Нарезка швов в бетоне: Технология нарезки швов в бетонных полах – нормы, технология обустройства и способы нарезки

Содержание

Нарезка деформационных швов — здесь

  нарезка швовнарезка швов в бетонном полу

нарезка швов в бетонном полу 

Как избавиться от деформационных швов в бетонном полу? Звоните сейчас: +7(499) 398-02-36, +7(926) 225-16-81 За 10 минут консультаций вы узнаете больше,
чем за 3 часа поиска в интернете

 

нарезка швов в бетонном полу

Наша цель помочь вам избежать ошибок…

Проектировщики полов необоснованно наращивают увеличивают количество швов (уменьшая расстояние меж ними), собственно что вызывает ускоренное разрушение кромок швов и завышенный износ колес подъемно-транспортного оснащения и в конечном счете приводит к добавочным денежным расходам клиента.

Нарезка швов – метод, позволяющий избежать неконтролируемого растрескивания бетонной стяжки, которое в дальнейшем приводит к постепенному механическому разрушению покрытия.

  Судя по количеству запросов «деформационные швы» в рунете это болевая точка бетонных полов. Без «правильных швов» полы быстро разрушаются. И действительно нарезка деформационных швов один из основных элементов работы по устройству цементно-песчанных, бетонных стяжек полов. От ее качества зависит, как пойдет процесс  трещинообразования, и как долго они смогут проработать.

Консультация ведущего специалиста тел.  01.jpg+7(499) 398-02-36 

           Получить расчет цены пола

 

   Восстановление бетонных полов лишним не бывает.

  А трещины обязательно  появляются в результате усадки здания, изменений t,  недостаточной толщ. бетонного пола при пром нагрузках. После высыхания стяжки, могут возникнуть трещины, которые в большинстве случаев будут иметь отклонения в стороны от нарезанного шва шоврезчиком. Их приходится «расшивать» и заделывать различными герметиками или мастиками, после этого пол выглядит, как после ремонта. А также ухудшаются прочностные характеристики стяжки. К тому же в СНиПах нет ни слова о трещинах и о нарезке швов в бетонном полу, а значит по умолчанию их и не должно быть. На этом формальном основании работа может быть не принята, а значит и не оплачена.

Самопроизвольное растрескивание бетонного пола

   Очевидно что, чем меньше карта, тем меньше трещин, но главное не переусердствовать. Здесь  работает правило, «лучше меньше, да лучше», резать надо только там, где это необходимо. Лишние швы сильно ухудшают качество бетонного пола.

Для обеспечения равномерного срабатывания предпочтительно нарезать деформационные швы по квадратам площадью максимум 36 м2 .

  Часто мы делаем нарезку деформационных швов сразу же после выравнивания поверхности рейкой (правилом). Ровно обрезаются края квадратов на всю толщину стяжки. Соседний квадрат полностью примыкает к предыдущему, в силу отсутствия между квадратами фибро-армирования (они были отделены друг от друга) при высыхании они между собой не имеют никакой связи и поэтому не трещат. В течении гидратации цементно-песчанной стяжки, бетонных полов за неделю происходит самопроизвольное растрескивание «тела» строго по линии обрезки краёв, при этом трещина не отходит от шва в стороны. Шов получается более ровным  в т.ч. и по толщине по сравнению со швом, нарезанным шоврезчиком после затирки «вертолётом»

1. Типы швов

 Бетон в стяжке по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям.

Бетонный пол при нагрузках, превышающей его прочность, в случаях недостаточной толщины и марки бетона не деформируется без разрушения, как, например, в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается как стекло.

Трещинообразование возникает и при внутренних напряжений в бетоне, в процессе усадочных деформаций при твердении и перепадах температур. Для уменьшения количества неконтролируемых  трещин в бетонной стяжке необходимо нарезать деформационные швы.

 

 Виды деформационных швов:

1. Изоляционные швы;
2. Усадочные швы;
3. Конструкционные швы.

Любое строение воспринимает деформации внешней среды, подвижки грунтов основания, температурные воздействия, работа внутрицехового оборудования (если это производство) и т.п. Для того чтобы избежать передачу этих деформаций от стен и фундаментов на бетонный пол в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания (стенами, колоннами, фундаментами под оборудование и т.п.) необходимо устраивать изоляционные швы полосой пеноплэкса, вилотерма на толщину стяжки. Изоляционный шов обеспечивает независимость  бетонного пола от другого конструктива здания.

    Во время усадки бетон уменьшается в объёме примерно 0,32 см на 30 см. Если бетонная стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом (например, с фундаментом здания), то она с большой долей вероятности треснет, т.к. усадка не сможет быть компенсирована.

   Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя часть стяжки высыхает и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому ее края становятся выше, чем центр. В этом случае внутренние напряжения приводят к трещинам.

Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне и нарезают усадочные швы, которые создают слабины стяжки. Во время усадки бетона швы открываются и трещины образуются в заданных местах, а не хаотично.

 Изоляционный шов не рассчитанный для мест с высокой нагрузкой (въезды), там где будет двигаться техника, стяжку  нужно утолщать на 25 % и, сделав клин, вернуть её к исходной толщине с уклоном не более 1:10.

Установка изоляционного материала

  Изоляционные швы дают возможность бетонной стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундаментов при условии, что толщина стяжки не может быть меньше 40 мм, иначе она отслоится от основания. Материал для шов, должен быть пластичным. Толщина шва рассчитывается с учётом коэффициента линейного расширения стяжки. Обычно толщина шва 10 мм.

Изоляционные швы устраиваются т.о., прокладываются полосы изоляционного материала (вилотерма)   вдоль стен  и колонн.

   Другой способ, недешевый: установка направляющих рельс-форм, представляют собой простую систему, состоящую из металлического перфорированного треугольного профиля с полиэтиленовой вставкой, пластин жесткости и регулировочных винтов. Рельс-формы, устанавливаемые на нужную высоту, используются в качестве маячных направляющих для поверхностных вибраторов. Полиэтиленовая вставка профиля обеспечивает легкое скольжение виброрейки. Рельс-формы являются частью самого пола, усиливая его конструкцию.

  • Одна из них TERA Joint несъемная опалубка, которая предотвращает образование трещин при усадке бетона и обеспечивает защиту кромок бетонного пола от разрушения.

 

монтаж рельс-формы

   

  Важно не допускать контакта бетонной стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, и в месте контакта произойдёт растрескивание стяжки. Изоляционный материал укладываются до укладки бетонного пола.

    При заливке стяжки вокруг колонн устанавливают опалубку ромбами по линии шва, затем ее убирают и на её место укладывают изоляционный материал необходимой толщины. 

Или нарезаются позже по вставшему бетону также ромбами, на всю толщину стяжки и герметизируются, причем угол колонны должен быть расположен вертикально к шву. Герметики полиуретановые Рабберфлекс, Мастер сил 374, Sikaflex PRO-3.  Усадочные швы можно сделать и с помощью установки специальных специальных реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона.

 
нарезка деформационных швов в бетонных полах
 
Где нарезать усадочные швы?  

   Усадочные швы должны режутся по осям колонн и сходятся с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру не более чем в 24-36 раз превышать толщину стяжки.
Карты пола, образуемые прямыми усадочными швами, должны быть по возможности наиболее квадратными. Длина карты не должна превышать ширину более чем в 1,5 раза.
 

В коридорах и проездах швы нарезаются на расстоянии равном ширине стяжки. Площадки шире 300-360 см должны иметь продольный шов в центре. На уличных площадках расстояния между швами не должны превышать 3 м во всех направлениях.

     Усадочные швы нарезаются на наружных углах и дверях , иначе и там и там могут пойти трещины.
Участок стяжки с очень острым углом, с большой долей вероятности, растрескается. По возможности необходимо избегать таких углов. Чтобы избежать трещин на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.

  В технологии устройства бетонных полов  и стяжек очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без перерывов длительностью более 1 дня. Заливка без разрывов возможна на  площадях до 500 м2  при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Стандартно укладка происходит с перерывами, поэтому на стыках укладки бетона с различными сроками, необходимо нарезать конструкционные швы.

Конструкционные швы устраиваются на границе заливок бетона, когда промежуток между заливками несколько часов, на расстоянии не менее 1,5 м, от любых других видов швов, расположенных параллельно им.
  Используются деревянные металлические конусы 30° (конусы 45° неприемлемы). Они должны устанавливаться согласно инструкциям производителей.
Они позволяют плоскостные подвижки, но не вертикальные. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением. В таких случаях лучше использовать «шпилечный» шов.

 Шпилечные швы обычно используются в местах пешеходного движения, но также применяются в полах с высокой колесной транспортной нагрузкой. Назначение шпильки сохранение шва на одной плоскости в момент прохождения колеса через шов. Горизонтальное движение шва обеспечивается шпилькой, которая  прикрепляется в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны быть на одном уровне и параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки.

   Более легкий способ, это обработка края стяжки перед следующей заливкой гамбитом фрез Н-1, для того чтобы создать адгезию со свежим раствором. В этом случае не получится т.н. холодный шов, поэтому  можно и не нарезать шов.

Швы желательно нарезать, сразу же после укладки бетона или как только бетон наберёт достаточную прочность, чтобы не быть поврежденным лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Пробный шов нарезается спустя несколько часов после обработки бетонного пола. Если  края шва  крошаться, то начинать нарезку ещё рано. Начинать нарезку следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном может разрезать зёрна заполнителя.
В жару надо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов.

Швы должны нарезаться на глубину 1/3 толщины стяжки, для того чтобы бетон при усадке треснул именно в этой зоне, т.е. направленно, а не хаотично. Вертикальные смещения не происходят до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой.


 DSC03981

   

    Прогрессивный метод нарезки, когда швы режутся сразу же после финишной обработки бетона. Для нарезки более длинных швов  используется 2-х метровая ручка с лезвием и специальная обувь.
 Чтобы сохранить края шва в зонах проезда, нарезанные швы необходимо за герметизировать. Герметизация осуществляет защиту шов от поступления воды и других жидкостей, а также от засорения. Шов заполняется шнуром (вилотерм), затем герметиком или резиновым ершиком .
 

Герметик выбирается в зависимости от назначения полов. Например, в паркингах полы должны легко мыться и выдерживать движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть жесткими, чтобы поддерживать края шва и предотвращать их скалывание, и достаточно пластичными, чтобы выдержать легкое открытие и закрытие шва.

 Промышленные полы с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть загерметизированы, т.е. заполнены материалом типа полужесткой эпоксидной мастикой, которая обеспечивает адекватную поддержку шва и выдерживает нагрузки и только там, где будет сильные подвижки карт бетонного пола.

  Эластомерные (гибкие) герметики, лучше полиуретановые  используются только там, где шов не будет подвержен колесным нагрузкам. 

  До начала герметизации швы очищаются путем продувки струёй сжатого воздуха, механической очистки щеткой или пескоструйкой, а затем наносится праймер.

температурно-усадочные швы

 
На рынке представлены различная продукция для оформления деформационных и технологических швов.

АКВАСТОП dsho 5524b0

Конструктивно деформационный шов состоит из алюминиевых, металических, ПВХ направляющих, в которые плотно вставлен компенсатор из полимерного материала. Конструкция шва препятствует попаданию внутрь шва грязи, обеспечивает водонепроницаемость и устойчивость к износу. Швы не требуют проведения профилактических работ и устойчивы к старению. Компенсаторы изготовлены из плотной термо-, свето-, озоно-, морозостойкой резины на основе этиленпропиленового каучука (EPDM) или термоэластопласта (ТЭП) и устойчивы к воздействию озона, ультрафиолета, маслам, бензину и антиобледенительным солям. При выходе из строя могут быть легко заменены.

  • В местах устройства конструкционных и температурно-усадочных швов шириной 10 мм и более, устанавливаются  до заливки бетона закладные  или после заливки накладные водонепроницаемые швы ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ из металлического, ПВХ профиля разных типов, которые надежно защищают кромки швов от скалывания. Конструкции Nitriflex, DEFLEX Германия, DEWMARK HYDRO, Аквастоп ДШО Россия — накладные и закладные профили из металла ширина шва от 30 до 100 мм. 

    IMG_20160312_143340Уникальные конструкции деформационного шва, рассчитанные на интенсивные механические нагрузки от колес автомобильного транспорта. Обеспечивают гидроизоляцию шва и компенсацию значительных изменений ширины шва. Предназначены для оформления швов многоуровневых и подземных паркингов, подъездных путей и пандусов складских комплексов, а также швов эксплуатируемой кровли

Dewmark Standart

Стандартные профили для стен и полов с невысоким трафиком движения.Для жилых комплексов; Для офисных зданий; Для административных зданий;Для бутиков

Dewmark Heavy

Профили для полов с высоким трафиком движения. Для выставочных центров; Для торговых комплексов;Для аэропортов; Для школ; Для вокзалов

Dewmark Hydro

Водонепроницаемые профили для зданий и сооружений с повышенными требованиями к гидроизоля-ции.

Dewmark Metall

Профили для больших нагрузок с высокой несущей способностью.

 

деформационный шоф дефлекс 505    

 

Отправьте здесь заявку для получения консультации и сметы

Есть вопросы? жми сюда +7(499) 398-02-36 и +7(926) 225-16-81

Нарезка швов бетонного пола. Швы на бетонном полу. Резка швов в бетоне.

Изоляционные швы

В процессе эксплуатации здания его конструкции подвергаются различным деформациям. Причин этих деформаций очень много: это и воздействие внешней среды, подвижка грунтов основания и температурные воздействия, и работа внутрицехового оборудования, если это производство, и др. Чтобы избежать передачи деформаций от стен и фундаментов на бетонные полы, в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания – стенами, колоннами, фундаментом под оборудование и т. п. делают изоляционные швы, которые позволяют полу работать независимо от других конструктивных элементов здания. Кроме того, в процессе твердения бетон дает усадку, т. е. уменьшается в объеме. Если стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом, например, с фундаментом здания, то она с большой долей вероятности треснет, так как усадка не может быть компенсирована. Изоляционный шов делают вдоль стен и вокруг всех колонн. Если стяжка граничит с другим основанием, например, с фундаментом под оборудование, то шов выполняют вокруг всего фундамента. Изоляционные швы вокруг колонн могут быть квадратными или круглыми. Квадратный шов должен быть развернут на 45° относительно сечения колонны и выполняться напротив ее угла прямым. Если этого не сделать, то в стяжке, вероятнее всего, появятся трещины. Если через изоляционный шов, не предназначенный для мест с высокой нагрузкой (въезды), будет передвигаться техника, то здесь стяжку можно сделать толще на 25% и, выполнив ее клином, вернуть к исходной толщине с уклоном не более 1:10.Швы в бетонном полу заполняют изоляционным материалом. Изоляционные швы должны позволять стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундамента. Изоляционный материал, которым заполняют шов, должен воспринимать эластичные деформации без разрушения, т. е. сжиматься. Толщину шва рассчитывают с учетом коэффициента линейного расширения стяжки: обычно она составляет 13 мм. В регионах с частым переходом температуры через 0 °С для повышения срока службы швов может потребоваться их проконопатить. Изоляционные швы обычно заполняют подготовленным волокном и герметиком или подобными материалами, при этом важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки. Нельзя допускать контакта бетона стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание стяжки. Изоляционный материал должен быть уложен до укладки бетона. У колонн изоляционные швы делают следующим образом. Вокруг них при заливке стяжки устанавливают опалубку по линии шва. После того как бетон схватится, опалубку убирают и на ее место укладывают изоляционный материал требуемой толщины. Оставшийся между швом и колонной промежуток заливают бетоном и заглаживают. Изоляционные швы вокруг колонн можно делать и в затвердевшем бетоне, при этом шов режут на всю глубину стяжки и заполняют изоляционным материалом.

Усадочные швы

Усадка бетона по мере его высыхания обычно составляет 0,32 см на 30 см погонной длины. Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя ее часть высыхает быстрей и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому стяжка стремится завернуться, а края становятся выше, чем центр. В результате в бетоне возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин. Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне стяжки нарезают усадочные швы, которые позволяют создать в стяжке прямые плоскости слабины. По мере высыхания и стремления к заворачиванию швы слегка открываются, и трещины образуются не хаотично, а в заданных местах.

Усадочные швы могут быть сделаны путем вставки специальных швоформирующих реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона. Швы следует нарезать по осям колонн и стыковать с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру должно равняться двух-трехкратной толщине стяжки. Карты пола, образуемые усадочными швами, следует выполнять по возможности квадратными, а вытянутых по длине Г-образных карт необходимо избегать. Длина карты не должна превышать ширины более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и, если возможно, без ответвлений. В проходах и проездах усадочные швы следует располагать на расстоянии, равном ширине стяжки. Дорожки шире 360 см должны иметь продольный шов в центре.

Во дворах зданий расстояние между швами не должно превышать 3 м во всех направлениях. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания. Усадочные швы должны быть сделаны также на наружных углах, иначе от углов могут пойти трещины. Участок стяжки с очень острым углом с большой долей вероятности растрескается, таких случаев по возможности надо избегать. В тех же случаях, если это невозможно, следует убедиться, что подоснова хорошо утрамбована, и нарезать швы в местах, где наиболее вероятно образование трещин. Иногда, чтобы прочно закрыть трещины на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.

Конструкционные швы

В практике устройства бетонных полов очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без длительных перерывов (более 1 дня). Это возможно только в помещениях небольшой площади и при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Обычно заливку ведут с технологическими перерывами, за это время уложенный бетон успевает набрать определенную прочность. В местах соприкосновения бетонов с разными сроками укладки целесообразно нарезать конструкционные швы. Конструкционные швы нарезают там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. По возможности их выполняют на расстоянии не менее 1,5 м от любых других видов швов, расположенных параллельно им.

Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз». Если боковые выступы делают из дерева, конуса 30° бывает достаточно для стяжки толщиной 12…20 см (конусы 45° не допускаются). Применяют также металлические конусы. Их следует устанавливать согласно инструкции производителя.

Конусные швы работают, как усадочные: они допускают небольшие горизонтальные, но не вертикальные подвижки. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением: в таких случаях лучше применять «шпилечный» шов. Если конструкционный шов оказывается там, где ни усадочный, ни изоляционный шов нежелательны, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Последние следует устанавливать в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Не надо путать эти рейки с гладкими стальными «шпилечными» рейками, описанными ниже, которые обеспечивают горизонтальные подвижки шва.

Шпилечные швы

Шпилечные швы обычно применяют в местах пешеходного движения, а также в полах с высокой нагрузкой от колесного транспорта. Назначение шпильки – удерживать два края шва на одинаковом уровне в момент прохождения через шов колеса. Чтобы обеспечить горизонтальную подвижку шва, шпильки должны быть вмонтированы в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны располагаться на одном уровне и быть параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, шпильки часто поставляют в «корзинах», которые можно устанавливать прямо на бетон.  Технология нарезки швов Нарезанные швы должны быть прямыми и чистыми. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен знать, когда и как глубоко их нарезать, какой шов должен быть следующим и как предотвратить слишком быстрый износ лезвия при использовании в бетоне очень твердого заполнителя.

Швы следует делать, как только бетон наберет достаточную прочность, чтобы его не повредило лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Нарезку швов обычным шворезчиком надо начинать не ранее чем через 24 ч и не позднее чем через 72 ч после окончания финишной обработки бетона. При влажной нарезке (имеется в виду нарезка по мягкому бетону специальным шворезчиком Soft Cat) такие условия обычно возникают через 4…12 ч после окончания финишной обработки бетона. Впрочем, нарезка швов через 24 ч при определенных условиях также возможна. Для этого рабочий должен сделать пробный шов спустя несколько часов после начала твердения бетона. Если при нарезке пробного шва частицы заполнителя вываливаются из бетона, то начинать ее еще рано. Начинать операцию следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном разрезает зерна заполнителя. Расположение каждого шва чаще всего намечают мелом по натянутой веревке. В качестве ориентира для нарезки используют линейку, например, доску шириной не менее 4 см.При нарезке швов всегда должно быть в наличии запасное оборудование на тот случай, если основное выйдет из строя. В жаркую погоду или в случае, если существует опасность растрескивания, необходимо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов. Обычно швы выполняют в той же последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна равняться 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке дает трещину именно в этой зоне, т. е. растрескивается направленно, а не хаотично. При этом края образовавшейся трещины имеют определенную шероховатость, что исключает вертикальные смещения краев до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой. Технология нарезки швов, описанная выше, требует выдержки свежеуложенного бетона 4 ч и более и нарезки на 1/3 глубины стяжки для получения хорошего деформационного шва.

Не так давно был изобретен способ сухой легкой нарезки швов, ее выполняют сразу после финишной обработки бетона. Рабочий, используя длинную ручку, может нарезать до 10 м шва без передвижения по бетону. Для нарезки более длинных швов рабочий, обутый в специальные сапоги с гладкой подошвой, может ходить по стяжке и использовать 2-метровую ручку. Этот тип швов нарезают только на глубину 2…3 см.

Герметизация швов

Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить их от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения. Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, на пищевых предприятиях требуется, чтобы полы можно было легко мыть и они выдерживали бы движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы предотвращать скалывание краев шва, и достаточно эластичными, чтобы выдержать усадочные и температурные колебания шва.

В промышленных полах с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть заполнены соответствующим материалом, который обеспечит поддержку шва и выдержит высокие нагрузки. Материал наносят не менее чем через 28 суток после укладки стяжки. Эластомерные (гибкие) герметики применяют лишь там, где шов не будет подвергаться нагрузкам от колес техники. Они наносятся быстро и могут выдерживать большие подвижки при открытии-закрытии шва. Перед герметизацией шов следует очистить от пыли и мусора, продувая его сжатым воздухом, очищая механической щеткой или пескоструйным аппаратом. Применяя для этого компрессор, надо убедиться, что он не оставляет масляную пленку в шве.

По нашему мнению, большинство складских и производственных помещений, логистических комплексов, паркингов, автосервисов, торговых центров и т. д. являются объектами, где полы подвержены нагрузкам умеренной интенсивности. Тем не менее и там бетонные полы постепенно разрушаются. Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.

Проблема трещин

Образование в бетоне трещин можно уменьшить, снизив объем воды, используемой для замешивания. Но бетон даже с низким содержанием воды дает усадку, а, кроме того бетон изготовленный с одними наполнителями может дать усадку большую, чем бетон с другими наполнителями.
Ввиду того, что устранить усадку бетона, изготовленного из традиционных цементов, невозможно, то наилучшее решение — дать трещине возможность появится в том месте, где ее появление желательно и, кроме того, в виде прямой линии. Это и есть деформационный шов.
Швы можно сделать в свежеуложенном бетоне специальным резчиком. В сухом бетоне швы пропиливаются. Но даже в стяжках с прорезанными или пропиленными деформационными швами трещины иногда появляются в других местах. Вероятность появления таких трещин можно уменьшить, выполняя следующие действия:
Нарезать швы вовремя. 
Если швы нарезаются в свежеуложенном бетоне, то время не играет роли. Но если они нарезаны позже, то вероятно появление случайных трещин. Нарезка швов в свежеуложенном бетоне производится непосредственно после шлифовки поверхности. На сухом бетоне нарезка швов должна производиться как можно быстрее, чтобы не начали осыпаться края швов. Обычно рекомендуется делать это через 12 часов при нормальной температуре, при пониженной — через 24 часа после укладки бетона.
Нарезать швы на требуемую глубину. 
Швы, нарезанные обычными резчиками швов, должны иметь глубину от 1/4 до 1/3 от толщины стяжки. Швы, сделанные специальными резчиками по свежеуложенному бетону, могут иметь меньшую глубину.
Нарезать швы с требуемым интервалом.
Обычно интервал нарезки швов выбирают в пределах (24-36) х (толщина стяжки). На 10см стяжке швы режутся на расстоянии от 240см до 360см друг от друга. Для бетона с большей осадкой конуса и усадкой предпочтительнее иметь интервал нарезки ближе к 240см.
Исключать внутренние углы.
Трещины с большой вероятностью появятся на внутренних углах. Сетка швов должна быть такой, чтобы исключить образование внутренних углов.
Исключать Т-образное пересечение швов 
Т-образное пересечение швов приводит к образованию трещины, проходящей через пересекаемый шов. При планировании сетки швов следует избегать Т-образных пересечений.
Участки, ограниченные швами, должны иметь форму, близкую к квадрату 
Если длина участка больше ширины в 1,5 раза, то трещина, вероятнее всего, появится в середине длинной стороны. Схема швов должна быть такой, чтобы исключить образование длинных и узких участков.
Исключать образование треугольных участков с острыми углами 
Участки треугольной формы с острыми углами обычно растрескиваются на конце острого угла. Вообще, следует избегать треугольников, однако, если это требуется сделать, то швы должны образовывать равносторонний треугольник.

Иногда трещины образуются в бетоне, не набравшем прочность. Эти усадочные трещины обычно возникают в сухую жаркую и ветреную погоду. Если во время укладки бетона ожидаются именно такие погодные условия, то следует использовать бетон с синтетическими волокнами, а в процессе укладки и затирки бетона смачивать его поверхность водой.

нормы, технология обустройства и способы нарезки

Нарезка деформационных швов в конструкциях из бетона является обязательной защитной мерой, снижающей влияние усадочных и эксплуатационных воздействий. При всех своих достоинствах стяжки из цементного раствора плохо переносят нагрузки, превышающие их прочностные характеристики или изменения структуры в момент твердения. Помимо этого, бетон становится более хрупким в условиях перепадов температур, что также способствует образованию трещин. Для ограничения негативных последствий неконтролируемых деформаций на поверхности бетонного пола делаются специальные надрезы, исключающие или перенаправляющие внутренние напряжения. Данный вид строительных работ относится к обязательным, особенно они актуальны при возведении промышленных зданий с жесткими требованиями к прочности и долговечности конструкций.

Оглавление:

  1. Что собой представляют?
  2. Разновидности
  3. Инструкция по проведению работ

Описание технологии

С учетом строительных норм нарезка проводится в случае:

  • Сложной конфигурации помещения.
  • Превышения площади стяжки 40 м2 или длины одной стороны в 8 м.
  • Прокладки теплых бетонных полов.
  • Заливки раствора возле стен, дверных проемом, узлов строительных конструкций и стыков.

Желательно проводить нарезку в свежеуложенном бетоне, непосредственно после шлифовки поверхности. Рекомендуемый интервал — от 12 до 24 часов от укладки раствора, после схватывания наполнителя и цемента. При необходимости деформационные швы пропиливаются на сухом бетоне, в этом случае важно провести работы максимально быстро (чтобы избежать осыпания краев).

По сути, они представляют собой искусственно созданную трещину в нужном месте. Как правило, деформационные полосы выполняются в виде прямой линии, пересечения, узлы и треугольные формы крайне нежелательны. Существуют определенные нормы, касающиеся интервала и глубины, они напрямую зависят от параметров бетонной стяжки. При стандартной заливке в 10 см они прокладываются на расстоянии от 240 до 360 см друг от друга. Рекомендуемая глубина деформационных швов составляет 1/3 от толщины стяжки. Технология подразумевает последующую герметизацию и заделку искусственно созданных трещин, иначе возникают проблемы в уходе за полами, особенно в часто эксплуатируемых промышленных зданиях.

Способы нарезки

Выбранный метод зависит от времени проведения работ и типа бетонной конструкции. Различают:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструкционные швы.

Первые выполняются для исключения деформационных воздействий на стяжку, направленных от основных элементов здания (в случае бетонных полов — для защиты от сдвигов фундамента). Они прокладываются путем расположения полос изоляционного материала по периметру стен или вокруг колонн перед заливкой раствора. После застывания они расчищаются (при необходимости) и заполняются герметичными составами.

Усадочные швы контролируют трещинообразование, связанное с неравномерной интенсивностью высыхания верхнего слоя, в сравнении с нижним. Без них стяжка поднимается к краям и деформируется по центру, особой зоной риска являются углы бетонных полов. Выполняются на 2–7 день от начала заливки с применением специального швонарезчика с функцией увлажнения или путем прокладки реек в пластичный раствор. Желательно придерживаться квадратной карты пола, избегать вытянутых линий. По нормам: они направляются от осей колонн и стыкуются с углами деформационных швов, идущих вдоль периметра.

При значительных объемах работ заливка бетона проводится в несколько этапов и занимает более 1 дня. В данном случае заранее продумывается расположение конструкционных швов, размещаемых параллельно остальным на расстоянии от 1,5 м. Они необходимы для качественного выполнения стыков бетона, заливаемого в разные промежутки времени. Это единственный вид непрямых швов, форма образуется по принципу соединения «шип-паз». Для этой цели по окончании дневных работ на края бетонной стяжки размещаются металлические конусы или поперечная рейка.

Технология нарезки

Риск образования трещин в бетонных полах возрастает при избытке влаги в растворе или нарушении пропорций компонентов. Нарезка швов представляет часть защитного комплекса, помимо правильного своевременного ее проведения следует контролировать уровень влажности в помещении и колебания температур. Схема узлов и линий продумывается заранее, с учетом рекомендуемого интервала и минимально возможного числа пересечений. Важным требованием технологии является избегание острых углов (практические всегда растрескиваются по краям). Если треугольник необходим, то его делают равносторонним.

Обязательно, чтобы швы на бетонном полу были прямыми и чистыми, зерна наполнителя должны не выпадать, а разрезаться. Для работы нужен очень острый инструмент, лезвие прикладывается к отмеченной мелом линии, в качестве ориентира подойдет обычная линейка, шириной от 4 см. Желательно подготовить запасное оборудование, подходящий для нарезки интервал проходит быстро. В жаркое время года вначале выполняются швы с более широким диапазоном, а затем делаются промежуточные с обычным (24–36 см, умноженные на толщину стяжки).

Особого внимания требуют наливные бетонные и полимерные полы, некоторые ошибочно полагают, что они не подвержены деформационным воздействиям. В идеале швы выполняются по проекту на бетонной стяжке, а сверху заливается бесшовное покрытие. Но при работе со старыми основаниями с углубленными трещинами прорезается и полимерный верхний слой.

Глубина не нормируется, она зависит от размеров скрываемых деформаций, по окончании заливки прорези герметизируются полиуретановыми материалами с повышенной пластичностью. Для защиты швов в промышленных бетонных полах могут использоваться специальные кромочные конструкции, гарантирующие отсутствие вибрации при проезде техники.

ОДМ 218.3.088-2017 Рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем цементобетоне / 218 3 088 2017

ОДМ 218.3.088-2017

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРОКАМ И ТЕХНОЛОГИИ НАРЕЗКИ
ШВОВ В ЗАТВЕРДЕВШЕМ ЦЕМЕНТОБЕТОНЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2017

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие «Технопарк МАДИ».

Коллектив авторов: д-р техн. наук В.П. Носов, канд. техн. наук В.В. Силкин, канд. техн. наук А.А. Фотиади.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.09.2017 № 2677-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем
цементобетоне

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем цементобетоне для неармированных монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

Методический документ предназначен для органов управления дорожным хозяйством, подрядных организаций, выполняющих работы по строительству и ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог, и органов, контролирующих качество строительных и ремонтных работ.

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103-83 (СТ СЭВ 3952-82, СТ СЭВ 3953-82, СТ СЭВ 3402-81). Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.041-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования

ГОСТ 12.4.153-85 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Номенклатура показателей качества.

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 выкрашивание материала: Повреждение кромок деформационных швов в процесс нарезки паза шва в виде отделения частиц бетона под действием режущего диска.

3.2 двухступенчатый шов сжатия: Шов сжатия, имеющий паз ступенчатого сечения, устраиваемый путем двух последовательных прорезей на общую глубину 1/4 от толщины покрытия.

3.3 линия реза: Линия, показывающая точное месторасположение будущего деформационного шва, наносимая на уложенное цементобетонное покрытие в процессе разбивки покрытия под нарезку швов.

3.4 нарезка пазов деформационных швов: Устройство в цементобетонном покрытии постоянных прорезей, сквозных или чаще всего на часть толщины покрытия с помощью нарезчиков швов для обеспечения трещиностойкости свежеуложенного бетона, а также для независимого перемещения разделенных ими плит покрытия в процессе эксплуатации с последующим заполнением пазов швов герметизирующим материалом.

3.5 нарезчик швов: Самоходная или частично самоходная дорожно-строительная машина для нарезки пазов деформационных швов в цементобетонном покрытии автомобильных дорог.

3.6 одноступенчатый шов сжатия: Шов сжатия, паз которого имеет одну прорезь на глубину не менее 1/4 толщины цементобетонного покрытия.

3.7 режущий диск: Диск, предназначенный для нарезки пазов деформационных швов цементобетонных покрытий, устанавливаемый на нарезчик швов.

3.8 самопроизвольная неконтролируемая трещина: Трещина в поперечном или в продольном направлениях образующаяся вследствие деформации свежеуложенного бетона под воздействием понижения температуры воздуха после укладки бетона в покрытие.

3.9 ширина паза шва: Расстояние между примыкающими плитами цементобетонного покрытия.

3.10 шов деформационный: Прорезь, разделяющая цементобетонное покрытие, которая обеспечивает возможность перемещение плит при изменении температуры покрытия.

3.11 шов контрольный: Двухступенчатый поперечный шов сжатия, устраиваемый в цементобетонном покрытии двухстадийным способом при амплитуде суточных колебаний температуры воздуха более 10 — 12 °С.

3.12 шов коробления: Поперечный шарнирный шов в цементобетонном покрытии со штыревыми соединениями и каркасом, обеспечивающий возможность коробления плит, уменьшающий напряжения, развивающиеся от собственного веса плиты вследствие температурных колебаний в течение суток по высоте сечения плиты.

3.13 шов ложный: Деформационный шов ограниченной глубины, устраиваемый в цементобетонном покрытии в местах наиболее вероятного появления трещин путем искусственного ослабления сечения плиты надрезом сверху на глубину не менее 1/4 толщины устраиваемого покрытия, обеспечивает возможность уменьшения длины плиты при понижении температуры, выполняет функцию шва сжатия.

3.14 шов поперечный: Деформационный шов в цементобетонном покрытии, нарезанный перпендикулярно к оси устраиваемого покрытия, обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.

3.15 шов продольный: Деформационный шов, нарезанный в цементобетонном покрытии по оси устраиваемого покрытия, а также параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части, обеспечивающий возможность поперечного деформирования цементобетонных плит, устраиваемый по типу поперечного шва сжатия.

3.16 шов расширения: Поперечный деформационный шов, устраиваемый перпендикулярно к оси цементобетонного покрытия на всю толщину, обеспечивающий продольную устойчивость конструкции при существенном повышении температуры.

3.17 шов сжатия: Поперечный деформационный шов, устраиваемый перпендикулярно к оси цементобетонного покрытия на всю или чаще всего не менее 1/4 толщины цементобетонного покрытия, обеспечивающий деформацию конструкции при понижении температуры.

3.18 шов рабочий: Поперечный деформационный шов, устраиваемый в конце рабочей смены или при вынужденных перерывах укладки цементобетонного покрытия, выполняет функцию поперечного шва сжатия.

3.19 технологическое окно нарезки: Ограниченный промежуток времени необходимый для нарезки пазов деформационных швов, обеспечивающий трещиностойкость свежеуложенного покрытия и отсутствие выкрашивание материала в процессе нарезки.

4.1 Настоящий методический документ определяет технологию и сроки нарезки пазов поперечных и продольных деформационных швов монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

4.2. В настоящем ОДМ рассматриваются технологии и сроки нарезки пазов деформационных швов в затвердевшем бетоне на ранней стадии твердения бетона и при прочности бетона 8 — 10 МПа [1,

Нарезка швов в бетоне


Нарезка швов в бетонных полах. Усадочные швы

Армированная бетонная стяжка считается одним из прочных и надежных типов пола. Но не стоит забывать, что бетон, все же, остается уязвимым, в частности, при динамическом воздействии. Нарезка швов в бетонных полах – завершающий этап в организации напольного покрытия, позволяющий продлить срок эксплуатации бетонной стяжки.

  • Бетонные полы
  • Полимерные полы
Необходимость нарезки швов

Застывшая бетонная смесь – достаточно хрупкий материал, не способный к видоизменению. И в ситуации получения нагрузки, превосходящей показатели его прочности, произойдет деформирование и разрушения стяжки.

Растрескивание бетона происходит в результате формирования внутренних напряжений, явившихся следствием перепадов температур  и деформации в результате усадки. Нарезка деформационных швов в бетонных полах предупреждает появление хаотичного растрескивания.

Разновидности деформационных швов

Всего существует три разновидности деформационных швов:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструкционные.

Изоляционные швы обустраиваются в местах касания стяжки с остальными конструкциями – стенами, фундаментом либо колоннами. Шов прорезается на всю толщу стяжки, устраняя жесткое сцепление с фиксированным объектом, что позволяет полу не зависеть от прочих конструкций здания и не реагировать на произошедшие с ними изменения.

Для создания изоляционного шва по периметру помещения, а также вокруг отдельно стоящих колонн, до начала заливки бетона укладывается изоляционная лента. Его допустимая толщина 10 мм.

В некоторых случаях нарезка швов выполняется в затвердевшем бетоне. Организуются пропилы на всю глубину стяжки и заполняются изоляционными составами.

Усадочные швы помогают  избежать появления хаотичных трещин на поверхности бетонного покрытия, вызванных неравномерным усыханием стяжки. Нарезка швов данной разновидности создает в толще стяжки прямые плоскости слабины. По мере застывания бетона швы будут слегка расходиться, а трещины формироваться строго в заданных областях.

Конструкционные швы организуются в местах соприкосновения стяжек, залитых в разные сроки. Выполняются они на расстоянии 1,5 метра от швов бетонной основы и располагаются в параллельном направлении.

Общая технология нарезки швов в бетонных полах

При создании деформационных швов необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

  • нарезка швов должна выполняться либо после завершения заливки, либо позднее, когда стяжка получит необходимую прочность. При создании швов по влажному составу работы можно начинать через 4 – 12 часов после окончания заливки. Проведение работ может быть отложено на сутки, но не более. При полном высыхании стяжки нарезка швов в бетоне – технология по сухому составу – выполняется как можно раньше, чтобы избежать разрушения краев шва;
  • первый пробный шов нарезается через несколько часов после заливки, когда бетон начинает затвердевать. Если в процессе работы из стяжки выпадают зерна наполнителя, то бетон еще не готов;
  • перед началом работ необходимо выполнить разметку поверхности при помощи веревки либо длинной линейки. В толще свежего бетона швы можно делать при помощи резчика, а в сухой стяжке методом пропила;
  • технология нарезки швов в бетонных полах имеет свои особенности. Так, глубина шва в среднем должна достигать 1/3 – 1⁄4 части от толщины стяжки. Но если нарезка выполняется по свежему покрытию, то показатель может быть уменьшен. Необходимо избегать т-образного пересечения нарезаемых швов, поскольку такое расположение может провоцировать появление непредусмотренных трещин.
Герметизации деформационных швов

Герметизация швов – важный этап работ по обустройству бетонного пола. Это обязательная процедура, поскольку негерметичные пропилы становятся причиной растрескивания бетона и сокращают срок службы напольного покрытия.

Для герметизации могут использоваться следующие типы материалов:

  • уплотнительный жгут из вспененного полистерола. Остается эластичным даже при отрицательных температурах;
  • герметизирующие мастики. Наиболее популярный вариант материала. После затвердевания он остается эластичным, а также препятствует проникновению влаги;
  • гидрошпоники – материал на основе резины, ПВХ либо полиэтилена. Профильные ленты укладываются непосредственно в толще стяжки внутрь шва в период заливки смеси;
  • деформационные профили. Представляют собой стальные направляющие с прослойкой из морозостойкой резины. Монтаж изделий минимизирует воздействие нагрузок на бетонную стяжку, что предотвращает появление трещин.

Нарезка деформационных швов позволяет получить прочное напольное покрытие, устойчивое ко всем типам механических нагрузок.

Также читайте:
наверх

как заказать

Либо свяжитесь с нами по телефону

Либо оформите заявку непосредственно

в нашем офисе

Адрес: 109387 г. Москва ул. Ставропольская 84с1 офис 19

Время работы: пн-пт 9.00-18.00

pol-deshevo.ru

Устройство деформационных швов в бетонных полах

Бетон в стяжке, как и любой цементобетон, по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям. При приложении к бетону нагрузки, превышающей его прочностные характеристики, он не деформируется без разрушения, как, например, в случае с полиуретаном или другим пластичным материалом, а растрескивается как стекло. Также растрескивание происходит под воздействием внутренних напряжений в бе

ОДМ 218.3.015-2011 Методические рекомендации по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *