Сталинский ампир в интерьере: Сталинский ампир в интерьере: примеры дизайна на фото – Сталинский ампир в дизайне интерьера квартир | Фото дизайнов интерьера 2017

Содержание

Сталинский ампир в дизайне интерьера квартир | Фото дизайнов интерьера 2017

Текст: С.К.

Наверное, вы много раз видели такие вот «бабушкины» квартиры, которые обычно находятся в домах 30-50-х годов XX века. В них всегда уютно, комфортно и чувствуется дух времени. Даже сами часы в таких квартирах проходят медленнее, в них все спокойно и уравновешенно. Секрет обаяния подобных интерьеров из прошлого связан с тем, что всем им присущи черты сталинского стиля. Что делает это стилевое направление таким привлекательным? Почему, даже много лет спустя, сталинский ампир не теряет своей актуальности? Чем может быть полезен этот стиль при создании интерьера квартиры?

Основные черты сталинского стиля

Дизайн ампирной кухни

На фото: Дизайн кухни в стиле сталинский ампир

Сталинский стиль изначально присущ квартирам в домах, построенных во времена Сталина. Такому типу жилья свойственны определенные месторасположение и планировки. Классическая квартира 30-50-х годов имеет 4-5 отдельных комнат, маленькую кухню, высокие потолки (3-4 метра), окна на одну или две стороны, холл и большую гостиную. Как правило, жилье в сталинских домах обладает высокими окнами и даже эркерами. Квартира такого типа, конечно же, располагается в центре города и имеет соответствующие панорамы из окон. Что касается дизайна апартаментов в сталинском стиле, то в них обязательно присутствуют лепнина, широкие потолочные карнизы, розетки под люстры, полы с раскладкой «елочка». Полы, кстати, укладываются не единые на всю квартиру, а отдельные в каждой комнате. При этом, разделяются они все теми же, положенными как бордюр, досками для «елочки».

В квартирах в сталинском стиле, как правило, присутствуют:

  • хрустальные люстры и бра;
  • высокие белые межкомнатные двери с резными наличниками в классическом стиле, с полным или частичным остеклением;
  • раскладки стекла квадратом или ромбом;
  • на контрасте со светлыми дверьми и стенами — темная, отдельно стоящая мебель под темный орех или дуб, горки, серванты, книжные шкафы и буфеты с резными «коронами» и стеклянными дверцами, высокие напольные часы, большой круглый обеденный стол, кресла, диваны и стулья, туалетные и журнальные столики на резных «лапах»;
  • белые скатерти, красивая посуда, хрустальные вазы, кувшины и салатницы, столовое серебро, шторы на подхватах;
  • «профессорский» кабинет-библиотека с кожаным диваном и лампой с зеленым абажуром;
  • большое количество книг и картин;
  • красные ковры.

Второй вариант дизайна бежевой гостиной

На фото: Интерьер гостиной в стиле сталинский ампир

Сталинская квартира всегда уютна, в ней много текстиля и декора. Часто встречающиеся фарфоровые статуэтки, подсвечники, вазы, черно-белые фотографии, картины и даже красиво расставленная посуда в буфете — все это черты, присущие, именно, сталинскому стилю. Атрибуты этого стилевого направления — это все, что на данный момент является антиквариатом. Здесь есть что-то от классики, что-то от ампира и барокко, такой интерьер легко дополнить. Интерьер в сталинском стиле никогда не выйдет из моды, не потеряет своей актуальности потому, что читающиеся во всех его деталях комфорт, уют и преемственность всегда привлекают внимание. Сталинская квартира служит настоящим домом для ее обитателей, в нее приятно возвращаться каждый вечер.

Как обустроить свою квартиру, используя сталинский стиль или его элементы?

На фото: Интерьер спальни с элементами сталинского ампира

Сталинский стиль может быть использован не только в тех квартирах, которые находятся в домах, построенных во времена правления Сталина. Не обязательно полностью копировать обстановку квартир бабушек, пытаясь создать абсолютно идентичный интерьер. Однако частичное использование сталинского стиля придаст интерьеру атмосферности, глубины, качества и уюта.

Элементы сталинского ампира хороши в качестве базы. Вы можете совмещать в своей квартире самые различные стилевые направления. При этом, именно спокойный светлый фон, характерный для сталинского стиля, и все та же лепнина, паркет «елочкой», люстры из хрусталя и высокие остекленные белые двери станут хорошей основой для экспериментов по смешению элементов различных стилей.

Антикварная мебель

Старинная мебель и граммофон

На фото: В интерьерах в сталинском стиле достаточно часто используется антикварная мебель

Антикварная мебель отлично смотрится в любом интерьере. А мебель сталинской эпохи почти универсальна. Старинный буфет из темного дерева хорошо дополнит дизайн светлой кухни-гостиной, выполненной даже в современном стиле. Книжный шкаф времен Сталина добавит изюминку кабинету. Интерьер, в котором присутствует антикварная мебель, смотрится интересным и запоминающимся. Антиквариат делает пространство более индивидуальным. Но будьте осторожны, наполняя интерьер антикварной мебелью. Ведь, перестаравшись со старинными предметами, вы можете просто захламить пространство. Такое может случиться, если вы используете слишком много мелких элементов меблировки. Приобретя новый антикварный столик, замените им современную полочку у кровати. Мебель может «переезжать» по квартире, менять свое назначение. Не бойтесь переставлять мебель, так вы с легкостью сможете изменить интерьер. Расстановку крупных антикварных предметов, таких, как сервант, буфет или книжный шкаф, планируйте заранее. В советский период «профессорские» квартиры обставляли дореволюционными мебельными гарнитурами, которые плавно перешли в стилистику того времени.

Кабинет и библиотека

На иллюстрации: Дизайн кабинета в стиле сталинский ампир

Уже сам факт наличия в квартире кабинета или библиотеки отсылает нас к сталинскому времени. Сходство с эпохой Сталина еще более очевидно в меблированных антикварной мебелью комнатах для работы. Кабинет или библиотека могут находиться в отдельной комнате. Впрочем, если площадь квартиры не позволяет выделить изолированное помещение для работы, то это не проблема. Небольшой кабинет или библиотеку можно расположить в кухне-гостиной или спальне. Главное в этом вопросе — правильно поделить пространство на зоны. Для создания в квартире кабинета или библиотеки вам потребуются большое количество книг и массивный стол с резными ножками из темного дерева. Кабинетная или библиотечная зоны облагораживают любой интерьер.

Спальни и детские

Дизайн спальни с элементами сталинского ампира

На фото: Дизайн интерьера спальни с элементами сталинского ампира

В сталинские времена стены в спальнях обычно декорировали обоями, которые далеко не всегда были светлыми. Чаще всего предпочтения отдавались обоям коричневого, бордового или кофейного цветов. Рисунок мог содержать полоску или другой не очень яркий орнамент. Если вы хотите сохранить у себя дома стилистику 30-50-х годов, используйте именно такие обои. Мебельный набор в спальнях обычно был стандартным и включал: кровать, пару прикроватных тумб с лампами для чтения, трельяж, игравший роль туалетного стола, платяной шкаф (именно шкаф, а не гардеробная), комод. Книжные шкафы в выполненных в стилистике сталинский ампир комнатах для сна обычно не использовались. Книги могли храниться в гостиной, кабинете, библиотеке, детской, но не в спальне.

В квартирах сталинского периода часто можно было встретить кладовки, встроенные шкафы, предбанники, проходные комнаты, даже личные входы в ванную из спальни, но не гардеробные. Мебель обычно была из одного гарнитура. А вот убранству детских такого пристального внимания, как декору спален, не придавалось. Мебель в детских в сталинские времена была современного, отечественного производства. Сами комнаты для детей были маленькими, и, при этом, не очень хорошо обставленными. Небольшой рабочий столик, узкие кровати, маленькие шкафы — вот типичный комплект для детской того времени. За последние годы отношение к детским изменилось в лучшую сторону. Поэтому в квартирах в стиле сталинский ампир комнаты для детей сейчас стараются обставить с не меньшей заботой, чем спальни.

Декор

 

Элементы декора кабинета стол, торшер, люстра, розетка

На рисунке: Гипсовая розетка и старинная роскошная люстра являются неизменными элементами декора квартир в сталинском стиле

В интерьерах в стиле сталинский ампир используются такие декоративные элементы, как: знаменитый сталинский фарфор, часы, гипсовые и медные статуэтки, подсвечники, картины с классическими советскими сюжетами, текстиль (скатерти и салфетки), светильники, тумбочки или сундуки, столовое серебро и посуда, вазы. Декор в сталинском стиле хорошо сочетается с классическим, современными и эклектичными интерьерами.

 

дома, квартиры и мебель в стиле сталинский ампир

Стиль сталинский ампир был одним из ведущих направлений в архитектуре и искусстве в СССР первой половины 19 века. Примечательной особенностью этого популярного направления было то, что оно соединило в себе черты нескольких течений и стилей одновременно.

Этот стиль представляет собой сочетание элементов барокко, ампира Наполеоновской эпохи, позднего классицизма и арт-деко. Исходя из этого, архитектурный стиль сталинский ампир можно охарактеризовать, как помпезный, роскошный, величественный и монументальный.

Высотные дома в стиле сталинский ампир

Символом этой эпохи являются высотные дома в стиле сталинского ампира в Москве и других российских городах. Они отличались своей монументальностью и основательностью, что свидетельствовало о единстве и крепости народа.

С помощью этого направления в архитектуре старались отразить победы и достижения государства того времени.

Для домов, возведенных в эту эпоху, характерными являются следующие особенности:

  • лепнина в виде лавровых венков;
  • использование мрамора и бронзы;
  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи;
  • головы и лапы львов;
  • символы советской власти;
  • ансамблевая застройка улиц и площадей;
  • инкрустация дат важных событий.

В процессе сооружения зданий государственного значения часто применялся прием архитектурного ордера с идеологически правильными скульптурами. Это могли быть крестьяне, рабочие, спортсмены, другие представители советского народа.

