусам такого бетононагнетателя относят трудоемкость и времязатратность его установки, что сказывается на оперативности работы. Имеется ввиду, что для начала работы насос и трубы необходимо привести, затем собрать бетоновод. После окончания укладки, при необходимости перемещения, часть магистрали бетоновода разбирается, прочищается и монтируются в новую магистраль. Сама магистраль может собираться в различных направлениях: со всевозможными уклонами, поворотами, или стандартно, горизонтально и вертикально.
Несмотря на вышеперечисленные минусы, у стационарных бетононасосов есть один огромный плюс – это самый высокопроизводительный вид бетононасосов. Только стационарник способен поставлять бетон на высоту 250 м, а в горизонтальной плоскости на расстояние до 500 м. Именно эти возможности ценят застройщики специализирующиеся на высотном строительстве.
Основные отличия автобетононасосов от стационарных бетононасосов
- Подвижность на объекте, при перемещении по стройплощадке отпадает необходимость в привлечении техники для перемещения установки, демонтаже бетоновода и сбора его на новом месте.
- Более мобильными и автономными являются специальные автобетононасосы с миксером, способные производить бетон, затем подавать ее к месту укладки, но подача по вертикали у таких агрегатов ограничивается 30 м.
- Автобетононасос незаменим, когда на территории стройки есть угроза разрушения существующих ненадежных построек, когда на пути к объекту есть непреодолимые препятствия (реки, бездорожье, ухабы, заборы, ж/д пути, сильные уклоны дороги и др.).
Основные компоненты автобетононасоса: шасси, бетононасос с гидравлическим приводом, раскладная распределительная стрела с бетоноводом, бункер, опоры.
Механизм, от которого зависит дальность подачи бетона — это распределительная стрела. Внешне это выглядит так: несколько шарнирно-сочлененных секций, закреплены на поворотной колонне бетононасоса, на стрелу крепится бетоновод, на окончании которого, находится распределительный гибкий шланг (3-7 м длинной). Так как стрела установлена на поворотной колонне, подача раствора осуществляется в радиусе 360 градусов от бетононасоса.
Стрела имеет три схемы раскладывания:
- R-образная (стандартная)
- Z-образная (удобна для работы в стесненных условиях)
- RZ –образная (универсальная, не имеет мертвых зон при работе)
Производители бетононасосов
В России производством автобетононасосов занимается только одно предприятие, состоящее в группе компаний ОАО «КамАЗ» – это ОАО «Туймазинский завод автобетоновозоив». Производители иностранной техники, востребованной в России: Южная Корея (Concrete Pump Co. Ltd, JUNJIN, DONGYANG и KYUNGWON), Китай (Putzmeister AG, Changsha Zoomlion, Sany), Германия (Sсhwing Stetter), Италия (Sermac, Mecbo). Производят автобетононасосы на шасси Volvo, Scania, MAN, Iveco, VOLVO, Mercedes Benz, МАЗ, Урал.
KCP 42RX170 – Автомобиль для перекачки бетона (40 м) на базе шасси SCANIA 114C 380 6×4
Машина для подачи бетона на высоту
Подача бетона — технологическое выполнение процесса
Строительные работы трудно представить без использования бетона. Материал дает возможность изготавливать конструкции, способные противостоять различным воздействиям, включая атмосферные и механические. В данной статье будет рассказано о том, как происходит адресная подача бетона и каким способом вообще это осуществляется.
На фото – подача бетонного раствора на расстояние своими руками
Общие сведения
Схема транспортного процесса в общем виде выглядит так:
- прием смеси из раздаточного бункера бетоносмесителя;
- ее доставку транспортными средствами к месту бетонирования;
- последующую подачу раствора к месту укладки.
В последнем случае нередко происходит перегрузка смеси на другие приспособления или транспортные средства, которые доставляют ее в блок бетонирования. Последним называют подготовленную к укладке бетонного раствора конструкцию или ее часть, где уже установлена опалубка и смонтирована арматура.
Машина для подачи бетона на высоту с помощью манипулятора
Фактически процесс доставки в этом случае происходит по двум схемам:
- от точки приготовления к месту разгрузки прямо в блок бетонирования;
- от участка подготовки смеси к точке разгрузки у бетонируемого объекта, а затем последующей подачи непосредственно в блок бетонирования, при этом цена работ несколько повышается.
Такая схема предусматривает промежуточный этап по перегрузке бетонной смеси.
Небольшая бетономешалка с подачей бетона
Транспортировка бетонного раствора:
- от места его приготовления до участка разгрузки прямо в блок бетонирования или перед бетонируемым объектом происходит с помощью автомобильного транспорта;
- доставка от точки разгрузки у объекта прямо в место бетонирования –подъемниками, кранами (в бадьях), транспортерами, вибропитателями, бетоноукладчиками, мототележками, пневмонагнетателями и бетононасосами.
Совет: чтобы избежать простоев под разгрузкой, производительность данной схемы должна быть выше на 10-15%.
Инструкция при перевозке бетонного раствора требует сохранить его однородность и обеспечить смесь требуемой для укладки подвижностью.
Поэтому ее необходимо:
- защитить от атмосферных осадков и солнечных лучей;
предохранить от замерзания и быстрого охлаждения в зимний период.
Кроме того, раствор не должен расслаиваться, а также из него не должно вытекать цементное молочко.
Лоток для подачи бетона своими руками на участок бетонных работ
Доставка автотранспортом
В данном случае применяют:
- самосвалы;
- автобетоновозы;
- автобетоносмесители;
- контейнеры или бадьи, размещенные в кузовах бортовых автомобилей.
Самосвалы | Перевозки бетонной смеси таким транспортом достигают 80%, однако из-за неприспособленности кузова, потери раствора могут достигать 2%. Кроме того:очищать его при разгрузке приходиться своими руками;· раствор расслаивается;· в летнюю пору теряет воду; · зимой – быстро остывает. Модернизация может уменьшить потери, но основные проблемы не решает. |
Автобетоновозы | В данном случае кузов имеет корытообразную (мульдообразную) форму, где нет заднего борта. За чет достаточно больших углов наклона (80˚) и вибропобудителя, удается быстро и без использования ручного труда выгрузить смесь. Благодаря крышке, бетонный раствор защищен от охлаждения и потери влаги. |
Автобетоносмесители | Их целесообразно использовать для доставки на стройплощадку в условиях городской застройки и на расстояния до 70 км. На бетонном заводе загружается в барабан сухая смесь, а вода добавляется перед прибытием на место выгрузки или прямо там. Это дает возможность увеличить допустимые расстояния для перевозки растворов без уменьшения их качества. |
Контейнеры или бадьи | Такой способ требует большого количества контейнеров. Это снижает экономическую целесообразность метода, поэтому применяют его довольно редко. |
Совет: если у вас возникли трудности с демонтажем ЖБИ, вам поможет резка железобетона алмазными кругами.
Применение кранов и подъемников
На строительных площадках мы часто можем видеть стреловые и самоходные башенные краны, которые используют бадьи для распределения и порционной подачи бетонной смеси на участок работ. Раствор разгружается в них прямо из автотранспорта и подается прямо в конструкцию. В данном случае раствор может перемещаться в разных плоскостях, что позволяет его распределять при укладке.
Как происходит адресная подача бетонной смеси автокраном
Бадьи
Поворотная | Представляет сварную емкость, которая состоит из:· каркаса;· корпуса;· затвора; · рычага. Бывает, что на корпус крепят вибратор. |
Неповоротная | Сварная емкость, загрузка в которую происходит в вертикальном положении. Применяется обычно при подаче небольших порций раствора. |
Неповоротная калоша для подачи бетона
Подъемники применяют для перемещения бетонного раствора лишь по вертикали. Например, для изготовления междуэтажных перекрытий используют стоечный тип, поднимающие бетонную смесь в контейнерах или ковшах. Горизонтально производят транспортировку смеси на тачках, мотороллерах или мототележках.
Совет: не получается просверлить ж/б конструкцию, алмазное бурение отверстий в бетоне – услуга, которая справится с любыми подобными задачами.
Ленточные конвейеры и бетоноукладчики
Первые обычно применяют для доставки бетона на участки бетонирования небольших конструкций. Выпускаются они длиной 6-15
Обзор отечественной техники для перевозки и подачи бетона – Основные средства
Бетон. Возить и подавать
Повсеместно востребованные в строительстве машины для транспортировки бетона и его адресной подачи, хорошо всем известные автобетоновозы, или, как их еще называют, «миксеры», и автобетононасосы давно стали неотъемлемой частью любой строительной площадки нашей страны. Год за годом доля отечественных машин становится все больше и больше, подвигая импортные машины на местном рынке спецтехники. И если раньше автотранспорт для перевозки бетона в основном приезжал к нам из-за границы, то в последние годы техника российского производства дает выбор как по автомобильным шасси, так и по надстройкам, позволяя конечному потребителю подбирать себе технику для бетона исходя из своих финансовых возможностей и собственных технических предпочтений.
Отечественные производители, выпуская автобетоновозы и автобетононасосы, при всей, казалось бы, схожести предлагаемой техники идут разными путями. Кто-то рассчитывает только на свои силы, самостоятельно осуществляя разработки техники, другие идут по пути локализации и собирают популярные в Европе машины на своих производственных мощностях в России, некоторые опираются на опыт крупных автомобилестроителей, делают упор на кооперацию с ведущими производителями шасси и надстроек. В любом случае выигрывает конечный потребитель, ведь он получает технику российского производства с техническими характеристиками на уровне лучших западных машин, но за меньшие деньги.
Основанный в 2013 г. турецким холдингомKoluman Holding A.S. завод «Колуман Рус» в Набережных Челнах, используя опыт мирового автомобилестроения, активно сотрудничает с Mercedes-Benz и устанавливает навесное оборудование для бетона на грузовики этой марки. Сам Koluman Holding A.S. является крупнейшим турецким акционером компании Mercedes-Benz Turk A.S. – отсюда и выбор шасси для работы российского завода. Кооперация с корейским производителем надстройкиJUNJIN позволила наладить производство целой линейки автобетононасосов с высотой подачи бетонной смеси от 24,5 до 56,2 м, причем дальность подачи составляет от 20,5 до 51,2 м. Распределительная стрела на всех моделях с Z-образным складыванием, передние опоры с Х-образным выдвижением и вертикальным у задних опор или поворотным у многоосных моделей. Шиберы автобетононасосов S-образные, предназначены для прокачки стандартных марок бетона, отличаются высокой надежностью в работе. Главный гидравлический насос компании Rexrothhydromatik, в наличии автоматическая система смазки, центробежный водяной насос выполнен из нержавеющей стали. Беспроводной пропорциональный пульт управления уже в базовой комплектации, вибратор поставляется опционально. Автобетононасосы Koluman по производительности могут работать в диапазоне от 16 до 177 м3/ч.
Решение компании использовать дорогое, но проверенное шасси Mercedes в сочетании с невысокой по цене надстройкой из Кореи себя оправдало – получилась достойная, и что немаловажно, отечественная техника для подачи бетона с отличными техническими характеристиками и средней ценой, удачно вписываясь в соотношение цена/ качество. Простота в эксплуатации надстройки от JUNJIN обусловлена применением минимального количества электронных компонентов, да и сам производитель запускает в серию только детали, проверенные многочисленными испытаниями и их реальной эксплуатацией. Кроме этого надежности добавляет тот факт, что большинство компонентов надстройки Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции с использованием стандартных компонентов от ведущих мировых поставщиков.
Автобетоносмеситель, выпускаемый компанией «Колуман Рус», мод. КСМ-10, также достойная альтернатива импортной технике. Надстройка, выполненная на базе 4-осного шасси Mercedes-Benz Actros 4141B с колесной формулой 8х4, оснащена смесительным барабаном емкостью 10 м3 с геометрической вместимостью 16 500 л. Смесительный барабан вращается со скоростью 14 об/мин. Привод установки – гидромотор и гидравлический насос Eaton 64, редуктор Tramsmital 577S, крутящий момент – от коробки отбора мощности. Охладитель AKG 24V встроен в систему. Бак для воды в базовой комплектации на 650 л, как дополнительная опция возможна установка водяного бака объемом 1000 л. Производительность водяного насоса с приводом от редуктора составляет 3000 л/мин. Вся продукция, произведенная заводом «Колуман Рус» в Набережных Челнах, отличается высоким качеством и занимает свою нишу, предлагая технику на рубеже среднего и премиум-класса.
Под быстро меняющиеся потребности рынка успешно подстраивается и «Туймазинский завод автобетоновозов», предлагая новые модели. Так, с середины 2016 г. начался выпуск обновленных автобетоносмесителей мод. 58145Y на шасси КАМАЗ-65115 (6х4) и 58147Y на шасси КАМАЗ-6540 (8х4). Отличительная особенность машин – возможность проходить весовой контроль при полной загрузке смесительного барабана бетонной смесью объемом 5 и 7 м3 с нагрузкой менее 8 т на ось. Новый модельный ряд туймазинских автобетоносмесителей на шасси КАМАЗ легко отличим по рестайлинговому шасси белого цвета и фирменной надписи «TZA/KAMA» на бочке. За счет оптимизации конструкции удалось снизить массу основных узлов надстройки до 5% и вместе с тем повысить их надежность и качество. На автобетоносмесителях устанавливается удобная эргономичная лестница и загрузочное устройство, не позволяющее разбрызгиваться бетонной смеси при загрузке.
На машины установлен мощный двигатель Cummins, соответствующий экологическому классу Euro 4, для которого характерен пониженный уровень шума и низкие выбросы CO2. В базовой комплектации устанавливается планетарный редуктор PMB6 итальянского производства с высоким запасом крутящего момента, а также маслоохладитель со встроенным электровентилятором и фирменный итальянский масляный фильтр OESSE. Бак для воды объемом 600 л опционально может оснащаться системой подогрева от бортовой сети шасси (24 В). В стандарте механическое управление вращением смесительного барабана. Разгрузочный лоток поворотный с откидным желобом, при желании дополнительно можно заказать разгрузочные лотки, выполненные из пластика. Удобства в эксплуатации добавляют комбинированные крылья-брызговики, изготовленные из алюминия и пластика.
Автобетоносмесители TZA/KAMAZ рассчитаны на работу в различных климатических условиях и могут работать при температурах от –20 до +40 °С. Под заказ изготавливается «зимний» вариант технологического оборудования, позволяющий работать с бетонной смесью в условиях холодов при низких температурах до –40 °С. Кроме привычных уже опций для миксеров также доступны и такие возможности, как окраска смесительного барабана в цвета фирменного стиля заказчика, установка гидростатической трансмиссии ГСТ-90 с электрическим управлением от Bosch, светодиодная подсветка шкалы водного бака, система видеонаблюдения или замена стандартных крыльев на крылья из «квинтета» (рифленого алюминиевого листа).
Кроме традиционных автобетононасосов с распределительными стрелами малой длины 21 и 32 м и автобетононасосов, оснащенных оборудованием компании Liebherr с распределительными стрелами большой длины 37, 43, 47 м, TZA/KAMAZ предлагает обновленную модель линейного бетононасоса мод. CityPump с гидравлической системой разгрузки и погрузки кассет с бетоноводами, выполненную на шасси KAMAЗ-43253. Данный бетононасос в стандартной комплектации рассчитан на подачу бетона на расстояние до 120 м и обладает производительностью около 80 м3/ч. Основное предназначение обновленной модели – укладка бетона в труднодоступных местах в условиях плотной городской застройки, при проведении работ в подземных паркингах или туннелях.
Ростовская компания «КОМЗ-Экспорт» из г. Каменск-Шахтинский уже много лет разрабатывает, изготавливает и поставляет на российский рынок автобетоносмесители под маркой Tigarbo. В сложных условиях российского рынка завод делает ставку на производство именно автобетоносмесителей, предлагая большое количество моделей. Так, модельный ряд миксеров от Tigarbo включает несколько типоразмеров со смесительными барабанами емкостью от 4 и до 12 м3 бетонной смеси, которые могут быть установлены как на российские или белорусские шасси, так и на шасси европейских, корейских или китайских производителей. Заказчик может выбирать из целого списка автомобильных шасси: КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, МЗКТ, МАЗ-MAN, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и т. д. К заказу также доступны миксеры на шасси полуприцепов: 994500 (Инток), 964812 (Сеспель), 9905 (СЗАП). Ну и конечно, стоит отметить большое количество модификаций – их многообразие обусловлено применением различных автономных двигателей, гидравлических трансмиссий, водяных баков разного объема, трех типов смесительных барабанов, нескольких вариантов брызговиков, различных систем управления, вариантов систем подачи воды.
Разобраться довольно просто: буквами ДА (DA) обозначается привод смесительного барабана от автономного дизельного двигателя, ДО (DO) – привод от двигателя шасси. Миксеры Tigarbo комплектуются редукторами немецкой фирмы ZF, признанного лидера в производстве трансмиссий. Маслоохладитель AKG (Германия) оснащен встроенным фильтром с указателем его загрязнения. Версии с автономным двигателем имеют в комплекте современный пульт управления с классом защиты IP67. Пульт оснащен электронным счетчиком моточасов и элементами диагностики. На смесительные барабаны устанавливаются аварийные разгрузочные люки, что позволяет сохранить барабан в работоспособном состоянии в случае внезапного отказа привода, причем находятся они практически в самой нижней точке барабана для более быстрой и полной разгрузки. Сам барабан с конструкцией повышенной жесткости со спиральными сегментами для лучшего качества перемешивания имеет толщину стенок 5 мм и днище толщиной 8 мм, что, конечно, сказывается на износостойкости.
Можно долго перечислять характеристики автобетоносмесителей Tigarbo, но эта техника и так хорошо знакома российскому потребителю. Может быть, поэтому завод постоянно разрабатывает новые виды техники, например, такие как универсальная бетоносмесительная машина «Унимикс-4». Эта техника позволяет самостоятельно и полностью автономно приготовить бетонную смесь различных марок из цемента, инертных наполнителей и воды, транспортировать ее к месту укладки и осуществлять выгрузку. Объем смесительного барабана равен 4 м3, в баках для воды помещается до 900 л, максимальное количество бетонной смеси около 9,5 т. В комплектации бетоносмесительной машины система взвешивания сухих компонентов с возможностью выбора рецепта бетона и контроля над замесами. На сенсорной панели управления вся необходимая информация для оператора, что позволяет осуществлять полный контроль над всем процессом приготовления смеси. Машина предназначена для приготовления бетонной смеси непосредственно на строительной площадке, что особенно ценно в случае большой удаленности объекта от стационарного бетонного завода или при невозможности подвезти бетон автобетоносмесителем.
Различные виды техники для работы с бетоном имеют свои особенности и назначение. Применение автобетононасосов в строительстве дает возможность адресной подачи бетона, что влияет как на себестоимость строительных работ, так и на время их выполнения. Именно с их помощью можно доставлять бетон на большую высоту. Линейный бетононасос позволяет подавать бетонную смесь при работе ниже уровня земли. Универсальная бетоносмесительная машина может изготовить бетон непосредственно на строительном объекте, а автобетоносмеситель доставит нужное количество бетонной смеси от завода на стройплощадку. Вся эта техника позволяет строителям эффективно проводить все необходимые бетонные работы. Отрадно, что в списке производимых моделей все больше отечественной техники, произведенной нашими российскими предприятиями.
Бетононасос — устройство и виды бетононасосов
Современное многоэтажное строительство нуждается не только в квалифицированных специалистах, но и в эффективной, высокопроизводительной технике. Одним из самых востребованных механизированных видов строительного оборудования являются бетононасосы (бетононагнетатели).
Сегодня подача бетонной смеси на определенный участок строительства или производства с помощью данных установок – это наиболее прогрессивный метод выполнения бетонных работ. Без него невозможно обойтись при монтаже железобетонных сооружений в стесненных условиях или заливке густоармированных конструкций.
Принцип действия и устройство бетононасосов
В настоящее время бетононасосы представлены двумя типами: поршневые с механическим и водо- маслогидравлическим приводом. Первые постепенно уходят в прошлое из-за короткого хода поршня (300-400 мм) в кривошипно-шатунном механизме. Это приводит к неравномерной подаче бетона с высоким сопротивлением при перекачивании и ограниченному радиусу действия (до 300 м по горизонтали, до 40 м по вертикали). Ход поршня у вторых, гидравлических, гораздо больше (1500-2500 мм), что обеспечивает хорошую равномерность подачи смеси.
Работает насос по следующему принципу. Из приемного бункера бетон всасывается в первый транспортный цилиндр, откуда с помощью поршня второго подается в бетоновод. Происходит это за счет возвратно-поступательных движений гидроцилиндров. Скорость перекачки регулируется количеством поступающего в них масла.
Естественно, комплекс по подаче бетонной смеси не ограничивается лишь насосом. Важной частью устройства бенононасосов является бетоновод, состоящий из поворотных труб, патрубков, колен и прочих составных частей. Причем, подбирается он исходя из типа бетононагнетателя и крупности заполнителя бетона. Ошибки приводят к износу оборудования и пробкам в бетоноводе. Не обойтись и без водяного насоса, предназначенного для промывки всей системы подачи раствора.
Виды бетононасосов
Рынок строительной спецтехники предлагает достаточно широкий выбор бетононагнетателей, способных выполнять любые задачи по перекачиванию и подаче бетонных смесей. Далее мы расскажем обо всех видах бетононасосов и представим наиболее интересные модели.
Стационарные бетононасосы
Самый высокопроизводительный вид. Данные установки способны подавать смесь на высоту до 250 метров, а в горизонтальном положении – до 2000 метров без снижения давления. К слову, стационарной эта техника называется только потому, что не может перемещаться самостоятельно. Тем не менее, в большинстве случаев вся она оснащена шасси и доставляется к месту проведения работ прицепом.
В России наиболее популярны стационарные модели производства ЗСТМ «Строймаш-Центр». Установки серии БН активно используются в строительстве сооружений из монолитного и железобетона. При этом все основные узлы – импортные (итальянские и немецкие). Производительность – до 70 м3/час.
Aвтoбeтoнoнacoсы
Этот вид бетонагнетателей относится к категории автономных. Агрегат подачи бетонной смеси монтируется на шасси грузового автомобиля (отечественного либо импортного). Само устройство перекачки представляет собой насосную установку, приемный бункер, бетоновод, состоящий из нескольких выдвижных колен (длиной от 22 до 64 м) и гибкого шланга на конце (длиной до 8 м) для точной подачи раствора в нужную точку. Максимальная высота перекачки бетона – 70 м, длина (по горизонтали) – до 200 м.
Ещё более автономными являются автобетононасосы с миксером. Благодаря имеющемуся барабану объемом от 4 до 7 м3, машина может подвозить и затем подавать бетонную смесь практически в любое место. Правда, максимальная перекачка по вертикали не превышает 30 м.
Производством такой техники занимаются многие отечественные и иностранные компании. Однако лидером является итальянская Mecbo, имеющая представительства по всей России. Их установки монтируются как на КАМАЗы, так и на импортные грузовики. Все агрегаты оснащены мощным гидравлическим мотором с системой охлаждения масла. Модели с миксерам имеют барабаны с бронированием частей, наиболее подверженных износу. Производительность автобетононасосов данной марки – до 150 м3/час.
Специальные бетононасосы
К этому виду относится техника со специальными возможностями. Например, мобильные бетононагнетатели на гусеничном ходу. Очень удобны в совместном использовании с буровыми машинами. Незаменимы они и в горной местности при строительстве тоннелей. Причем, для снижения стоимости бетононасоса гусеницы могут быть резиновые, но, чаще всего, используются стальные.
Бывают также стационарные установки с гидравлической распределительной стрелой на двухосном шасси и выдвижными опорами; бетононасосы с гидравлическим манипулятором для напыления бетона на различные поверхности; комбинированные машины для производства и перекачки растворов и пр.
Такое разнообразие объясняется очень широким применение бетонных смесей. Конечно, производители активно откликаются на такие запросы. Разработкой специальных бетононасосов занимаются китайские XCMG, MITSUBER, немецкая Putzmeister AG, итальянские CIFA и уже упоминавшаяся Mecbo, а также российский «Строймаш-Центр».
Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru
Обзор бетоносмесителей и бетононасосов – Основные средства
Прошло уже более ста лет с тех пор, когда бетон начал вытеснять со строительных площадок по всему миру такие привычные всем материалы, как дерево и кирпич. Преимуществ у железобетона много – с ним стало работать намного быстрее и проще. Архитекторы и строители тех лет при экспериментах с монолитным строительством столкнулись с несколькими проблемами: отсутствием качественной опалубки и оборудования для подачи бетона на нужную высоту. С годами такое решение нашлось, и современные бетононасосы стали совершенным инструментом строителя и незаменимыми, когда требуется оперативно переместить большое количество бетонной смеси в любое, даже самое труднодоступное место на строительном объекте.
Первый патент на бетононасос был выдан в США еще в 1913 г., но первый опытный образец был создан в Германии только в 1927 г. Именно тогда инженеры Гелл и Гисе на строительстве Военно-морского мемориала в немецком Лабё решили подавать бетон от бетономешалки напрямую к месту укладки. Смесь бетона, гравия и каменистого материала подавалась на высоту до 38 м, а дальность подачи составляла 120 м. Оригинальная идея позволила в разы ускорить темпы стройки, а меньшее содержание воды в бетоне положительно влияло на скорость твердения материала. Интересно, что на просторах нашей страны первые бетононасосы появились еще в 1930-х гг., однако повсеместное распространение они нашли намного позднее, по окончании Второй мировой войны.
Бетононасосы, выпускаемые компанией Liebherr, одни из самых надежных в мире, они просты в эксплуатации и отвечают всем современным требованиям строительства. Компания, ведущая свою историю с 1949 г., в наши дни предлагает 9 моделей автобетононасосов и 8 вариантов стационарных.
У российских потребителей в почете бетононасос на автомобильном шасси Liebherr 43 R4 XXT. Аутригеры с каждой стороны машины крепятся на одной оси и на шарнирах (запатентованная конструкция Liebherr), такое конструктивное решение позволяет автобетононасосу размещаться и работать с опорами на узких площадках. К тому же данная конструкция легче традиционной при сохранении прочности. Гидравлический механизм состоит из двух независимых друг от друга контуров с собственным баком и гидронасосом. Работа гидросистем разделена, первая система – это насосная группа и гидроцилиндры поворота, вторая отвечает за раскладывание опор, поворот и раскладывание стрелы. Такая схема повышает срок эксплуатации гидроцилиндров и гидромоторов. Сама стрела 4-секционная со спиральной R-образной кинематикой складывания, отличается высокопрочной конструкцией и приспособлена к тяжелым условиям эксплуатации. Максимальная производительность составляет 163 м3/ч, подача бетонной смеси по горизонтали может осуществляться до 38 м, а по вертикали до 42 м.
Из стационарных моделей любовью строителей пользуется бетононасос марки 110 D, одинаково хорошо зарекомендовавший себя в строительстве как наземных, так и подземных сооружений. Установленный на прицепе, он отличается прочной конструкцией, наличием стальной рамы и может транспортироваться по строительной площадке со скоростью до 6 км/ч. Привод бетононасоса – дизельный двигатель с водяным охлаждением Deutz мощностью 197 л. с. Приемный бункер рассчитан на 600 л. Большое давление и большой объем подачи бетона обеспечивают высокую производительность до 110 м3/ч, доставляя смесь на высоту до 160 м.
Итальянская компания Mecbo выпускает бетононасосы разного вида с 1972 г. Она была первой в мире, внедрившей так называемые S-шиберы – технологию, когда бетон из цилиндров выходит в бетоновод. Среди современного оборудования, предлагаемого компанией для строительства, бетононасосы на гусеничном ходу и колесном ходу, бетонораспределительные стрелы, а также бетононасосы с миксером. Технику для бетона компания оснащает своей запатентованной системой PULSAR, обеспечивающей непрерывную подачу бетона, большую производительность и уменьшение расходов на техобслуживание.
Автомобильный бетононасос Mecbo aut 51 устанавливается на 4-осное шасси общей массой до 41 т, оснащается 5-секционной стрелой высотой 51 м и насосным агрегатом производительностью до 180 м3/ч. Бетонная смесь постоянно поддерживается в нужной консистенции и подается точно в нужную точку непрерывным потоком. Благодаря компактным размерам эта модель отличается высокой маневренностью и позволяет проводить работы по бетонированию в труднодоступных местах. По сравнению с обычными автобетоносмесителями Mecbo aut 51 со стрелой XRZ требуется значительно меньше места для развертывания.
Бетононасосы Mecbo на гусеничном ходу применяются на специальных работах, например, для устройства буронабивных свай или при строительстве в тоннелях. По названиям моделей можно определить, какие гусеницы используются: если в названии есть CARTRACK, то на машине установлены металлические гусеницы, а версия CINGOLO оснащается резиновыми гусеницами. На российский рынок бетононасосы Mecbo поставляются адаптированными под наши условия. Все комплектующие гидравлического оборудования рассчитаны на работу при температуре до –30 °С, масла со специальными полимерными присадками, позволяющими использовать их без замены в течение всего года. Простой и надежный двигатель Iveco с жидкостным охлаждением, наличие мощной двухконтурной гидросистемы, а также отсутствие микропроцессорного управления положительно сказываются на сроке эксплуатации бетонораспределительного оборудования от Mecbo.
Одинокий янычар
Несмотря на обилие брендов машин для подачи бетона, хочется отдельно упомянуть одного из ярких представителей современного машиностроения – фирму Koluman. Редко кому из турецких компаний так удалось «попасть в тему», но именно вдумчивая стратегия этого производителя позволила занять достойное место на рынке, потеснив многих более именитых конкурентов.
Популярности бетонного оборудования Koluman способствует решение изготовителя применять дорогое шасси Mercedes и надстройку JUNJIN, сделанную в Корее, что в итоге благоприятно сказалось на стоимости машины. К тому же открытие производства непосредственно в России позволило получить качественную отечественную технику с отличными техническими характеристиками, проверенным шасси и средней ценой. Российский завод «Колуман Рус», основанный в Набережных Челнах в 2013 г., выпускает уже пять моделей автобетононасосов с высотой подачи бетонной смеси до 56,2 м, причем дальность подачи достигает 51,2 м. Производительность автобетононасосов Koluman составляет от 16 до 177 м3/час. Распределительная стрела на всех моделях Z-образного складывания, передние опоры с Х-образным выдвижением и вертикальным у задних опор или поворотным у многоосных моделей. S-образные шиберы, прокачивающие стандартные марки бетона, отличаются высокой надежностью в работе.
Большую часть узлов и деталей бетононасоса Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции с использованием компонентов от ведущих мировых поставщиков, так, например, главный гидравлический насос фирмы Rexroth hydromatik. В базовой комплектации автоматическая система смазки и центробежный водяной насос, выполненный из нержавеющей стали, а также беспроводной пропорциональный пульт управления, только вибратор поставляется как опция. Бетонная стрела надстройки от JUNJIN проста в управлении, минимальное количество электронных компонентов, а также комплектующие, проверенные многочисленными испытаниями и годами реальной эксплуатации, положительно сказываются на сроке работы оборудования.
Славная европейская тройка. Или китайская?
Не секрет, что пионером в создании бетононасосов была компания Schwing, выпустившая в 1957 г. свой первый масляно-гидравлический бетонный насос. В следующем году был представлен прицепной бетононасос на колесном шасси, еще через три года он уже комплектовался распределительной мачтой. С 1973 г. компания наладила серийный выпуск автобетононасоса с 45-метровой распределительной мачтой. В начале 1980-х гг. состоялось слияние с фирмой Stetter, и обновленная компания стала крупнейшим производителем автобетоносмесителей. В наши дни контрольный пакет акций компании принадлежит китайскому концерну XCMG, но техника по подаче бетона по-прежнему выпускается под именем Schwing-Stetter и на тех же производственных мощностях.
Среди большого количества моделей есть и оборудование для подачи бетона в условиях ограниченного пространства и даже при наличии препятствий. Именно таким является автобетононасос марки S 38 SX Reptor, который может устанавливаться на шасси нескольких типов. При монтаже на шасси с колесной формулой 6х4 полезная масса сокращается до 26 т, сохраняя высокую подвижность и маневренность. Если требуется сократить расходы, монтаж бетононасоса рекомендуется на шасси 8х4 с длинной колесной базой, на котором смонтирована насосная батарея P2525 с подъемными цилиндрами 2,5 м. Такая конструкция позволяет сократить количество ходов на 20%. Для примера: при производительности 60 м3/ч насосная батарея делает всего 8 ходов в минуту.
Износостойкий шибер в форме юбки, такой же, как на остальных моделях Schwing, создает малое сопротивление трения потоку бетонной смеси, а благодаря простой форме он легче чистится. Шибер открывает доступ к трубе нагнетательного цилиндра и нагнетательному поршню, благодаря чему насосную батарею можно очистить всего за два хода, а значит, быстрее подготовить автобетононасос к работе, причем без лишнего расхода воды. Экономичный режим работы двигателя ниже 1000 об/мин в сочетании с гидравлической системой с открытым центром обеспечивает высокую производительность и значительно сокращает износ оборудования. Устойчивости в сложных рабочих условиях добавляет система опор Easyflex. Для безопасной работы у оператора в наличии интуитивно-понятная панель управления Vector или пульт дистанционного управления с запасом заряда на 8 часов работы, для точного наведения стрелы автобетононасоса.
Из стационарных бетононасосов Schwing мод. SP 1800 – одна из самых популярных у строителей из-за своей высокой надежности и хороших эксплуатационных характеристик. Мощность гидронасоса регулируется, оператор в процессе работы может в ручном режиме указать желаемое число ходов и производительность подачи, что защищает приводной двигатель от перегрузок. Для достижения максимальной производительности в 73 м3/ч бетононасосу требуется всего 24 хода в минуту, что на 15% меньше, чем у техники других производителей. Оборудование легко транспортируется по строительной площадке на одноосном прицепе. Сердце бетононасоса – дизельный двигатель мощностью, в зависимости от модификации, до 152 л. с. Рабочее давление при подаче бетонного раствора достигает значений от 56 до 101 бар. Это дает возможность подавать раствор на высоту до 180 м и по горизонтали до 500 м, что делает Schwing SP 1800 особенно подходящим для многоэтажного строительства.
Компания CIFA в 1958 г. первая в Италии выпустила бетоносмеситель, а первый бетононасос в 1965 г. К 1975 г. был разработан первый в мире автобетононасос со смесителем Magnum, что сразу вывело компанию в мировые лидеры. В 1998 г. компания выпустила самый большой автобетононасос с подъемом стрелы на 52 м. В 2008 г. CIFA была приобретена глобальным китайским концерном Zoomlion. Сегодня компания предлагает технику для транспортировки бетона под маркой ZOOMLION-CIFA. В линейке оборудования стационарные и автомобильные бетононасосы.
К 90-летию компании была выпущена специальная версия бетононасоса на автомобильном шасси – мод. K47H. Машины лимитированной серии отличаются трехцветной раскраской: матовым серым, оранжевым и черным цветом, а также табличкой с заводским номером и логотипом компании, посвященным 90-летию. Смонтированный на шасси 8х4, этот насос относится к серии Carbotech, в котором две последние секции стрелы выполнены из углеродного волокна. Максимальная производительность равна 140 м3/ч, распределяющая стрела пятисекционная длиной 47 м.
Система управления машиной Smartronic GOLD с улучшенным контролем устойчивости для повышения безопасности работ, что особенно важно, когда аутригеры не могут быть полностью выдвинуты. Полностью съемная насосная группа обеспечивает эффективную подачу различных видов бетона с заполнителями любого размера, сокращая количество циклов в минуту при одинаковой полезной нагрузке, обеспечивая незначительный износ и длительный срок службы машины.
Из стационарных моделей PC 307 наименьшая в линейке, но отлично себя зарекомендовавшая на стройках по всему миру. Оборудование смонтировано на одноосном прицепе с дышлом, с четырьмя регулируемыми опорами. Двигатель дизельный от Deutz или Perkins, возможна также установка и электромотора. Главный насос аксиально-поршневого типа переменной производительности и постоянной мощности. Насосная станция создает плавный, непрерывный поток и гарантирует эффективную перекачку различных типов бетона с заполнителями всех размеров, с меньшим количеством циклов в минуту при сохранении той же скорости потока. Такое решение гарантирует меньший износ и продлевает срок службы бетононасоса. Производительность составляет 30 м3/ч, емкость бункера равна 300 л. Подача бетонной смеси возможна на 500 м по горизонтали и до 120 м в высоту. Низкий уровень шума позволяет работать в условиях плотной городской застройки.
В 1968 г. под маркой Putzmeister был выпущен первый автобетононасос этой компании, а всего через год их доля рынка автобетононасосов уже составила 45%. Модельный ряд включал в себя насосы с длиной стрелы от 11 до 25 м, а производительность бетононасосной установки достигала 125 м3/ч. В наши дни Putzmeister насчитывает более 3000 сотрудников в 20 подразделениях по всему миру с развитой дилерской сетью в 154 странах. С 2012 г. компания стала частью китайской Sany, но, как и много лет назад, под брендом Putzmeister заказчикам предлагается широкий спектр техники для подачи бетона.
Подтверждением неизменного качества и постоянных инновационных разработок служит новый автобетононасос BSF 42-5.16H. Описать новинку можно всего несколькими словами: легкий, производительный, со стрелой выше 36 м. Современный бетононасос на автомобильном шасси выгодно отличается габаритами, не превышающими действующие нормативы по размерам, массе и нагрузкам на оси для передвижения по дорогам общего пользования. Общая масса насоса Putzmeister BSF 42-5.16H равна 29 260 кг, нагрузка на ось – до 10 т, производительность составляет 160 м3/ч.
Оптимально подобранное соотношение геометрии подающих цилиндров, поршней, производительности и давления на смесь уменьшает потребление топлива и повышает экологичность и безопасность работ. В наличии целая россыпь электронных систем управления, в том числе система контроля прокачки EPS и система контроля переключения шибера SN. Графический дисплей EGD с функцией самодиагностики предупреждает оператора о возможных неисправностях, система PushOver предотвращает возникновение пиков давления, влияющих на интенсивность износа, благодаря чему бетононасос служит дольше при меньшем износе, а значит, дешевле в обслуживании и выгодней в работе.
Стрела изготовлена из высокопрочной стали, ее конструкция в сочетании с опорами и системой OSS для помощи в установке насоса в стесненных условиях позволяет с легкостью располагать насос даже на узких городских улицах. Кабина шасси со спальным местом придется по душе оператору, как и автономный отопитель двигателя и кабины от Webasto. «Вишенкой на торте» станут двухслойный бетоновод, мойка высокого давления и зимний гидроаккумулятор, поставляемые в базовой комплектации.
Среди наиболее продаваемых стационарных бетононасосов от Putzmeister мод. BSA 1409 D. Работа оборудования обеспечивается мощным дизельным двигателем Deutz мощностью 190 л. с. Помощь в прокачке бетонной смеси обеспечивает прямоточная гидравлическая система. Питающий гидронасос, развивающий давление на смесь до 106 бар, позволяет принимать и подавать бетон по горизонтали от 400 до 950 м в зависимости от подвижности смеси. В высоту такой насос способен подать бетон на уровень 30-го этажа. В минуту он может перекачать до 50 л смеси. BSA 1409 D оснащается не менее мощным поршневым насосом с падающими цилиндрами. Между приводными и падающими цилиндрами расположен резервуар для воды. В функции резервуара входит очистка поршней и охлаждение тяг. Встроенная электронная система контроля позволяет следить за качеством работы насосного агрегата, выводя информацию на дисплей, расположенный на корпусе устройства.
Российский участник рынка
Из отечественных производителей бетононасосов лидерство принадлежит ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Модельный ряд автобетононасосов отечественного производителя включают в себя модели TZA с распределительными стрелами малой длины до 32 м и технику совместной разработки TZA-LIEBHERR с распределительными стрелами большей длины, до 47 м.
Популярная туймазинская модель на автомобильном шасси – АБН-37 укомплектована насосом фирмы Liebherr, который обеспечивает безотказную работу всего рабочего оборудования в целом, а также увеличивает ресурс работы гидравлической системы. Такие же блоки насосов устанавливаются на автобетононасосы ведущих европейских компаний, производительность по сравнению с обычными насосами TZA увеличена до 120 м3/ч. Автобетононасос имеет компактные размеры, обладает высокой маневренностью, прост в эксплуатации и обслуживании. К тому же АБН при своей небольшой массе проходит посты весового контроля без проблем, так как имеет нагрузку менее 8 т на ось. Управление осуществляется со стационарного пульта, установленного на автобетононасосе, предусмотрен также выносной дистанционный пульт. Бетонная смесь подается по прямолинейному подвижному бетонопроводу: по горизонтали на расстояние до 450 м, по вертикали на высоту 60–95 м. Автобетононасос АБН-37 может работать при температуре окружающего воздуха до –15 °C.
Линейка стационарных бетононасосов от TZA представлена двумя сериями с электрическим и дизельным приводом производительностью от 20 до 70 м3/ч. Отличить их можно по индексу в названии модели, буква Е указывает на электрогидравлический тип привода от сети в 380 В, а литера D обозначает гидромеханический привод от автономного двигателя марки Д-242. Стационарные бетононасосы производительностью 20 м3/ч имеют объем загрузочной воронки 0,45 м3. Бетонная смесь подается по горизонтали на расстояние до 340 м, а по вертикали до 40 м. Гидросистема комплектуется гидроаккумуляторами и бетонотранспортными гильзами европейского производства. Бетононасосная группа оснащена S-шибером для подачи бетонной смеси. В стандартной комплектации есть звенья бетоноводов длиной 2600 мм, общей длиной 125 м, с 48 муфтами, пятью коленами на 90° и одним концевым гибким рукавом длиной 4 м.
Уже больше половины столетия бетононасосы, соединив в себе все самое лучшее от других способов транспортировки бетонной смеси, являются незаменимыми помощниками на строительной площадке. Транспортировка бетона с помощью бетононасосов имеет много преимуществ по сравнению со старым методом доставки бетона, например, краном. Бетононасос способен поднимать смеси намного быстрее, а также поддерживать непрерывную подачу смесей наверх. Бетоноводы могут быть зафиксированы в нужных местах, поэтому бетон можно заливать туда, куда нужно, минуя дополнительные приспособления. Способность транспортировать бетон в больших количествах на нужные дистанции и с минимальными затратами труда позволяет бетононасосам быть экономически востребованными в самых разнообразных строительных проектах. Бетоноводы могут быть достаточно длинными, что позволяет бетононасосу находиться далеко от места заливки и осуществлять подачу смеси на десятки метров в высоту и в длину. Это делает бетононасос совершенным инструментом в работе по строительству зданий и высотных конструкций.
трубопровод, автотранспорт, кран и ленточный конвейер
Бетон является основой всех строительных работ. С его помощью сооружаются различные конструкции, отличающиеся высокой прочностью, стойкостью к всевозможным механическим и атмосферным воздействиям. Для приготовления, подачи, заливки и трамбовки бетонной смеси используется специализированная техника. Ниже более подробно рассмотрены способы закачки бетона к месту укладки, а также их особенности.
Как выбрать оборудование?
Выбор механизмов для перевозки и заливки бетоном должен основываться на соблюдении некоторых правил:
- Нельзя допускать расслаивание смеси и вытекания цементного молочка.
- Следует в точности сохранить качества раствора.
- Важно корректно рассчитать время доставки цемента до момента его схвачивания.
- Следует обеспечить защиту от атмосферного влияния. Например, летом нужна защита от ультрафиолета, зимой – от циклов замерзания и оттаивания.
Следует знать, что существует два способа транспортировки:
- Непрерывный процесс. Для его осуществления используются трубопроводы, шланги или конвейеры. Способ актуален, если место смешения раствора расположено вблизи стройплощадки, а также при выполнении масштабных работ.
- Циклический процесс. Метод включает в себя два этапа. Изначально осуществляется транспортировка смеси к стройплощадке на автомобильных самосвалах, бетоновозах, бетоносмесителях или в специальных емкостях на баржах, авто или ж/д платформах. На второй стадии осуществляется подача смеси на объект шлангом, соединенным с автокраном, бетононасосом, бетоноукладчиком и т. п.
Определившись с правильной транспортировкой раствора, можно сделать выбор спецоборудования, которое обеспечит сохранность смеси и максимальную экономию средств, трудозатрат. При этом важно учесть вид и расположение возводимого сооружения, объемы и скорость выполнения работ.
Вернуться к оглавлениюТранспортировочный процесс
Схема транспортировочного процесса и доставки рабочей смеси осуществляется в несколько этапов:
- Приемка цемента из бетоносмесителя.
- Перевозка к месту бетонирования спецтранспортом.
- Выгрузка цемента шлангом на месте кладки.
При этом подавать цемент можно по двум схемам с разной себестоимостью. Транспортировку можно организовать так, чтобы цементный раствор подавался с места раздачи непосредственно в блок бетонирования. Для этого используются подъемники, краны с бадьями, траспортеры, вибропитатели, бетоноукладчики, мототележки, бетононасосы.
Более дорогая схема включает промежуточную стадию перегрузки смеси между ее приемкой и подачей. Поэтому, помимо вышеперечисленного оборудования, применяются еще транспортировочные средства.
Вернуться к оглавлениюТранспортировка по трубопроводу
Трубопроводы для закачки бетона все чаще стали применяться на современных стройплощадках. Этот способ доставки наделен рядом преимуществ. Прежде всего, существует возможность транспортировки смеси как вертикально на разную высоту, так и горизонтально на любое расстояние. По бетоноводам (шлангам) можно закачивать цемент даже в труднодоступные места. При наличии на объекте бетоносмесительной установки процесс осуществляется непрерывно. Для этого используется один шланг или трубопровод, что существенно сокращает затрачиваемое время и себестоимость работ.
Единственной необходимостью является использование специальных насосов для перекачки растворов к месту кладки. К ним относятся пневмонагнетатели, бетононасосы и прочие транспортные коммуникации. Наиболее популярны насосы на маслогидравлическом приводе. Механические нагнетатели менее востребованы из-за более быстрого износа. Эти устройства присоединяются к подающим шлангам или стальным бетоноводам, куда цемент нагнетается из бетоносмесителя.
Вернуться к оглавлениюАвтотранспортная доставка
Для перевозки и закачки готового кладочного раствора используются самосвалы, специализированные бетоновозы, бетоносмесители и прочие спецемкости на автоплатформах со шлангом.
Каждый вид техники имеет свои особенности. Например, самосвалы наиболее популярны. Однако они менее приспособлены для выполнения транспортировки. Потери смеси составляют 2% из-за расслаивания, испарения воды летом и быстрого остывания зимой. Более того, их нужно чистить вручную.
Подать цемент можно более конструкционно совершенным автобетоновозом. Он оснащен специальным кузовом, форма которого обеспечивает быструю подачу цемента без применения ручного труда. Расслаивание цемента исключается. Крышка защищает от потери влаги и возможного охлаждения.
Наиболее дорогостоящими являются автобетоносмесители. Их использование целесообразно, только если транспортировка осуществляется по городу или на расстояние до 70 км. Особенность этого вида транспорта заключается в том, что в машину загружается сухая смесь, а вода добавляется непосредственно перед выгрузкой. Это позволяет получить максимально качественный раствор на выходе.
Использование контейнеров и прочих спецемкостей наиболее экономически невыгодно при масштабном строительстве, так как требуется большое их количество.
Вернуться к оглавлениюДоставка краном и подъемниками
Бетон кран представляет собой башенные или стреловые механизмы, оснащенные бадьей для цементного раствора. Особенность этих самоходных устройств заключается в дозированной подаче смеси в кладочный блок с последующим ее распределением. Перемещение цемента возможно в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Специальные бадьи бывают двух типов:
- неповоротная подающая бадья, подача с ее помощью осуществляется только в горизонтальной плоскости;
- поворотная бадья, оснащенная вибратором. Отличается возможностью горизонтальной загрузки и вертикального перемещения с дальнейшей выгрузкой на разную высоту.
Для строго горизонтального перемещения бетона предназначены спецподъемники. Например, стоечные устройства, оснащенные ковшами или контейнерами, подымают смесь для кладки межэтажных перекрытий. Для перевозки между строительными блоками используются тачки-рикши, тележки и мотороллеры.
Вернуться к оглавлениюИспользование ленточных конвейеров
Использование ленточных конвейеров для подачи бетона.Данный тип устройств применяется в промышленном и жилом строительстве, в план которых включено сооружение небольших точечных конструкций. Передвижные конвейеры оснащаются гладкой или ребристой лентой длиной 6—15 м, шириной 40— 50 см. Высоту заливки допустимо изменять в диапазоне от 1,5 до 4 м. Особенность конвейерной заливки заключается в возможности осуществления непрерывного процесса. При этом смесь требуемой толщины течет равномерно.
Преимуществом конвейера является сведение потерь раствора к минимуму за счет организации процесса самочистки ленты с возвращением остатков заливки в блок ее выдачи.
Однако у этого способа есть некоторые нюансы. Четкое следование инструкциям позволяет предупредить возможность расслоения смеси. Например, подвижность заливки должна составлять 6 см или менее. Угол наклона ленты на подъеме и спуске для смеси с подвижностью до 4 см должен составлять 18° и 12°, соответственно. При этом параметре в диапазоне 4—6 см поднять ленту можно до 15°, а опустить — до 10°. При этом подающая лента должна двигаться со скоростью менее 1 м/с. Для выгрузки следует использовать направляющие щитки с высотой козырьков более 0,6 м. При этом цемент не должен стекать с транспортировщика.
К минусам такой организации процесса доставки раствора следует отнести отсутствие возможности распределения бетона по бетонируемой площадке. Если обрабатывается большая территория, конвейеры нужно переставлять вручную, что вызывает дополнительные трудозатраты и задерживает строительство.
Наиболее эффективны бетоноукладчики. Эти машины рекомендованы к применению для укладки монолитных фундаментов для зданий и технологического оборудования. Бетоноукладчик — это машина, оснащенная вращающейся платформой, устройством для приема и заливки цемента в места бетонирования на ленточном телескопическом конвейере.
Вернуться к оглавлениюВывод
Подача и выгрузка бетонного раствора на строительном участке являются важными этапами. Соблюдения условий доставки определяет качество смеси, следовательно, прочность готовой конструкции. Правильно выбранный способ и машина для подачи определяют темпы строительных работ, количество трудозатрат, следовательно, себестоимость работ.
Именно поэтому в настоящее время постоянно совершенствуются имеющиеся устройства, машины и прочие механизмы подачи цемента.
Бетононасос — это… Что такое Бетононасос?
Автобетононасос.Бетононасос предназначен для приема свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки. Представляет собой установку для перекачки бетона — поршневая машина для транспортирования свежеприготовленной бетонной смеси. Бетононасосы применяются для укладки бетонной смеси в крупные массивы, блоки, фундаменты, стенки туннелей, перекрытия зданий и пр.
Классификация бетононасосов
- по мобильности
- мобильные — на автомобильном шасси, автобетононасосы (АБН).
- стационарные — без возможности самостоятельного передвижения, устанавливаются на колеса и перемещаются на прицепе. Имеют большую мощность по сравнению с мобильными бетононасосами, но не имеют стрелы для подачи бетонной смеси.
- по типу подачи бетона
- Вакуумные — бетон продавливается посредством создания вакуума в приемном лотке.
- Поршневые — бетон продавливается по системе одним или двумя поршнями.
- Шторочные — механизм подачи отделяется от бетоновода шторками,
- Шиберные — механизм подачи отделяется от бетоновода шиберным узлом,
Автобетононасосы также разделяются по длине раздаточной стрелы. Стрелы бывают от 10 до 70 метров.
Интересные факты
- 715 метров — рекордная высота подачи бетона, достигнута при строительстве гидроэлектростанции Parbati (Индия) в августе 2009 года насосом фирмы Schwing Stetter (см. Concrete pump)
- 302 метра — высота самого высокого здания в мире, весь объём бетона для которого уложен одним бетононасосом — (JPMorgan Chase Tower, Хьюстон, Техас, США)
- более 2 километров — мировой рекорд подачи бетона по горизонтали[1]
- При применении технологии синергобетонирования монолитных конструкций пароразогретыми в автобетоносмесителях смесями, разработанной Кузьминым И.Б., эффективность подачи бетонной смеси увеличивается в зависимости от состава перекачиваемой бетонной смеси на 6-14%.
Литература
- Строительные машины. Справочник, под ред. В. А. Баумана, 2 изд., М., 1959
- Барляев К. М. и Алексеев С. Н., Бетононасосы, М., 1953
- Алексеев С. Н., Насосный транспорт бетонной смеси, М., 1952
- Ашеко С. М. и Успенский А. М., Работа бетононасосных установок, Л.—М., 1955
- Матвеев Б. П., Организация и производство бетонных работ на гидротехническом строительстве, М.— Л., 1957.