Дерево, на котором стоит Венеция
В шестидесятых годах прошлого столетия в США прошел всемирный конгресс лесоводов, на котором присутствовали и делегаты из СССР — главной лесной державы мира. На память об этом событии было решено заложить Парк дружбы, где представители каждой страны сажали дерево, избранное своеобразным символом государства.
В качестве национального дерева советские лесоводы выбрали не березу, которая наряду с матрешкой и балалайкой издавна ассоциируется с Россией, а лиственницу сибирскую. И были правы — лиственничные леса, или листвяги, площадью не в одну Францию раскинулись с запада на восток от Онежского озера до Охотского моря. Такую обширную территорию не занимает никакая другая порода деревьев на планете.
Дерево издавна славится своей мощью и долголетием. В мифах народов манси лиственница служила символом могущества и вечного обновления жизни. Действительно, величественные лесные исполины могут вытянуться до пятидесятиметровой высоты, а колонновидные стволы в обхвате достигают двух метров.
Лиственница хотя и относится к хвойным деревьям, сбрасывает иголки на зиму. Скорее всего, дерево ведет свое происхождение от вечнозеленых лиственных деревьев, а способность сбрасывать хвою появилась в результате адаптации к суровому континентальному климату.
Лиственница чрезвычайно светолюбива. Она настолько зависит от солнечного света, что с наступлением темноты рост дерева прекращается. Отсюда напрашивается вывод, что дерево относится к медленнорастущим видам, но на самом деле это не так – например, в отличие от близкой родственницы сосны, десятилетняя лиственница достигает высоты 10 метров, а сосна за аналогичный период вытягивается всего лишь на пару метров. Так происходит потому что лиственница предпочитает почвы, богатые кальцием. Именно кальций обеспечивает стремительный рост. К тому же семена лиственницы имеют свойство созревать уже на первом году жизни деревца.
Лиственница доживает до пятисотлетнего юбилея, что не так уж много в сравнении с другими деревьями-долгожителями. Зато ее древесина обладает удивительной стойкостью. Сооружения из лиственницы могут сохраняться в течение тысячелетий, с годами становясь лишь прочнее. Это многократно подтверждено учеными – во время археологических раскопок на Алтае были найдены изделия из лиственницы, пролежавшие в земле более двадцати пяти веков! Уже в бронзовом веке люди применяли уникальные свойства лиственницы – она шла на строительство могильных склепов, саркофагов, боевых колесниц, домашней утвари, ритуальной и праздничной посуды.
Позднее древесина широко использовалась в кораблестроении и гидротехнических сооружениях. Наиболее красноречивым примером можно назвать Венецию, которая до сих пор стоит благодаря лиственничным сваям. Оказывается, постоянное соприкосновение с водой не разрушает, а наоборот, повышает качество древесины – за несколько веков лиственничные сваи достигли твердости камня.
Также не без помощи лиственницы почти два тысячелетия простоял Троянский мост на реке Дунай.
Кроме потрясающей стойкости, лиственница обладает и другими не менее ценными свойствами. Например, она не поражается насекомыми-вредителями благодаря камеди, которая содержится в древесине. А природные антисептические свойства не позволяют гнить высушенному дереву, поэтому лиственничные шпалы и столбы не требуют специальной пропитки.
Используя древесину для отделки или декора жилья, нелишним будет напомнить, что лиственница выделяет фитонциды, вдыхая которые, человек избавляется от простудных и вирусных заболеваний. Укрепится и нервная система – лиственница служит отличным успокаивающим средством. Также дерево не содержит аллергенов.
Благодаря неприхотливости и газоустойчивости лиственница идеальна для озеленения и давно стала неотъемлемой частью городского пейзажа. Но, проходя мимо такого знакомого и обычного на первый взгляд дерева, вспомните о его многочисленных достоинствах и удивительных свойствах, которые многие тысячелетия служат людям.
Глория Марис
На чем стоит Венеция? – Италия по-русски
Человеческое упорство в достижении своей цели не знает границ. Голландцы десятилетиями планомерно отвоевывали у моря землю в стремлении увеличить территорию страны, французы и англичане проложили по морскому дну Ла-Маншский тоннель. Итальянцы решили не мелочиться – и еще в давние времена построили целый город, используя территорию ста восемнадцати маленьких островов.
Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.
Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней – современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.
Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.
Источник: портал «Италия по-русски»
Как строили Венецию и как ее пытаются спасти
Шедевр в кошмарных условиях
Из изящной Флоренции, города художников и поэтов, где мы побывали в предыдущем виртуальном туре вместе с нашим гидом Олегом Вахрамовым, переместимся на север Италии. Город купцов, путешественников, авантюристов и гениальных строителей, сотворивших вопреки всему одно из чудес света, — такой предстает Венеция.
— Толчком к созданию шедевров порой является безысходность. Венеция зародилась в V — VI веках, когда с востока шли варвары, опустошавшие некогда величественную Римскую империю. Люди, спасаясь, бежали от них практически в никуда — в лагуну Адриатического моря, на острова, которые постепенно соединяли между собой насыпями, — рассказывает Олег Вахрамов.
Даже современному строителю страшно представить, какие кошмарные условия ждали тех, кто решался возвести здесь жилище. Резкий морской ветер, агрессивная соленая вода, приливы и отливы, разрушающие все, что создавалось человеком.
— Я влюблен в этот город, в который вложено столько смекалки и титанического постоянного труда, — признается Олег Вахрамов. — Когда сегодня строители возводят уникальные конструкции на сложных почвах — это лишь бледная тень того, что было сделано в Венеции много веков назад.
Прибыль — в город
Одно из прозвищ Венеции — La Serenissima, что означает «Безмятежнейшая». Парадоксально, учитывая то, что большую часть ее населения составляли люди неспокойного склада. Чтобы выжить, строили корабли, бороздили моря и налаживали торговлю, а порой, чего греха таить, пиратствовали. Трудную географию обратили во благо: Венеция стала серьезным товарно-транспортным узлом Европы, а потому богатела, словно на дрожжах. И дух авантюризма оставался «на работе», а дома хотелось спокойствия, стабильности и надежности.
— Хорошие деньги всегда дают хорошие возможности, а дух авантюризма и страсть к путешествиям — много полезного, что может пригодиться дома. Венецианцы строили свой город не скупясь, используя лучшие материалы и технологии, привезенные из других стран. Например, сваи, на которых стоят дома, сделаны из сибирской лиственницы, которая в воде, без доступа воздуха становится крепче железа. Но многое пришлось изобретать самим: особые составы цемента, штукатурки, устойчивые к агрессивной среде. Богатство давало возможность городу расти и развиваться, присоединяя соседние островки, — рассказывает Олег Вахрамов.
Из разных мест, в которых бывали путешественники и торговцы, заимствовались и архитектурные формы, а заработанных денег не жалели, чтобы отстроить дом или дворец пышнее, чем у соседа. Венеция становилась пестрой, как лоскутное одеяло, но эту пестроту уравновешивали особенности местности. Они не позволяли строить крупные здания, выше пяти этажей, в основном 2 -3, чтобы снизить нагрузку на фундамент. Чтобы защититься от ветра, в домах делали узкие окна, стрельчатые арки, сводчатые входы. Дороговизна земли ограничивала ширину «сухопутных» улиц: на некоторых едва могут разойтись два человека. А самое большое пространство в городе — площадь Сан Марко — меньше самарской площади им. Куйбышева. К слову, это одно из самых низких мест Венеции, и зимой она и расположенные на ней Дворец дожей и базилика Сан Марко постоянно затапливаются. Но сквозь хитро сделанную ливневую канализацию вода уже через несколько часов покидает территорию.
Ну и, конечно, визитная карточка Венеции — ее 160 каналов, через которые перекинуто более 400 мостов. Самый знаменитый — мост Вздохов, место изначально отнюдь не романтичное: по нему проходили осужденные на казнь. А самым престижным районом считалась линия вдоль Большого канала — здесь было построено около 200 дворцов, задняя часть которых стоит на земле, а передняя держится на сваях, словно колышется на водной глади.
Вечная борьба
Постепенное погружение в воду — проблема, с которой город борется с самого основания. По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует. Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой. Но праздник жизни, квинтэссенцией которого является ежегодный венецианский карнавал, продолжается, хотя для этого строителям и инженерам приходится прилагать не меньше усилий, чем первым венецианцам.
— Вокруг города построили дамбу, создали массу других гидротехнических сооружений, чтобы минимизировать ущерб от воды и не допустить ее застоя. Прокладка и восстановление коммуникаций в таких условиях — вершина инженерного мастерства, — рассказывает Олег Вахрамов. — Человек борется за сохранение Венеции, а природа — за уничтожение. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не сдастся. Но даже в этом случае проигрыш будет красивым.
Знаете ли вы, почему Венеция стоит на воде?: sense_life1 — LiveJournal
Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.
Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней – современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.
Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.
Ответы@Mail.Ru: На чем стоит «Венеция»?
лиственница, размокая в воде становится очень крепким материалом
Сибюирская лиственница не только не гниет в воде, но и каменеет!!!
потом потихоньку разбирают сваи и из этого дерева делают скрипки….наверно поэтому венеция тонет
Стоит она на сибирской лиственице, которую нужно было, чтобы дерево стало ещё крепче, специальным образом подготовить перед отправкой. Основная часть подготовки — отлёживание в каких-то специальных болотах(не помню точно, но вроде с повышенным содержанием железа в воде). и в этих болотах лиственница проводила несколько лет и становилась очень прочной(пила струдом брала такую древесину), а потом её отправляли заграницу( в частности в Венецию)
лиственница не сибирская, а из Македониии, Это сло ва гида во время экскурсии, Сам был удивлён
Венеция (краткий исторический очерк): sergeytsvetkov — LiveJournal
В северо-западной части Адриатического моря, куда стекающие с Альп реки сносят ил, тысячелетия назад образовалась обширная лагуна, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. С востока она отгорожена от моря узкой полосой земной тверди.
С незапамятных времен в лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц. В римское время островитяне освоили также скотоводство и земледелие. Обитатели лагуны добывали себе пропитание тяжелым трудом. Зато здесь было безопасно — песчаный заслон Лидо сдерживал пиратов, которыми кишело Адриатическое море, а добраться до островов с побережья, не зная здешних топей, было не так-то просто.
В 451 году дряхлеющую Западную Римскую империю потрясло вторжение гуннов под предводительством Аттилы. Ужас перед этими дикарями был так велик, что, по рассказам, даже птицы уносили в клювах своих птенцов. Спасаясь от нашествия, в лагуну хлынули тысячи беженцев с материка — потомки древнего племени венетов — да так здесь и остались. К этому времени обыкновенно и относят начало истории Венеции. Старинное венецианское предание называет даже точную дату рождения города — 25 марта 451 года ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель, чтобы дать место самому удивительному городу на земле.
Через 80 лет историк Флавий Магнус Аврелий составил самое раннее описание лагуны и ее жителей. По его словам, первые венецианцы прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себя твердой землей. Они терпеливо отвоевывали у моря участки суши, осушали озера, гатили болота, возводили насыпи и прокладывали каналы. Ранняя Венеция походила на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство; чуть поодаль стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, в городе впоследствии не оказалось богатых и бедных кварталов.
После падения Западной Римской империи Венеция зависела вначале от Падуи, а потом входило в состав Византийской империи.
***
В первые века существования Венеции ведущую роль среди множества островных поселений играла община нынешнего Лидо. Здешнее поселение называлось тогда Маламокко. Однако между жителями островов постоянно возникали раздоры. По этой причине власти города в 810 году решили перенести свою резиденцию на другой, более укрепленный остров — Риальто. Эта перегруппировка сил была произведена как раз вовремя. В 812 году на Маламокко состоялась одна из решающих битв венецианской истории — с королем франков Пипином (сыном Карла Великого), чья армия была погребена в зыбучих песках лагуны.
В X—XI веках Венеция быстро набиралась сил. Ее предприимчивые мореходы уходили все дальше в Адриатическое, а потом и в Средиземное море. Все мощнее становился боевой флот республики. В морском сражении при Диррахии венецианские галеры разбили флот норманнов, которые тогда владели Южной Италией и Сицилией. За эту услугу Алексей Комнин, император Византийской империи, в которую номинально входила и Венеция, открыл перед венецианскими купцами важнейшие порты Востока, освободив их от уплаты налогов и пошлин.
Но венецианцы не попомнили добра. В 1201 году Венеция подрядилась за 85 тысяч серебряных марок перевезти на своих галерах в Египет французских рыцарей — участников четвертого крестового похода. Венецианский дож Энрико Дандоло, искусный политик и интриган, постарался извлечь из этой сделки максимальную выгоду для Венецианской республики. Вместо того, чтобы везти крестоносцев в Африку, он натравил их на ослабевшую Византию, в результате чего 12 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен.
По условиям договора с образованной крестоносцами Латинской империей Венеция оказалась наследницей значительной части прежних византийских владений. В узловых пунктах Средиземноморья ей теперь принадлежали крепости, контролировавшие важные морские пути. Ее предприимчивые купцы хозяйничали на огромных пространствах от Италии до Палестины, добирались до Индии и Китая.
Морская мощь Венеции была у всех на устах: ее боевой флот насчитывал 300 кораблей с восемью тысячами испытанных моряков. Товары венецианских купцов перевозили три тысячи торговых судов с 17 тысячами человек экипажа.
Фортуна благоволила Венеции. После разгрома Византийской империи она на целых двести лет становится «царицей» Адриатики и Восточного Средиземноморья. Наступил «золотой век» города в лагуне.
***
Венеция никогда не знала монархической власти. С первых дней своего существования она была коммуной. Старинные хроники говорят, что жители лагуны избирали из своей среды вождей, которых называли на римский манер трибунами. Поначалу трибунов было 12, и каждый из них управлял отдельным островом. Но в 697 году, в связи с угрозой, исходящей от германского племени лангобардов, жители островного города-государства избрали себе первого дожа по имени Паоло Луццио Анафесто. Слово «дож» — родственное латинскому «дукс» (по-нашему — князь).
Поначалу местом пребывания дожа были острова Гераклея и Лидо. В 810 году его резиденция была перенесена на Риальто, самый большой остров в лагуне, который разделяла надвое извилистая протока. Вслед за дожем сюда начали переселяться патриции и богатые купцы, жившие доселе на острове Торчелло. Между прочим, и саму Венецию до XI века обыкновенно называли Риальто.
Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики. В официальных документах его именовали Государем, профиль каждого нового дожа чеканили на монетах. Дожами обыкновенно становились лица, достигшие 60 лет и обладавшие значительным состоянием. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями, которые дож оплачивал из собственного кармана.
Парадный наряд дожа отличался королевской пышностью и великолепием: он являлся народу в затканной золотом и отороченной горностаем пурпурной мантии, в красных сапогах византийских императоров и вплоть до XIV века — в золотой короне, которую затем сменил высокий колпак, унизанный крупными жемчужинами и драгоценными камнями. Когда дож выходил из дворца, над ним раскрывали бархатный зонтик, расшитый золотом.
Однако при всем том дож был скорее фигурой парадно-сакральной. Знатные венецианские роды тщательно позаботились о том, чтобы ограничить его власть. Дожу не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств, распоряжаться казной, назначать должностных лиц и даже распечатывать обращенную к нему корреспонденцию. Всем этим занималась в его присутствии Канцелярия дожа, которую называли еще «сердцем государства». Дож только подписывал составленные ею указы.
Словом, облаченный в поистине царские одежды, дож был «государем без власти», сакральной тенью Венецианской республики. Это значение дожа особенно ярко проявилось в обычае так называемого «обручения Венеции с морем».
История этого главного праздника Венецианской республики уходит в глубину веков.
В 1177 году Венеция заключила чрезвычайно выгодный договор с императором Священной Римской империей Фридрихом Барбароссой, который закрепил за республикой северную часть Адриатического моря. Власти Венеции постановили отмечать это памятное событие ежегодно, поздней осенью, в день Вознесения Пресвятой Девы Марии.
Надо сказать, что в этот день уже проходили традиционные торжества, установленные еще в 998 году в честь победы дожа Пьетро II Орсеоло над далматинскими пиратами. Впрочем, церемония эта была довольно простой. Духовенство и дож в праздничных одеждах отправлялись на лодках к острову Лидо, где в церкви Сан-Николо служили торжественную мессу. Но после 1177 года это скромное торжество заменили пышным ритуалом — обручением Венеции с морем, которое с тех пор многократно и во всех деталях было описано иноземными путешественниками.
С самого раннего утра венецианцы, облаченные в лучшие наряды, высыпали на улицы города. На обозрение жителей и гостей Венеции выставлялись все городские сокровища — от казны Святого Марка до груды золотых и серебряных монет в лавках менял. После торжественной мессы дож всходил на парадную 20-весельную галеру «Буцентавр» и в сопровождении тысяч гондол, расцвеченных коврами и флагами, отплывал к острову Лидо.
«Буцентавр» являл собой великолепное зрелище. Он весь сверкал позолотой. Над его палубой, декорированной лепниной и пурпуром, развевался флаг республики. Дож, исполнявший роль символического жениха морских пучин, восседал на высоком почетном троне. Знатные лица в роскошных одеждах занимали места под навесом, а их дети садились за длинные красные весла. У входа в канал дож бросал в воду лагуны золотое кольцо со словами: «Мы обручаемся с тобой, о море, чтобы вечно владеть тобой!». Тем самым как бы скреплялся союз Венеции с морем.
По мере ослабления и упадка Венецианской республики это торжество, имевшее некогда глубокий религиозно-символический смысл, выродилось в обычное светское празднество, наподобие карнавала. Конец ему положили войска французской Директории под командованием генерала Наполеона Бонапарта, который в 1797 году упразднил Венецианскую республику. Французские солдаты разломали последний «Буцентавр», польстившись на его позолоту. Ныне его уцелевшие осколки вместе с уменьшенной моделью хранятся в местном Музее морской истории.
***
Уже в XII веке всю власть в городе цепко держали в своих руках старинные аристократические семьи Венеции, купцы и банкиры. Это произошло потому, что основой процветания республики была торговля, а буржуа и ремесленники были слишком слабы, чтобы играть значительную роль в политической жизни.
В 1172 году высшим органом государственной власти в Венеции становится Большой совет, состоявший из 480 знатных граждан, которые избирались сроком на один год. Сами члены Большого совета, в свою очередь, выбирали дожа, а впоследствии еще и Сенат. Но уже в начале XIII века реальная исполнительная власть перешла к Совету сорока — верховному суду республики, а затем сосредоточилась в руках Синьории, которую контролировал еще более малочисленный орган власти — Совет десяти, со временем превратившийся в высший трибунал Венецианской республики.
В 1315 году была составлена так называемая «Золотая книга», куда вписывали фамилии граждан, пользовавшихся избирательными правами. Как явствует из этого документа, полноправными гражданами Венеции являлись всего 2000 богатых людей — нобилей, или 8% населения города (позднее их доля сократилась и вовсе до 1%). Именно эту немногочисленную группу подлинных правителей города венецианские хроники именуют «народом Венеции». Республика превратилась в классическую олигархию.
Совет десяти внимательно следил за малейшими проявлениями недовольства. Любые попытки дожа и других лиц захватить власть в республике беспощадно карались. Вообще Совет десяти мог привлечь к ответу любого венецианца, обвиненного в нарушении спокойствия. Французский философ Жан-Жак Руссо писал, что это был «кровавый трибунал, наносящий удары исподтишка и в кромешном мраке решающий, кого ждет смерть, а кого — потеря чести». Перед этим трибуналом обвиняемый не имел права на защиту и мог рассчитывать лишь на милосердие судей.
Может показаться странным, но простой народ Венеции чувствовал себя под управлением этой власти если не счастливым, то вполне довольным. «Отцы отечества» старались устроить толпе веселую и сытную жизнь и не допускали злоупотреблений законом. Так, Совет десяти весьма внимательно рассматривал жалобы простых людей на знать, строго карая провинившихся дворян. Видимо, благодаря этому Венеция дала пример самого длительного опыта республиканского устройства в истории человечества.
***
Средневековая Венеция представляла редкий для своего времени пример светского государства. Венецианское правительство отводило церкви и религии роль духовного помощника государства в деле воспитания у подданных уважения к закону и власти. Значение самого государства всемерно возвеличивалось, служение ему расценивалось как долг и честь, государственные интересы ставились выше личных и требовали самопожертвования. Слово «государство» писалось только с большой буквы. А с 1462 года Венецианскую республику стали называть Serenissima (Серениссима), что можно перевести двояко: «Светлейшая» или «Спокойнейшая». В новом названии отразилось официально утвердившееся представление о Венеции как о спокойном и умиротворенном государстве.
Для поддержания и укрепления этой государственной идеологии, власти Республики особенно заботились о создании исторических трудов, прославляющих прошлое Венеции. Не случайно историческая хроника стала самым распространенным жанром патрицианской литературы. Во второй половине XV века по заказу Венецианской республики Маркантонио Сабеллико составил 33-томную «Историю Венеции от основания города», в которой утверждал, что справедливостью законов и государственного правления Венеция превзошла Римскую республику. В ту пору всеобщего преклонения перед античностью большей похвалы и представить себе было невозможно.
Как и большинство городов, Венеция росла за счет наплыва приезжих. И дабы избежать хаоса, власти города проводили жесткую миграционную политику. По статуту 1242 года собственно венецианцами считались «урожденные» четырех островов лагуны — Риальто, Градо, Кьоджи и Каварцере. Только они имели право строить в Венеции дома. Все остальные входили в категорию «приглашенных», которые получали равные с «урожденными» права лишь по истечении 25 лет жизни в лагуне.
Светский характер Венецианского республики обусловил большую свободу местных нравов. Достаточно сказать, что многие семейные пары обходились без церковного благословения и, как следствие, легко шли на разрыв брачных уз — дело совершенно скандальное по тем временам. Азартные игры получили такое распространение, что правительству пришлось издать указ, запрещавший играть в портике собора Сан-Марко и во дворе Дворца дожей. Профессиональных игроков пороли и клеймили железом. И еще венецианцы слыли такими ужасными сквернословами, что поэт Петрарка даже жаловался на них в своих стихах. Власть и тут четко обозначила свою позицию: публичное оскорбление словом каралось крупным денежным штрафом.
Наверное, кое-что из услышанного было бы полезно перенести и в нашу повседневную жизнь.
***
К XV веку островная Венеция превратилась в одно из крупнейших материковых государств. Кроме половины Северной Италии, Республика святого Марка владела частью нынешней Хорватии и Словении, Южным Пелопоннесом, Афинами, Кипром и колониями, рассыпанными по всему Ближнему Востоку и Причерноморью. Свои материковые владения Венеция называла Террафермой («твердой землей»).
Экономическое процветание республики Святого Марка зиждилось на морской торговле. В своих колониях венецианцы стремились прибрать к рукам всю местную торговлю, занимались ростовщичеством и нещадно притесняли коренных жителей. Жители соседнего славянского Дубровника, например, не смели продавать свой товар ни в каком другом месте, кроме как в самой Венеции, где, естественно, получали за него жалкие гроши. Всякое ремесло там подавлялось в зародыше, допускалось только производство сальных и восковых свечей для домашнего употребления, а мыло и глиняную посуду следовало покупать только в Венеции. Венецианцы присвоили себе также полную монополию в Адриатике на строительство морских судов.
Занимаясь одной только хищнической эксплуатацией своих колоний, Венеция нимало не заботилась об их развитии. За время своего господства Республика не провела в Терраферме ни одной дороги, не организовала ни одного производства для обработки местного сырья, не посадила ни одного масличного дерева или виноградной лозы.
Коварство венецианской политики познали на себе все соседи Республики святого Марка. Особенно разрушительное влияние Венеция оказала на Зетское государство далматинских славян. Столетие за столетием она оттесняла его от моря, внося разлад и смуту в его внутреннюю жизнь. А когда в этой борьбе Зетское государство совершенно ослабло, венецианцы принялись обращать его народ в католичество, отнимать у местной православной церкви храмы и монастыри, а в случае сопротивления разрушать их. Православных священников и монахов изгоняли или истребляли.
Поэтому не стоит удивляться, что у Венецианской республики весьма нелестный международный имидж. Соседи Венеции сравнивал ее с жабой и морской змеей. Итальянский хронист XIII века Салимбене называл венецианцев «бандой жадин и скряг», превративших Адриатику в «разбойничий притон», а Джованни Боккаччо (автор знаменитого «Декамерона») считал Венецию «вместилищем всякой мерзости».
В конце концов город в лагуне постигло историческое возмездие.
***
Венеция умирала медленно. Ее увядание началось в XV веке, когда молодая Османская империя стала захватывать одну за другой материковые владения Венеции. Республика изо всех сил сопротивлялась, но кровавые морские сражения с османами лишь разоряли ее казну и истощали военную мощь.
А тут еще, как назло, в 1499 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в обход средиземноморских торговых путей, на которых покоилось благополучие Республики. Венецианской экономике был нанесен жестокий удар.
В 1630 году Венецию опустошила чума, которая унесла в могилу 47 тысяч жителей города — треть всего населения (включая великого художника Тициана). Сегодня об этом напоминает гигантский голубоватый купол церкви Санта Мария делла Салуте, воздвигнутой в знак благодарности святой деве Марии за избавление города от страшной эпидемии.
К началу XVIII века Венеция уже была политическим банкротом. Однако именно в это время она пережила очередной расцвет искусств — в городе жили и творили Тьеполо и Каналетто, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци. До самых последних дней Республики венецианцы жили легко и беззаботно, словно не замечая течения беспощадного времени.
Так подошел к концу век Просвещения, а вместе с ним и история независимой Венеции. В 1794 году войска молодого генерала Наполеона Бонапарта овладели Северной Италией. 12 мая венецианский Сенат получил от французского полководца грозный ультиматум, и город на островах, с мощными укреплениями, большим флотом и пятью сотнями пушек крепостной артиллерии без единого выстрела сдался сухопутной армии.
Последний дож Людовико Манин небрежно бросил слуге свою корону со словами: «Убери, это больше не понадобится». Наполеон разграбил венецианскую казну, разрушил около сорока дворцов, и спустя три года передал выпотрошенный город Австрии.
В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью. После посещения города Байроном поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо.
В 1866 году Венеция вошла в состав вновь созданного Итальянского королевства. Однако воспоминания о 14-ти веках Республики святого Марка живы в Венеции до сих пор. Летом 1997 года группа патриотически настроенной молодежи водрузила на колокольне Сан-Марко старинное знамя Республики и потребовала предоставления независимости Венецианской области. Думается, что соседство Венеции с нынешним Косово вряд ли охладило эти настроения…
***
После указа Наполеона о ликвидации Венецианской республики город, казалось, замер в ожидании своей гибели. Уже в середине XIX века Венеция была для Бальзака всего лишь «жалким обшарпанным городом, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», а неумолимая вода развешивает на цоколях домов «траурную бахрому». Эмиль Золя и вовсе не видел никакой перспективы для возрождения «города-безделушки», который, по его словам, пора поместить под стеклянный колпак.
Древнее пророчество гласит: «Венеция родилась из моря, и конец свой она найдет в морской пучине».
Действительно, будущее Венеции внушает серьезную тревогу. Море, которое веками обогащало город богатыми товарами из стран Леванта, ныне грозит ей гибелью. «Светлейшая Венеция» не встает из вод, как это было прежде, а погружается в волны, подобно тонущему кораблю. В середине 60-х годов прошлого века мир потрясло сообщение ученых: Венеция уходит под воду со скоростью два с половиной миллиметра в год. Все чаще случаются наводнения, и все чаще морская вода затопляет нижние этажи палаццо — этих великолепных памятников венецианского зодчества. От сырости страдают бесценные художественные коллекции в городских музеях и частных собраниях. В соборе Сан-Марко пол причудливо изогнулся из-за осадки фундамента, так как приливы регулярно превращают площадь перед собором в соленое озеро. С фасада церкви Санта-Мария дела Салуте осыпаются лепные фигуры херувимов и серафимов. Некогда мудрые законы Республики объявляли врагом Отечества всякого, кто посмеет проложить в земле трубу, а нынешние горе-предприниматели до недавнего времени вовсю качали грунтовые воды, тем самым способствуя дальнейшему проседанию почвы.
Окружающая среда в черте города загрязнена до предела. Каналы замусорены, вода в них безжизненна, даже ядовита. Индустриальный комплекс Порто-Маргера, выросший всего в пяти километрах от Дворца дожей, наполняет воздух едкими сернистыми парами, которые вызывают эрозию исторических зданий и статуй.
Специалисты всего мира разрабатывают проекты для спасения уникального города, чтобы не дать Венеции разделить судьбу легендарной Атлантиды.
Хотя выдумывать-то собственно ничего и не надо. Недавно подводные археологи открыли в лагуне остатки древнеримского квартала Венеции. Оказалось, что 2000 лет назад две каменные стены длиной по 150 метров превосходно защищали город от морских приливов. По-видимому, в те благословенные времена еще не существовало бюрократии, с ее вечными отговорками об отсутствии средств для проведения дорогостоящих работ.
все о городе с фото и видео
Видео: Венеция
Основные моменты
Свое название Венеция получила от наименования группы племен, которые в древности населяли эту территорию. Венеты с течением времени ассимилировали, и сейчас их потомков можно увидеть на здешних улицах.
Канал в ВенецииКупола собора Сан-Марко, вид сверху Первое упоминание о венецианском карнавале относится к 1094 г.До XIII-XIV веков масок на карнавалах не носилиВ 1162 г. в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гуляние на площади Сан-Марко Кампанила (часовая башня) собора Святого МаркаОсобенности расположения города обусловили специфику его климата. Мягкая зима редко балует снегопадами и заморозками, а средняя температура составляет около +5 C°. Летом здесь довольно жарко: воздух прогревается до +25 – 27 C°. Приехав в Венецию, стоит быть готовым к повышенной влажности и большому количеству осадков. Оптимальным временем для посещения «города на воде» являются май и июнь. В эти месяцы здесь не очень жарко и в то же время воздух уже достаточно прогрелся, чтобы прогулки были комфортными.
Из романов, повестей и анекдотов, по фотографиям, картинам и фильмам мы уже имеем свое представление о Венеции: это звезда среди других городов мира, сверкающая ни с чем не сравнимым блеском. Кажется, здесь все уже было тысячекратно сфотографировано и описано, – и тем не менее этот город по-прежнему сражает наповал: несмотря на толпы туристов, Венеция предстает перед нами такой же прекрасной, какой мы ее себе воображали.
«Жемчужине Адриатики», городу на лагуне, более тысячи лет. Песчаные отмели всегда спасали ее от ярости Адриатического моря, которому, впрочем, неоднократно удавалось прорваться к городу. Он вдохновлял многие поколения артистов, художников и поэтов. Около ста шестидесяти церквей и многочисленные дворцы говорят об особом месте, занимаемом Венецией в мире: как морской державы, торгового города и столицы искусств.
Церковь Сан-БарнабаТеатр Ла Фениче в ВенецииСегодня город — архитектурный музей под открытым небом. Международные биеннале современного искусства, кино- и музыкальные фестивали, драматические и оперные театры, в том числе вновь открытый театр Ла Фениче, постоянно поддерживают на высоте выдающиеся культурные достижения Венеции.
Непременной составляющей городского мифа стало угрожающее городу затопление. Дома здесь выстроены на сваях, которые с каждым годом все глубже погружаются в топкий грунт, а каменной кладке домов наносят ущерб выхлопные газы. Еще большей опасностью грозит повышение уровня мирового океана и участившиеся наводнения.
Мост ВздоховИстория
- 421 г.: Приблизительная дата основания города беженцами из Падуи, спасавшимися от готов.
- 828/829 г.: Из Александрии в Венецию доставлены мощи одного из евангелистов, святого Марка. Базилика Сан-Марко была построена между 830 и 1094 гг.
- 1309-1442 гг.: Построен Дворец дожей, самое величественное общественное здание в городе.
- 1453 г.: Венеция занимает главное место среди итальянских городов-государств. Она контролирует практически всю торговлю с Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком.
- 12 мая 1797 г.: Наполеон покоряет Венецию. Низложен последний дож, Лодовико Манин.
- 1902 г.: Обрушился храм Сан-Марко. Его восстановили в 1903-1912 гг.
- 1987 г.: Венеция включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старый город Венеции
Венеция с высоты птичьего полетаСтарый город несет на себе отпечаток прошлых веков. Старинная архитектура, спокойствие каналов, толпы людей, которые всегда присутствуют в торговых городах – все это переносит отдыхающих на несколько столетий назад. О том, что на дворе XXI век, напоминают только современные вывески и гаджеты в руках прохожих.
В историческом центре Венеции сосредоточились основные достопримечательности, которые обязательно стоит увидеть отдыхающим. Начинать осмотр города нужно с площади Святого Марка. Она знаменита в первую очередь своими голубями, которые чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.
Площадь Сан-МаркоДворец дожей в ВенецииПо периметру площади расположились объекты, которые также достойны внимания.
Дворец дожей – прекрасное готическое здание, которое в ходе истории несколько раз меняло свое назначение. Так, оно было резиденцией местных правителей, позже здесь проходили заседания сената и слушания Верховного суда республики. С его балконов, где сейчас можно прогуляться в ходе экскурсии, некогда приветствовали своих подчиненных могущественные дожи.
Ажурные галереиАрочный входБарельеф дворца дожей Собор Святого Марка в ВенецииС соседним строением, где некогда располагалась тюрьма, дворец соединяет одна из наиболее узнаваемых переправ Венеции – мост Вздохов (Понте дей Соспири). Его название никак не связано с романтическими историями – по нему проходили заключенные, которым больше не суждено было увидеть этот прекрасный город. Когда-то здесь смотрел на Гранд-канал и осужденный Казанова.
Собор Святого Марка – сердце Венеции, храм, который по праву считается ее визитной карточкой. Построенный еще в IX веке, он до сих пор созывает верующих на мессу. Привлекает внимание он не только удивительными фресками и предметами искусства, датируемыми IX — XV веках н.э., но и тем, что здесь расположены мощи святого Марка, святого мученика Исидора, а также икона Божией Матери Никопея.
Купол сотворения мираМозаики в византийском стилеВ соборе находятся мощи апостола МаркаКолонны Святых Марка и Теодора – одни из наиболее узнаваемых символов площади. Они украшены величественными статуями. На колонне Святого Марка красуется бронзовый крылатый лев. Он был создан еще в V веке до н.э. и перевезен в Венецию участниками Крестовых походов. На колонне Святого Теодора расположена скульптурная группа: покровитель Венеции, у ног которого растянулся прирученный крокодил.
Панорама площади Сан-МаркоУлицы-каналы
Чайки в Венеции выхватывают еду прямо из рук туристов!Ввиду особенностей расположения города, дорог в нем просто нет. Между домами вьются узкие улочки, мощенные камнем, а вот для путешествий на дальние расстояния используются водные артерии. Самая известная из них – Гранд-канал, разделяющий Венецию на две части. Вдоль него расположились самые красивые здания города, поэтому водная прогулка не оставит никого равнодушным. Лучше всего отправляться в плавание вечером на закате: мягкий свет выгодно подчеркнет особенности архитектуры.
Существует три вида транспорта, на которых можно совершить путешествие по каналам. Наиболее известны речные трамвайчики, которые в Венеции называются «вапоретто». Туристам рекомендуют купить проездной, который действует на все рейсы. Речные такси стоят несколько дороже, однако в таком случае не придется мириться с толпой туристов, да и скорость передвижения будет гораздо выше. Последний, самый роскошный вариант, — гондола. Они арендуются на определенное время, час поездки будет стоить около 80-100 евро в зависимости от времени суток.
Прогулка на гондоле к мосту РиальтоКанал Сан-Барнаба Гранд-канал ВенецииНочное очарование города
Собор Святого Марка на закатеПосле захода солнца, когда спадает жара и большинство туристов отправляется в свои гостиницы, Венеция словно перерождается. Сияние огней, которые отражаются в водах каналов, создает атмосферу праздника. Это впечатление только усиливается благодаря тому, что буквально отовсюду звучит музыка: из открытых дверей кафе и ресторанов, клубов. Тем, кто ищет место, где можно потанцевать до утра под зажигательные ритмы, город предлагает не так много вариантов развлечений, большинство из которых находятся вдали от центра. В первую очередь это Piccolo Mondo, расположенный по другую сторону Гранд-канала от площади Сан-Марко. Любители джаза оценят уютную атмосферу клуба Bacaro Jazz. Заведение работает до 2-х часов ночи. Здесь можно комфортно отдохнуть, потанцевать под живую музыку.
Любители романтических прогулок обязательно должны отправиться в путешествие по ночному городу. Все достопримечательности, которые удалось рассмотреть днем, предстанут в новом свете. До позднего вечера у ресторанов близ Палаццо Дукале (Дворца дожей) оркестры исполняют классическую и современную музыку.
Площадь Сан-Марко ночью Ужин у каналаМост РиальтоГондольеры встречают рассветФинансовые нюансы
Девушка на карнавале в ВенецииИталия, войдя в состав ЕС, перешла на единую европейскую валюту. Поменять деньги можно в обменных пунктах, которые находятся практически на каждом шагу. В Венеции хорошо развит туристический бизнес, поэтому проблем с покупкой евро за любую другую европейскую валюту не будет.
Приехав сюда, желательно запастить некоторым количеством наличных денег. Дело в том, что большинство сувенирных лавок, магазинчиков со сладостями, хостелов не принимают кредитные карты. Расплатиться с помощью VISA и MasterCard удастся в крупных заведениях и организациях, в том числе и за покупку билетов на поезд.
Чтобы покупки, совершенные в Венеции, были выгодными, нужно не забывать торговаться. Таким образом можно снизить цену на любой товар практически на треть. Конечно, это уместно только в небольших лавочках.
Из Венеции с подарками
Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо, что служило разным целям: от романтических свиданий до преступлений. Это привело к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.Приехав в Венецию, сложно удержаться, чтобы не накупить разнообразных сувениров и памятных мелочей с изображением основных достопримечательностей. Лавочки и магазины с подобными товарами находятся практически на каждом шагу, а огромный ассортимент приведет в замешательство даже самых опытных туристов.
Украшение венецианской маски — это кропотливая работа с использованием красок, фольги, бисера, страз и эмалиОдин из обязательных пунктов в списке покупок – венецианская маска. Она является неизменным атрибутом карнавала, благодаря которому город славится на весь мир. Такие аксессуары местные мастера изготавливают из кожи, папье-маше, керамики, фарфора и даже из стекла. В качестве украшений, кроме традиционной росписи, могут служить разноцветные перья, стразы и пайетки. Здесь можно найти образы легендарной Венецианской Дамы или устрашающего Доктора Чумы. Также встречаются маски Арлекина, Пьеро и многих других театральных персонажей.
Виолончель из муранского стеклаЦена изделий напрямую зависит от их размера и материалов, из которых они изготовлены. Например, небольшую маску из папье-маше можно купить за 10 евро, а вот кожаные изделия ручной работы могут оцениваться в десятки тысяч.
Муранское стекло – визитная карточка Венеции. Из него делают украшения, сувениры, посуду, предметы интерьера и многое другое. Изделия поражают богатством цветов и причудливыми рисунками, созданными стеклодувами. Покупку таких сувениров лучше всего совместить с поездкой на остров Мурано. Здесь можно воочию увидеть процесс создания этих хрупких шедевров. После увлекательной экскурсии стоит заглянуть в один из многочисленных магазинов при частных мастерских. Цены здесь несколько ниже, чем в историческом центре города, а ассортимент богаче. Девушкам обязательно понравятся комплекты бижутерии из красочных стеклянных бусин, изысканные люстры и вазы, а мужчины смогут приобрести себе пепельницы или часы.
Рыба из муранского стекла Конфета из муранского стеклаБуранское кружевоЕще один популярный вариант подарка из Венеции – буранское кружево. Его лучше всего покупать в специализированных магазинах, поскольку только так можно быть уверенным в высоком качестве изделия, а опасность приобрести подделку сводится к нулю. Тем, кто интересуется процессом создания кружев, стоит отправиться на остров Бурано и посетить мастерскую. Там буквально на ваших глазах будет соткано тончайшее ажурное полотно, поражающее красотой узоров.
Паста с чернилами каракатицыЛюбителям гастрономических открытий обязательно нужно купить черную пасту. Макаронные изделия окрашиваются в характерный цвет с помощью чернил каракатиц.
В качестве добавки можно приобрести бутылочку-другую белого игристого вина «Просекко», которое также было изобретено в Венеции. При этом, если обратная дорога запланирована на самолете, стоит позаботиться о надежной упаковке напитка, чтобы бутылка не повредилась.
Праздники
- 6 февраля: Регата делле Бефанс, гонки на Лидо.
- Февраль-март: карнавал.
- 25 апреля: Феста ди Сан-Марко, регата гондольеров на Канале Гранде.
- В воскресенье после дня Вознесения Господня (празднуется на 40-й день после Пасхи): Феста делла Сенса, празднование обручения дожа с морем.
Венецианская биеннале современного искусства
Венеция – город вдохновения и творчестваЕсли вы интересуетесь современным искусством, то вам следует запланировать поездку в Венецию в период с июня по октябрь. Каждые два нечетных года город на лагуне превращается в «художественное пространство». Официальный сайт праздника: www.labiennale.org.
Единый билет
Единый билет (от 21,50 евро, www.venicecard.it) можно приобрести на один, три или семь дней. Он дает возможность пользоваться общественным транспортом, а также предоставляет бесплатный доступ в государственные музеи и в важнейшие церкви.
Закат над ВенециейГде остановиться
Даже несмотря на большой наплыв туристов, поиск ночлега в Венеции не составит труда. Здесь легко найти гостиницы любой звездности, а также бюджетные варианты – хостелы.
Вид из отеля Palazzetto PisaniЧтобы как можно меньше времени тратить на дорогу к достопримечательностям, желательно выбирать заведения, расположенные в центре. Например, отель A La Commedia, находящийся в десяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко, предлагает уютные номера, оборудованные всем необходимым для комфортного проживания. Цена за номер колеблется в пределах 400 евро за сутки. В непосредственной близости от Дворца дожей расположилась популярная у туристов четырехзвездочная гостиница Palazzetto Pisani. Здесь предоставляются номера с видом на Гранд-канал, в некоторых апартаментах есть балкон.
Гостиница среднего класса Domina Home Giudecca, расположенная на острове Джудекка, также заслужила положительные отзывы постояльцев. Гостям здесь предлагают номера с окнами, выходящими на канал, а шведский стол, который входит в стоимость номера, позволит сэкономить на еде. На площадь Сан-Марко курсируют регулярные рейсы общественного транспорта.
Отель Principe на Гранд-каналеОтель Villa Laguna на о.Лидо с видом на Венецианскую лагуну Хостел A Venice FishПутешественники, которые отправились в Италию с небольшой суммой денег, могут остановиться в хостелах. Подобных гостиниц в Венеции очень много, и в большинстве случаев они располагаются в обычных квартирах, благоустроенных соответствующим образом. Выбрав этот вариант, туристы могут гарантированно рассчитывать на новые интересные знакомства и веселую компанию людей из различных уголков мира. Например, A Venice Fish расположен в самом центре города в районе Каннареджио. Просторные комнаты с двухъярусными кроватями, общие ванные и туалетные комнаты, бесплатная кухня – все это, а также вечерние застолья с пастой и вином под звуки гитары, можно получить всего за 20 евро в сутки.
Приезжайте в Венецию!Спецпредложения на отели
Booking.comДорога в Венецию
Венеция из самолетаПоскольку город находится на островах, чтобы добраться до исторического центра туристам придется сделать несколько пересадок, какой бы вид транспорта ни был выбран. Самый удобный вариант – авиаперелеты. Так, из Москвы есть прямые рейсы из Домодедово и Шереметьево в город Тессера (аэропорт Марко-Поло) по пятницам и субботам соответственно. Дорога займет всего три часа, а ранний вылет позволит уже к полудню быть в Италии.
Кроме того, можно выбрать рейс на Милан (из Внуково на Малпенсу по пятницам и субботам или из Шереметьево по пятницам) или Рим (из Домодедо до Фьюмичино по вторникам, четвергам и субботам). До самой Венеции можно добраться на поезде или электричке. Транспорт курсирует регулярно и практически без опозданий. Учитывая, что вагоны в большинстве случаев оборудованы сидячими местами, ночные рейсы лучше не выбирать. Станция прибытия называется «Санта Лючия».
Площадь Сан-Марко, вид сверхуТакси по-венециански Венецианские гондолы – самые красивые лодки в миреИз аэропорта Марко-Поло в Венецию отправляются регулярные автобусные рейсы. Буквально за полчаса маршруты ATVO и ACTV доставят отдыхающих на площадь Рима (Пьяццале Рома, Piazzale Roma). К железнодорожному вокзалу можно доехать на автобусе № 15. Билет стоит в среднем 5-6 евро.
Также от аэропорта курсируют речные трамвайчики и такси. Стоимость проезда дороже, чем в автобусе, однако по дороге можно насладиться видами каналов и ключевых туристических мест города. Данный вид транспорта подойдет тем, кто не устал в пути и готов потратить на дорогу более часа.
Путешественники, которые не хотят ждать подачи общественного транспорта, могут заказать такси, однако этот вариант будет самым дорогостоящим.