По словам многих современных архитекторов, для архитектуры в стиле сталинского ампира характерной является так называемая гигантомания. Действительно, если обратить пристальное внимание на формы и размеры сооружений, видно, что все они достаточно массивные. Самым ярким примером больших архитектурных памятников, принадлежащих к эпохе сталинского ампира, являются высотки в Москве, известные в народе под названием «семь сестер».

В то время согласно правилам этого величественного архитектурного направления были построены станции метро. Даже там заметны отличительные черты стиля – высокие потолки, простор и многочисленные украшения в виде лепнины, обычно с советской символикой. Среди символов СССР использовались серп и молот, звезда и герб, именно эти элементы присутствовали практически на всех зданиях того времени.

Кроме сталинских высоток в Москве в стиле ампир были возведены и другие сооружения – здание МГУ, дом на Кудринской площади, здание министерства транспорта и гостиница «Ленинградская». Сталинский ампир также оказал огромное влияние на архитектуру социалистических стран. Известно, что здание варшавского Дворца науки и культуры было возведено согласно принципам этого направления.

Дизайн квартир в стиле сталинский ампир

В начале XIX века были выдержаны практически все квартиры в стиле сталинского ампира, иметь в своем доме такой интерьер желали все без исключения. Это были действительно хорошие квартиры с удачными планировками и просторными комнатами. В квартирах, расположенных в сталинских высотках, было по 4–5 больших комнат. Такие квартиры имели высокие окна, оформленные в виде эркера.

Интерьер в стиле сталинского ампира при отделке помещений отличался использованием таких декоративных элементов, как:

  • лепнина на потолке;
  • выкладка паркета в виде елочки;
  • наличие розеток для люстр.

В квартирах, оформленных согласно этому направлению, для отделки полов в каждой комнате мог использоваться свой вид паркета. На полы укладывались ковры, предпочтение отдавалось изделиям красного цвета, ведь они подчеркивали богатство и роскошь интерьера.

Межкомнатные двери в сталинских высотках были белого цвета, обязательно с остеклением. Нередко остекление было выполнено в виде мозаики.

Дизайн в стиле сталинского ампира предполагал использование дорогих хрустальных люстр и бра.

Мебель в стиле сталинский ампир: столы, стулья, книжные шкафы

Мебель, как правило, была из темных пород дерева – ореха или дуба. Роскошно смотрелись предметы мебели из красного дерева. Стол в стиле сталинского ампира часто был лакированным, обычно он украшался хрустальными вазами, которые одновременно выполняли и декоративную, и практичную функции.

В комнатах устанавливались высокие книжные шкафы, как правило, со стеклянными дверцами. Напольные часы из темного дерева – еще одна деталь, характерная для сталинского ампира. Журнальный столик мог быть в каждой комнате, но не из металла или стекла, как в наше время, а из дерева, при этом ножки его часто щедро были декорированы резьбой. Стены преимущественно оформлялись в светлых пастельных цветах.

В столовой устанавливался круглый стол, а вокруг него – массивные стулья.

Чтобы придать интерьеру атмосферы уюта, использовались белые скатерти, массивные шторы, статуэтки, подсвечники, хрустальные вазы. Серванты украшались качественной посудой, часто из светлого фарфора. Придать помещению ампирного стиля можно и с помощью столового серебра.

Дизайн трехкомнатных квартир

На фото:

Дизайн трехкомнатных квартир в домах сталинских серий часто обыгрывает унылые длинные коридоры. В проекте «Уроки истории» дизайнер подошла к планировке пространства иначе: комнаты выстроены анфиладой, что позволяет обойтись без коридора.

Сведения о квартире: трехкомнатная квартира-сталинка 72 кв.м. в доме на Котельнической набережной, Москва

Пожелания клиентов: привести внутренне убранство в соответствие с архитектурой дома, открыть вид из окон, убрать длинный коридор.

Эта квартира находится в самом раннем крыле здания на Котельнической набережной, построенном в 30-х годах. Внутри обнаружился длинный узкий коридор и развалившаяся лепнина. Дизайнер Ольга Кондратова взялась за дело радикально — не подлежащую восстановлению лепнину заменила на современные молдинги, а вместо коридорной системы спроектировала анфиладу, больше соответствующую сталинскому ампиру. Тут же открылся вид на набережную, любоваться им можно из двух окон большой комнаты, выполняющей функции кухни, столовой, кабинета и гостиной. Из нее же высокие двустворчатые двери ведут в спальни — детские и родительскую. Такая планировка позволяет обойтись без узких неудобных коридоров. Отделка в духе сталинского ампира восстанавливает исторический дух места, строгие современные решения смотрятся здесь вполне органично.

Две комнаты были объединены в одно большое центральное помещение площадью 35 кв.м. Именно поэтому в нем оказалось два окна и балка, разделяющая потолок. В получившейся просторной комнате дизайнер организует кухню, столовую, гостиную, кабинет и библиотеку. Разделенный потолок обыгрывается просто и изящно: вешаются две люстры – каждая по центру своего «квадрата». Сталинский ампир, как наследник высокого стиля тяготеет к классической симметрии. В отделке дизайнер стремится поддерживать этот ритм, но без фанатизма. Два окна, две люстры, по две двери с каждой стороны комнаты с выступами «а ля колонны», и широким простенком между ними.

В глубокой нише разместилась небольшая кухня. Деликатные классические фасады, «комнатные» лампы и картины, расставленные на полках, делают ее в хорошем смысле незаметной, встроенной в общий интерьер. Большое зеркало напротив окна умножает свет и пространство в столовой. Широкий подоконник вдоль всей стены объединяет два окна в единую композицию и служит полкой для декора.

Чтобы придать интерьеру торжественный вид, дверные проемы пришлось увеличить в высоту на полметра (до 2,6 м.) Двустворчатые двери с остеклением – аутентичная историческая деталь. Благодаря воздушной конструкции они делают интерьер легким и светлым. Большой круглый стол, вокруг которого рассаживается вся семья – тоже дань традиции. За темной драпировкой – встроенный шкаф. Поскольку не удалось найти дверцы нужного дизайна, дизайнер использовала занавеску. Временное решение оказалось довольно удачным. Теперь достаточно поменять текстиль в помещении, чтобы обновить весь интерьер.

Родительская спальня, смежная с комнатой малыша – тоже интересна своей планировкой. Большую комнату разделили вдоль раздвижной стеклянной перегородкой. В «светлой» части, с окном, поставили кроватку, пеленальный столик и кресло для кормлений и игр. В «темной» части расположилась родительскаю кровать. В каждую комнату есть отдельный вход из гостиной, а внутренняя занавеска обеспечивает приватность родительской спальни, когда это необходимо.

Изголовье кровати отделано молдингом с имитацией лепнины, и напоминает картину в раме. Вместо традиционных прикроватных тумб в маленьком пространстве использованы лаконичные современные полки. Как и в остальной квартире, стены здесь украшают картины – они делают интерьер изысканным. В «детской» спальне повесили большое зеркало, отражающее большое окно и визуально увеличивающее пространство.

В спальне старшей дочери ключевое место занимает большая кровать. Платяные шкафы устроены в нишах по бокам, все с теми же портьерами вместо дверец. Филенчатые торцы шкафов напоминают колонны, характерные для сталинского ампира. Они и придают комнате торжественности. Большое зеркало без рамы играет роль «расширителя» пространства. Дизайнер преднамеренно избегает украшений, чтобы зеркало максимально сливалось со стеной, не привлекая внимания к своим фокусам. Впрочем, в девичьей спальне это еще и практичный аксессуар.

Широкий подоконник стал письменным столом. Это решение – идеальное для маленького пространства: экономит место и обустраивает рабочее место в самой комфортной зоне – у окна. Комод IKEA в очередной раз демонстрирует, что пафосный интерьер не обязательно предполагает большие траты. Особое внимание уделено дизайну занавесок. Простые, но изящные натуральные ткани, драпировки, а из украшений – только кисти на подхватах. Такой дизайн — и историческая цитата, поддерживающая дух интерьера и очень практичное решение для оконного проема. Местами в интерьере обнажена первозданная кирпичная стена, покрашенная в белый цвет. Такой декор акцентирует внимание на возрасте дома, и при этом выглядит вполне современно, в стиле «лофт».

В ванную комнату ведет небольшая дверь из коридора. Характерная ретро-деталь — портьера с подхватом, заменяющая дверь между гостиной и коридором. Белые резные панели, плитка «с мушкой» и светильник-шар – тоже узнаваемые элементы дизайна начала прошлого века.

Простая белая квадратная плитка, безо всяких украшений – только такая имеет право появиться в интерьере с отсылкой к советским временам. Впрочем, в сочетании с молдингами, филенчатой мебелью, подсвечником и зеркалом в золоченом багете она смотрится элегантно. Большая декоративность была бы избыточна. Уют интерьеру придают детали, нехарактерные для ванной: вазы и книги, шкатулки и картины, тканевая занавеска, в которой нет нужды – ведь ванная отгорожена практичной стеклянной перегородкой.

Под столом вместо дверец шкафа – вновь занавеска. В такой трактовке она выглядит весьма аутентично выбранной эпохе. Объемные мягкие драпировки вместо холодных прямоугольных фасадов делают ванную комнату уютнее и теплее. Прием, который стоит взять на вооружение всем, кто делает дизайн 3-х комнатных квартир в домах сталинского проекта.

Прихожая получается компактной – от нее «откусили» существенный кусок в пользу гостиной и ванной комнаты. Но и скромное пространство можно обставить с роскошью. Здесь помещается небольшой диван, столик с лампой, встроенный шкаф, полка для ключей и мелочей, уютный этнический коврик, картины, вазы и статуэтки. Расширить пространство помогают белый цвет, объемные филенчатые фасады шкафа и зеркала.

Проект — участник конкурса «Лучший интерьер: загородный дом, квартира» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=26&rbid=4542

Стиль ретро в интерьере квартиры

Cтиль ретро в интерьере домов и квартир, атмосферных кафе и элитных ресторанов таит в себе особое очарование былых времён. Ностальгические воспоминания о детстве и юности, ассоциативная перекличка с личными переживаниями – фундамент особой привлекательности стиля, обращённого к прошлому. Подобно машине времени стиль ретро способен вернуть атмосферу, в которой жили предыдущие 1-2 поколения.

Одно из наиболее интересных ретро-направлений недалёкого прошлого – сталинский ампир.

Интерьер в стиле сталинский ампир

В эпоху Сталина интерьерный дизайн приобрёл особые черты монументализма, величественности, роскоши, помпезности. Барокко, ампир наполеоновского периода, поздний классицизм, ар-деко и даже неоготика – элементы этих стилей слились в новое направление, получившее неформальное название сталинский ампир.

Это явление неоднозначное, громко заявившее о себе в 40-х годах и официально прекратившее своё существование в 1955 году – 4 ноября ЦК КПСС постановил устранить излишества в проектировании и строительстве. С этого момента сталинский ампир сменяется минимализмом, призванным удешевить производство всех элементов декора и сделать их доступными для общества.

Однако остаётся по-прежнему популярной обстановка классических «бабушкиных» квартир сталинского периода. В них сохранятся атмосфера спокойствия и уравновешенности, размеренного течения времени. Для воссоздания стиля 40-50-х годов в интерьере комнаты придерживаются основных принципов:

  • наличие высоких потолков, окон, эркеров;
  • украшение потолка лепниной, поточными карнизами, розетками под люстры;
  • на полу – паркет «ёлочкой»;
  • применение принципа анфилады за счёт осевой композиции и симметрии;
  • изготовление плинтусов и резных наличников из массива дуба;
  • белые межкомнатные двери частично или полностью остеклены;
  • люстры и бра – хрустальные;
  • множество картин и книг.

В оформлении применяется контрастная цветовая гамма: на светлом фоне стен и дверей – тёмная мебель. Она выглядит торжественно и величественно благодаря строгости, массивности и солидным габаритам. Это достигается за счёт использования дорогой натуральной древесины (красное дерево, орех). Применяется цельный массив, который украшается резьбой, изящными деталями, элементами с позолотой.

В современном оформлении пафосность стиля стараются приглушить, усиливая ощущение домашнего уюта. Смягчить торжественное звучание помогает стилизованная мебель, основное предназначение которой не официальные приёмы, а использование для жизни.

В современной гостиной эффектно смотрятся журнальные и обеденные дизайнерские столы:

  • Ren – обеденная модель с ножками из ореха или ясеня и круглой столешницей;
  • Anesio – с деревянной резной ногой из массива дуба;
  • Dallen – с изящной резьбой подстолья;
  • Paton – с точёными ножками;

Классический интерьер дома подчеркивает стол Rino – эксклюзивная ручная работа с креативными резными ножками-«лапами» из массива дуба.

Интерьер ресторана

Сталинский ретро стиль наиболее эффектно смотрится в оформлении элитных ресторанов. Яркий пример – банкетный зал на Центральном Московском ипподроме. В дизайне интерьера торжественное великолепие и роскошь проявляются во всём:

  • в декоре резной мебели, украшенной пятиконечными звёздами, лавровыми венками и колосьями;
  • в освещении помещения парадными бронзовыми люстрами с подвесками из сияющего хрусталя;
  • в использовании натуральных материалов – мрамора, массива дерева, керамики, хрусталя, бронзы.

Дополняют антураж обстановки элементы декора:

  • имитация фарфора сталинской эпохи и столовое серебро;
  • статуэтки из гипса и меди;
  • тяжёлые массивные подсвечники на столах;
  • картины с сюжетами советской эпохи на стенах.

Особую атмосферу уюта, благородного спокойствия и размеренности создаёт текстиль, поэтому ему уделяется большое внимание. Скатерти и салфетки – из дорогих тканей высокого качества. Обивка мебели – натуральная кожа.

Окна декорируют шторами, расположенными симметрично и имеющими чёткую правильную форму. Ламбрекены украшены драпировкой и бахромой. Гардины – из шёлка, бархата, парчи, льна.

В элитных кафе обстановку роскоши и великолепия создают при помощи эргономичных барных и полубарных стульев. Среди них:

  • стильная модель Filon с обивкой сиденья экокожей и изящной резьбой на точёных ножках;
  • Skipton из массива дерева, с лаконичным дизайном, льняной обивкой серого, бежевого, зелёного или синего цвета;
  • Fabio slategrey серого цвета с низкой спинкой.

Полное или частичное использование стиля ретро и его разновидности – сталинского ампира – придаёт обстановке атмосферность, уют, ощущение стабильности. Выбрать соответствующую мебель можно в каталоге интернет-магазина. Ассортимент, условия оплаты и покупки позволяют купить кресла в Москве с доставкой в любой регион России.                         

 

Вернуться к списку публикаций

Сталинский ампир в архитектуре и интерьере :: SYL.ru

Что такое сталинский ампир? Что такое ампир вообще? Это архитектурный стиль, относящийся к позднему классицизму. Родился он во Франции в период правления Наполеона I, который желал увековечить величие созданной им империи во всех отраслях. Имперский стиль, помпезный и величественный, насаждаемый сверху, проник не только в архитектуру, но и в прикладное искусство.

сталинский ампир

Конкретные рамки

Сталинский ампир, или советский монументальный классицизм, – это лидирующее направление в архитектуре и других направлениях искусства на территории советской России в конкретный отрезок времени. Началом его утверждения считают лето 1932 года, когда была закончена работа над проектом Дворца Советов, закатом — приговор, вынесенный в 1955 году выходом постановления, предусматривающего устранение излишеств в строительстве. После смерти Сталина все, сделанное им, предавалось хуле, как всегда, с перегибами на местах.

Один из памятников Победы

сталинский ампир в архитектуреСкорбный труд продолжается и сейчас. Как, глядя на прекрасную панораму МГУ, можно сказать, что это памятник культу личности? А почему не грандиозной победе над фашизмом? Почему не памятником тому, что на сегодня наша великая держава является суверенным государством более 500 лет? И сравниться с ней во всем мире может только Англия. Все великие империи испокон веков отличались помпезностью стилей в архитектуре, увековечивая себя таким образом. А что плохого в больших размерах, если «сталинки» до сих пор востребованы?

Что предшествовало сталинскому ампиру?

Что конкретно представляет собой сталинский ампир? Можно прочитать, что это неформальное обозначение стиля, главенствующего в период правления «вождя народов», представляет собой конгломерат существующих ранее направлений. В России ему предшествовал архитектурный авангард, или конструктивизм, отличавшийся простотой, потому что главным тогда являлось восстановление страны после революции и гражданской войны.

Затем наступает время, когда победившая власть наряду с улучшением условий жизни советских граждан хотела продемонстрировать и подчеркнуть рост индустриальной мощи страны и благосостояния ее жителей.

Единственное в своем роде направление

сталинский ампир фото Классическими примерами переходного периода является Дом на набережной (Москва) и Фрунзенский универмаг (Санкт-Петербург). До сих пор не стихают споры о том, что же такое сталинский ампир. Высказываются самые противоположные мнения. От предположения, что это стиль, соединивший в себе несколько направлений, до утверждения, что не было никакого ампира, конструктивизма, монументализма и тем более арт-деко, а была только сталинская эклектика, не похожая ни на что и развивающаяся по своим собственным законам. Эти споры — прерогатива ученых, а что дало это направление населению страны?

Благородные цели

Перед созданным в 1934 году Союзом архитекторов и Академией архитектуры не ставились задачи по возведению огромного количества монументов героям революции, кроме так и не построенного Дворца Советов, который должен был стать постаментом гигантской скульптуры Ленина. Архитекторами и оформителями вменялось в задачу строительство в первую очередь индустриальных центров и жилья, санаториев и дворцов культуры, пионерских лагерей и спортивных комплексов. И ведь все это было построено. После войны главной целью стало восстановление народного хозяйства, а чуть позднее появляются мысли о предании Москве нового облика.

Требования послевоенного времени

 стиль сталинский ампирРеконструкция была задумана к 800-летию Москвы. И архитекторам предоставили возможность проявить себя в застройке Москвы. Поэтому на ее улицах стали появляться здания — произведения искусства. Например, красавец дом на Моховой, построенный по проекту талантливого архитектора Ивана Желтковского. Под его же руководством было возведено здание на Большой Калужской. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии. Ярким примером сталинской архитектуры может служить уникальное здание Театра Советской Армии архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. У кого повернется язык охаять станцию метро «Маяковская»? Начинается массовая застройка Тверской улицы, Ленинского и Кутузовского проспектов. Они объединены одним стилем.

Шедевры сталинской архитектуры

Но среди общей застройки попадаются жемчужины, такие как дом № 46 на Чкаловской улице (сейчас Земляной Вал). Он настолько хорош, что автора сначала наградили Сталинской премией в 1949 году, а в 1955-м забрали ее назад, мотивируя это архитектурными излишествами, ведшими к неразумной трате государственных средств. Мало запретить стиль в приказном порядке, так и премию назад забрать надо было. Правда, оттепель еще не началась.

Стиль сталинский ампир представляет и приводящая в восторг панорама закругленных зданий на Ленинском проспекте, «обнимающих» площадь Гагарина. Архитекторы — А. Аркин, И. Фомин и Е. Левинсон. В некоторых из построенных тогда зданий специалисты улавливают даже влияние эпохи Возрождения. Оно просматривается в декоре дома № 24, находящегося на Фрунзенской набережной (автор проекта Борис Мезенцев).

В вытянутых арочных нишах жилых домов все на том же Ленинском проспекте тоже видна венецианская школа, оказавшая влияние на архитекторов Д. Бурдина и Я. Белопольского.

Москва подросла

Символом же этого стиля стали 8 сталинских высоток, семь из которых (сейчас только 6) должны были окружать восьмую — Дворец Советов. Конечно же, сталинский ампир в архитектуре представлен не только ими, вся Москва подросла на несколько этажей. До сталинской реконструкции города долгое время самым высоким зданием считалась десятиэтажка на площади имени Пушкина. В вину новой застройке ставят то, что силуэт Москвы, создаваемый веками, в котором колокольни церквей и купола соборов были главными вертикальными акцентами при 2-, максимум 3-этажной застройке, был безвозвратно утерян. Но не только 6-8-этажные жилые дома представляют сталинский ампир в архитектуре.

Звезды сталинского стиля

Его символом являются 7 упомянутых выше высоток. Все они, в том числе и непостроенный Дворец Советов, были заложены в один день — 7 сентября 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. 8 небоскребов символизировали 800-летие Москвы. По проекту у каждой высотки была своя пара, может быть, поэтому их прозвали «сталинскими сестрами». И без них Москва не Москва. Планируемые высотки тогда являлись символом победы и будущей счастливой жизни советских людей, сейчас это украшение города, яркие его достопримечательности. Ими на километры вокруг представлен сталинский ампир (фото главного корпуса здания МГУ прилагается). Уникальные строения, возведенные по последнему тогда слову техники, радуют глаз сейчас и будут восхищать людей еще долгое время.

здания сталинского ампира

«Семь сестер»

О каждом из этих объектов можно написать книгу. Показательные здания сталинского ампира можно перечислить в следующем порядке. Самое высокое – главный корпус МГУ на Воробьевых горах (в центральном — 36 этажей). Второе место по этому показателю занимает гостиница «Украина» (34 этажа). За ними идет здание МИД (27), жилой дом на Котельничной набережной (26), жилой дом на Кудринской площади (24), административно-жилое здание возле «Красных ворот» (24). Самым маленьким из существующих является гостиница «Ленинградская» — всего 17 этажей. Последним в списке «сталинских сестер» идет незаконченное из-за смерти вождя административное здание в Зарядье. В 1967-1969 гг. на цоколе была выстроена гостиница «Россия», которую снесли в нашем веке. Главное здание проекта — Дворец Советов высотой 420 метров — не был возведен по ряду причин, хотя котлован на месте взорванного храма Христа Спасителя был вырыт, а фундамент заложен.

здания сталинского ампира

Сталинская эклектика в Северной столице

Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен такими объектом, как Дом Советов архитектора Ноя Троицкого, который начат в 1936 году и находится на Московском проспекте, 212. К этому стилю относятся ансамбль Светлановской площади, состоящий из трёх зданий с эркерами, станция метро «Автово», вокзал в Царском Селе и Дом со шпилем, находящийся на Московском проспекте под № 190.

сталинский ампир в архитектуре санкт петербургаНадо сказать, что прекрасной архитектуры Северной столицы эти объекты совсем не портят. Сталинский ампир в интерьере представлен роскошными объемными люстрами, высокими потолками, паркетом «елочка», высокими, светлыми, чаще всего белыми межкомнатными дверьми с резными наличниками, темной ореховой или дубовой тяжелой, отдельно стоящей мебелью, но вдоль стен. Обязательным было наличие книжных шкафов с большим количеством книг, картин и резного буфета со стеклянными дверцами, наполненного хрусталем и дорогой посудой. Шторы на подхватах, обязательные белые скатерти, красные ковры и вазы с цветами. В домах элиты предусматривался кабинет с кожаным диваном и большим количеством шкафов. Сталинский ампир не теряет своей притягательности и сейчас.

Сталинский ампир в московской квартире

Ольга Кондратова, обустраивая квартиру для своей семьи, создала в ней ощущение дома с историей, в котором несколько поколений бережно хранят семейные традиции, и расположение квартиры в одной из московских высоток сыграло в этом немалую роль.

Прежде семья Ольги Кондратовой жила неподалеку от сталинского дома на Котельнической набережной, который поражал воображение своей монументальностью и красотой.

 

Но, приобретя квартиру в боковом корпусе дома, дизайнер столкнулась с рядом трудностей – в частности, неудобной планировкой, где длинный коридор связывал комнаты с окнами на одну сторону, и ужасным состоянием старой отделки. Впрочем, были и плюсы – отсутствие несущих стен, что позволило Ольге Кондратовой «перекроить» квартиру, получив в итоге функциональное и стильное пространство.

 

Прежде всего дизайнер убрала коридор, выделив место для гостиной и столовой. Такое решение позволило оборудовать еще и три изолированные спальни, хотя и небольшие по площади: для супругов и их дочери и сына. Получившаяся анфилада как нельзя лучше отвечает духу дома в стиле сталинского ампира и, кроме того, открывает потрясающий вид на реку.

 

Гостиной Ольга Кондратова придала парадный характер: этому способствуют светлый паркет, высокие двери, зеркала. Здесь же расположен круглый стол, где вся семья собирается вместе. Широкий подоконник позволил оборудовать дополнительное рабочее место, а также выступил в роли полочки для мелочей. Поскольку кухня, находящаяся в одном пространстве с гостиной, выбивалась из общей стилистики сталинского ампира, дизайнер убрала ее в небольшую нишу.

 

Две симметрично расположенные двери ведут из общественной зоны в спальни. В одной из них – там прежде размещалась кухня – оборудовали комнату для девочки. Небольшая спальня вместила все необходимое для отдыха и учебы – большую кровать, антикварное кресло, рабочее место (роль письменного стола опять же выполняет подоконник), зеркало, которое расширяет пространство.

 

Интересное решение Ольга Кондратова нашла для родительской спальни: перегородка из стекла делит ее на две комнаты, каждая с собственным входом и самостоятельным освещением. Часть комнаты без окна отдана родителям, а часть, примыкающая к балкону, – малышу. Вечером супруги закрывают перегородку плотной шторой, и свет не мешает их маленькому сыну.

 

Любопытно, что дизайнер долго не могла подобрать двери к шкафу, размещенному в спальне супругов, и на время закрыла их портьерами. Однако легкий, живой материал, который к тому же очень легко заменить, создав при желании иную атмосферу, в итоге так понравился хозяевам, что временный вариант стал постоянным.

 

Дизайнер приняла решение сделать санузел совмещенным, что позволило выкроить место для стиральной машины и хранения вещей. Ванну можно закрыть дверцами и использовать ее как душевую кабину.

 

Ольгу Кондратовой удалось выдержать стиль сталинского ампира благодаря использованию антикварной мебели, натуральных фактур, элегантных светильников, получив в результате очень упорядоченный, традиционный, и гармоничный интерьер, продолжающий внешний облик исторического здания.

Исторический интерьер. Дизайн квартиры на Смоленской набережной

Концепция

При покупке квартиры в Москве бизнесмен из Великобритании руководствовался центральным месторасположением объекта и близостью знаковых достопримечательностей. Решающую роль в приобретении квартиры в старом доме на Смоленской набережной сыграл шикарный вид на набережную и три сталинские высотки. Проект реконструкции квартиры потребовал применения не только нестандартных дизайнерских, но и оригинальных архитектурных и конструкторских решений.

Так, в процессе реализации проекта была проведена серьезная работа не только внутри квартиры (укрепление перекрытий, замена коммуникаций, демонтаж газовой трубы), но и частично заменены коммуникации в общедомовом стояке и сделан ремонт в подъезде. Архитектору удалось согласовать выделение дополнительных электрических мощностей для квартиры.

Планировка

Основной идеей проекта было желание раскрыть вид на набережную одновременно из всех окон фасадной стороны дома. Именно поэтому было решено организовать открытое пространство объединенной гостиной, кухни и столовой и присоединить лоджию, установив там деревянное остекление до пола. Две спальни с санузламии и гардеробными изолированы от студийного гостевого пространства коридором.

Декор

Чтобы акцентировать внимание на вид из окон, дизайнер отказалась от текстильного оформления и применила в интерьере прием фасадного оформления окон с помощью лепнины. Это дало возможность привнести внутрь квартиры ощущение той эпохи, когда здание было построено, и создать красивые по архитектуре объемы.

В основу стилистики интерьера положена эстетика сталинского ампира: белые лепные карнизы, кессонные потолки, дубовый паркет «елочкой», мраморные полы, неоклассическая мебель, хрустальные люстры – каждая деталь работает на общую идею. Еще одно оригинальное решение – раскрытие и демонстрации старинных несущих деревянных балок на потолке. Они служат элементом зонирования и придают интерьеру исторический флер.

Комплектация объекта

Строительные и отделочные материалы и изделия

Изделия из дерева, компания «Артель Про»

Лепной декор из гипса, поставщик «Петергоф»

Мрамор, паркет, поставщик «Венеция. Камень-керамика »

Зеркала John Richard, Hampton Lighting

Свет John Richard, Eichholtz

Сантехника Devon & Devon, поставщик «Танит»

Мебель

Гостиная диваны, кресла Caracole, стол журнальный Century Furniture

Кухня обеденный стол Hooker, стулья Schnadig

Кабинет стол письменный John Richard, полукресла, комод Schnadig

Прихожая консоль Century Furniture, стулья Caracole

Спальня кровать, столики приставные Caracole

Вся мебель – поставщик «Американские интерьеры»

Оборудование                     

Система вентиляции и кондиционирования Mitsubishi

Радиаторы Arbonia

Средняя оценка

Ваша оценка

2 голосов

5

Ваша оценка 0.0

предыдущий следующий

Разговор на тему / все Villeroy & Boch Как выбирать идеальную модель ванны?

Снять напряжение, расслабиться, восстановить силы – ванная комната, действительно, является универсальным пространством для велнеса. Будь то планировка нового пространства или ремонт старого, важно правильно ответить на вопрос: достаточно ли в комнате места для ванны? Какая модель подойдет лучше всего? Итак, сегодня поговорим о моделях ванн Villeroy & Boch.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *