Устройство дорожного катка: Устройство и принцип работы строительного катка – Принцип работы дорожного каткаПОЧЕМУХА.РУ ответы на вопросы.

Устройство и принцип работы строительного катка

Строительный каток — это узкоспециализированное средство передвижения, которое в основном используется для устройства дорожных покрытий. У этой машины нет ни колес, ни гусениц, и она передвигается на паре стальных барабанов.

Барабаны всем весом давят на землю, оставляя за собой гладкую ровную поверхность. При укладке дорожного покрытия строительные катки последовательно выполняют три работы. Вначале они трамбуют слой щебенки, то есть раскрошенного камня. Потом уплотняют слой мелкого гравия. И наконец верхний слой, который состоит из смеси асфальта, камней и песка.

Каток новой конструкции, названный вибрационным катком, показан на верхнем рисунке. В старой конструкции катки утюжили дорожные слои одним лишь весом. В новой ловко использованы дополнительные тяжелые гири, укрепленные на осях внутри стальных барабанов. Барабаны вращаются медленно, а оси с гирями под действием гидравлического насоса, установленного на двигателе катка, крутятся быстро — они делают до 4000 оборотов в минуту. Гири закреплены так, что «смотрят» в одну сторону от оси (рисунок ниже). И поэтому при их вращении весь каток начинает вибрировать. Такая вибрация позволяет плотнее утрамбовывать слои камня, гравия и асфальта, чем это делали старые дорожные катки.

Полезная Вибрация катка

Когда дополнительные гири, вращаясь, идут вверх, сила давления катка на грунт уменьшается на величину их веса. Когда гири идут вниз, давление на грунт увеличивается на ту же величину. Быстрое изменение силы давления на грунт приводит к тому, что каток начинает вибрировать.

Вибрационный каток делает прочной поверхность новой дороги.

Совместная вибрация

Дополнительный груз внутри каждого барабана вращается с постоянной скоростью около 4000 оборотов в минуту и заставляет барабаны чуть-чуть подпрыгивать. В это же время каток медленно движется по дороге, уминая ее поверхность с силой 7500 фунтов. Передний барабан делает первую трамбовку. Задний барабан идет по следу переднего и утрамбовывает дальше.

Типы строительных катков

Дорожный каток — это не вибрационный каток. Он пользуется лишь своим огромным весом, чтобы ровнять поверхности.

Колесный каток — особый тип катка, использующего поставленные в ряд колеса с твердыми, беспротекторными ободами.

Учимся управлять катком — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Наступило лето, и вместе с ним – сезон дорожных работ. Вот и мы снова осваиваем спецтехнику. На этот раз мы выбрали самый культовый и приметный ее вид – дорожный каток.

Рабочее место водителя Управлять катком не так просто, 
как может показаться

Рабочее место водителя. Сразу видно, что находишься в кабине спецтехники. Все подчинено основной задаче – работе по укатыванию асфальта.

Управлять катком не так просто, как может показаться. Уже сам размер и вес машины внушительны – более 12 т. По прямой двигаться несложно: выставил скорость –и ползи себе потихоньку. Но когда требуется маневрировать, появляются трудности. Тут надо учиться и привыкать к тому, чтобы правильно чувствовать габариты машины.

Рукоятка включения трансмиссии. 
Три положения: вперед, 
назад и нейтраль Под капотом катка – дизельный 
двигатель с передачей момента 
через гидротрансформатор Под капотом катка – дизельный 
двигатель с передачей момента 
через гидротрансформатор

У катка – полный привод, и при этом обе оси,– передняя и задняя, могут поворачиваться. Рулевое управление, само собой, – с гидроусилителем, иначе оси с места не сдвинешь. Повернул их в разные стороны – можно развернуться на относительно небольшом пятачке, а если в одну, то ехать боком. Правда, просто так каток по улице никогда не ездит: движение и маневры – только в процессе работы!

Педали газа у катка нет. Скорость выставляется вращающейся ручкой на приборной панели. Максималка – 12 км/ч.

Вальцы катка могут быть снабжены 
системой подачи воды и диском для 
формирования кромки асфальта
Педали газа у катка нет. Скорость 
выставляется вращающейся ручкой 
на приборной панели. 
Максималка – 12 км/ч «Колеса» у катка называются «вальцы» «Колеса» у катка называются «вальцы»

«Колеса» у катка называются «вальцы». У нашего катка они снабжены системой подачи воды и диском для формирования кромки асфальта. Также вальцы могут вибрировать, что сделано для лучшей утрамбовки покрытия. Режимы вибрации задаются в кабине на панели управления.

Научиться профессионально управлять катком и получить специальность «машинист катка» можно, окончив курсы в специализированном Учебном комбинате. Срок обучения – 1 месяц, из которого 2 недели теории и 2 недели практики. По окончании выдается «Удостоверение на право управления дорожным катком».

Есть у нас и катки-памятники! Вот каток 30-х гг., что стоит на постаменте в г. Рыбинск (Ярославская область). Живой свидетель и наглядное олицетворение сталинской индустриализации. А вот его потомок, украсивший Мурманской шоссе у поворота на г. Кондопога. Установлен в 2002 г. «на память дорожникам века прошлого от дорожников века нынешнего».

А этот каток установлен в 2002 г. 
«на память дорожникам века прошлого 
от дорожников века нынешнего» Этот каток живой свидетель и наглядное 
олицетворение сталинской индустриализации

Обзор рынка дорожных катков – Основные средства

Укатать хорошо и надолго

На этапе нанесения дорожного покрытия при строительстве, реконструкции или ремонте дороги необходимо, чтобы на выходе было покрытие соответствующей упругости, твердости и прочности. Сегодня эти показатели можно достичь только с помощью надежных дорожных катков. О том, что предлагает сегодня рынок, пойдет речь в этой статье.

Английские катки работают во многих странах

История создания и развития дорожных катков говорит о том, что в IXX столетии именно Великобритания была основным экспортером этого оборудования в мире. Изготовленные на английский заводах катки приобретали дорожники США и Франции, их везли в Индию и страны Скандинавии.

В наше время крупнейшая машиностроительная компания Великобритании J.C. Bamford Excavators Limited, больше известная как JCB, предлагает испытанный и популярный модельный ряд высокопроизводительного уплотнительного оборудования. Катки JCB экспортируются по всему миру, а собраны они на заводах Германии, Англии и Индии. Все катки модельной линии JCB производятся по стандартам мирового уровня.

Дело в том, что в 2005 г. JCB приобрела компанию Vibromax Compaction Equipment GmbH, а в 2006-м появляется торговая марка JCB Vibromax: на рынок вышли гладковальцовые, пневмоколесные и грунтовые катки, а также вибрационно-ручные тандемные.

VMT 380-130

Модельный ряд грунтовых катков JCB серии VM предназначен для обеспечения высокой производительности. Все модели одновальцовых катков JCB Vibromax массой от 4600 до 20 000 кг с гладкими или кулачковыми вальцами снабжены инновационной системой автоматического управления вибрацией и дополнительными опциями. Работоспособность каждого катка проверяется в течение нескольких часов в ходе «горячего» теста. Надежность и производительность данной техники обеспечивается за счет запатентованной JCB технологией – цельного вала возбудителя вибрации. Отдельным достоинством грунтовых катков JCB является удобное техническое обслуживание в сочетании с низкой стоимостью владения. Модельная линия уплотнительной вибротехники JCB состоит из катков, применяемых в дорожном, коммунальном и гражданском строительстве.

Вибрационные тандемные дорожные катки JCB серии

VMT массой от 1680 до 9250 кг обеспечивают надежность, низкие эксплуатационные расходы, безопасность оператора, удобство технического обслуживания, высокий уровень маневренности, производительности, комфорта и наибольшую в классе долговечность. Модельный ряд вибрационной уплотнительной техники JCB включает в себя машины для любых областей применения. Эти машины отлично справляются с уплотнением асфальта, при этом за счет превосходной маневренности и компактного дизайна их используют как при укладке, так и при ремонте покрытий во дворах городских кварталов, на автостоянках и в парковых зонах. Также катки VMT нередко можно увидеть на строительстве крупных трасс и в аэропортах при асфальтировании.

Катки серии VMD представляют собой высокопроизводительную уплотнительную технику с ручным управлением. Машины отличаются компактностью и относятся к двухвальцовому типу. Масса техники этой серии составляет 740 кг, центробежная сила (максимальная) – 21,9  кН. Ширина вальца равна 650 мм. Данные машины способны работать на тесных площадках, что позволяет сократить ручной труд. Машины оснащены гидростатической трансмиссией, за счет этого достигается максимальное увеличение надежности и КПД, а также высокое тяговое усилие, снижается потребность в регулярном техобслуживании.

VMT 260-120

В модельном ряде JCB также присутствуют вибротрамбовки для уплотнения грунта серии VMR: в отличие от полноразмерных катков устройства могут применяться в труднодоступных местах – возле канав, траншей, а также в углах, образованных ограждающими конструкциями и стенами сооружений. Вибротрамбовки используют при выполнении самых разных работ, включая забивание свай, монтаж коммуникаций, подготовку грунта к укладке асфальтовых, бетонных и иных покрытий. Вибротрамбовки для уплотнения грунта, выпускаемые JCB (в том числе ручные), позволяют работать с грунтами и сыпучими материалами практически любой плотности. Устройства превосходят стандартные виброплиты по маневренности, и к тому же управление осуществляется одним оператором. К прочим достоинствам уплотнительной техники JCB следует отнести высокий ресурс, эргономичное управление и безопасность. Надежность оборудования обусловлена применением качественных материалов, а также расположением трущихся деталей в масляной ванне, поэтому необходимость в периодической смазке отсутствует.

Кроме того, в линейке дорожных катков компании JCB есть траншейные катки VM1500. Они предназначены для формирования углублений в грунте (траншей), служащих для последующей укладки инженерных коммуникаций и элементов фундамента. Также оборудование может использоваться для засыпки канав. Наиболее распространены малогабаритные траншейные катки, способные работать в ограниченных условиях. Подобные машины управляются оператором вручную.

Bomag – синоним качества и надежности

Для ремонтных работ в небольших объемах один из ведущих европейских производителей  – компания Bomag (Германия) разработала очень эффективную малую уплотнительную технику. Это ручные одновальцовые виброкатки BW 55 E массой 160 кг и сопровождаемые 2-вальцовые катки BW 65 H массой 760 кг. Благодаря мощной вибрации эти модели отлично справляются с уплотнением асфальтовых покрытий тротуаров, детских и спортивных площадок, дворовых территорий. Для уплотнения асфальтовых покрытий компания предлагает модели легких и тяжелых сочлененных виброкатков, распределенных по нескольким сериям. Также в арсенале компании имеется серия мощных тандемных виброкатков с жесткой рамой. Кроме того, Bomag разработала серию пневматических катков, которую расширила в прошлом году моделью BW 28 RH. Каток оснащен функцией корректировки балластного отсека, что позволяет увеличивать эксплуатационную массу, регулируя ее в диапазоне от 8,6 до 28 т. Используя возможность менять массу, можно более эффективно осуществлять статическое уплотнение. Давление в шинах регулируется в границах от 2 до 8 атм, а встроенный датчик температуры позволяет оператору контролировать температурный режим уплотнения.

В последние годы в компании приоритетным является выпуск катков с автоматическими интеллектуальными системами уплотнения, которые бы могли уплотнять на максимальную глубину асфальтобетонное покрытие за минимальное число проходов. При этом перспективным направлением, по мнению руководства Bomag, является создание систем, которые бы полностью контролировали результаты уплотнения в автоматическом режиме. Сегодня Bomag активно предлагает такие модели, как BW 161 AD-50 AM массой 10 т, BW 203 AD-4 AM массой 13 т, BW191 AD-50 AM массой 13,6 т и BW 206 AD-50 массой 15 т. Эти модели оснащены системой «Асфальт-Менеджер» – системой с плавной автоматической регулировкой направления амплитуды, позволяющей избежать переуплотнения асфальта. При этом система «Асфальт-Менеджер» документирует достигнутую степень уплотнения с выводом результатов работы на печать – имеется собственный принтер.

Bomag

Недавно Bomag начал поставлять на российский рынок новые катки серии ADO, оснащенные другой передовой системой – системой тангенциальной осцилляции TanGO. Это модели BW 161 ADO-50 массой 10 т и BW 202 ADO-50 массой 12 т. Передний валец таких катков имеет традиционную конструкцию, задний же валец оснащен системой осцилляции, которая особенно эффективна на тонких слоях и стыках горячего и холодного асфальта.

Еще одним путем увеличения эффективности уплотнения является увеличение диаметра вальцов. Это позволяет увеличить пятно контакта с уплотняемой поверхностью и воздействовать большей ударной силой при вибрации, при этом избегая образования валка перед вальцом и дальнейшего возникновения «волны», особенно на высокопластичных смесях, например ЩМА. Ярким примером является новая модель Bomag BW 206 AD-50 массой 15 т, где диа­метр вальцов равен 1,4 м.

Большинство асфальтовых катков для российского рынка Bomag уже сегодня комплектует плотномерами «Экономайзер» и датчиками температуры асфальта в стандарте. Эти устройства позволяют минимизировать число проходов, что позволяет сэкономить значительные средства, избежать переуплотнения и повреждения асфальта и техники, гарантированно добиться высокого качества работы.

Volvo CE оставляет шведский след на наших дорогах

Первый свой одновальцовый каток, тогда еще паровой, компания Volvo представила рынку в далеком 1906 г. С приобретением в 2007 г. компанией Volvo CE американского подразделения компании Ingersoll-Rand, имеющей производственные мощности в США, Германии, Индии и Китае, модельный ряд выпускаемых Volvo дорожных катков существенно расширился. Сего­дня тяжелые катки Volvo CE прочно входят в число лучших катков Европы и США, учитывая их экономичность и универсальность. Компании удалось найти решение, как расширить уплотняющие возможности катка с минимальными затратами. Инженеры Volvo взяли за основу использование нескольких факторов и объединили эффект от их использования. Были исследованы низкочастотные и высокочастотные режимы колебаний вальцов, эффект дискретной многоамплитудности вибрации, применена возможность автоматической настройки частоты колебаний для выбранной амплитуды с учетом рабочей скорости катка, частоты циклов нагружения материала и ряда других параметров.

Volvo DD15

Сегодня в России Volvo CE реализует всего несколько моделей 2-вальцовых дорожных катков. Самая компактная мод. DD15 массой 1,5 т. Она оснащена вальцом, создающим при работе вибрацию частотой 66,7 Гц, что значительно выше, чем используется в аналогичных моделях конкурентов. Высокий уровень вибрации тем не менее обеспечивает глубокое уплотнение асфальтового слоя при минимальном количестве проходов.

В более мощной мод. DD25B массой 2,5 т используются вальцы шириной 1 либо 1,2 м. За счет угла сочленения ±30° модель маневренна, может совершать поворот по внутреннему радиусу в 2,8 м. Дизельный 3-цилиндровый двигатель Volvo D1.7A в 18,5 кВт значительно экономичнее, чем предлагаемые на рынке, он обеспечивает скорость хода DD25B от 0 до 10 км/ч. Обработанные вальцы с закругленными кромками имеют идеальную округлую форму и обеспечивают получение ровной поверхности покрытия.

Еще две модели, DD31HF и DD38HF массой до 3,8 т предназначены для дорожного строительства. В моделях установлены усиленные вальцы из углеродистой стали, в конструкции использована система распределения тягового усилия TwinLock™, предотвращающая пробуксовку вальцов на подъеме и способствующая управляемости вальцами при движении на всех скоростях в разных направлениях. В кабине созданы все условия для комфортной и безопасной работы оператора, а удобство технического обслуживания может служить образцом: возле мест ежедневного контроля размещены цветные наклейки с подробным указанием контрольных точек, обозначены интервалы между циклами ТО, указана информация о рекомендуемых смазочных материалах. Причем эти контрольные точки и весь моторный отсек закрыты легко поднимаемым кожухом, открывающим доступ к радиатору, АКБ и фильтрам прямо с земли.

Volvo DD25B

Caterpillar и его катки

Вибрационные и пневматические асфальтовые катки Caterpillar, поставляемые на рынок России, как и вся спецтехника американской компании, надежны и функциональны, и также безупречно уплотняют асфальтовые покрытия. Конструкторы Caterpillar постоянно работают над расширением ассортимента выпускаемой продукции, модернизируют продукты, уже заслужившие авторитет у покупателей,

Одной из последних разработок компании стала серия вибрационных сочлененных катков CB и СС. Специалисты Cat предлагают модели катков массой от 1,485 до 4,1 т. Диаметр вальцов у большинства моделей серии увеличен с 0,56 до 0,72 м, причем в серии имеются и 2-, и 3-вальцовые машины. Универсальности машинам добавляет возможность задавать в настройках 2–3 варианта частоты вибрации валков. Также в машинах серии предусмотрена возможность смещения вальца на 50 мм в сторону, что бывает необходимо при определенных видах работ и повышает производительность при повороте. И еще одним аспектом, подтверждающим универсальность, является наличие в конструкции катков места для балласта. Особое внимание конструкторы Cat уделили системе распыления воды. Тройная система фильтрации практически исключает возможность засорения форсунок и упрощает процесс техобслуживания. Гибкое регулирование режимов распыления позволяет оптимизировать расход таким образом, что при емкости бака в 230–315 л машины обходятся в течение 12 ч без дозаправки.

Cat CB 534D

Возможность выбора частоты вибрации, массы балласта, использования вальцов различной ширины, например 0,9 м в мод. CB14B и 1,4 м в мод. CB 34B XW, открывают новые возможности при эксплуатации катков в различных условиях. В серию также вошли два катка класса Combi. Это мод. СС24B с четырьмя шинами без протектора 9,5/65-15 и мод. СС34B с четырьмя шинами без протектора 10,5/80-16.6. Работа катков Combi позволяет получить плотную и гладкую поверхность асфальтового покрытия. Качество уплотнения обеспечивается сочетанием возможностей как вибрационных, так и пневматических катков.

Традиционно машины Cater­pillar характеризуются комфортными условиями труда оператора, интересными инженерными решениями, облегчающими труд и повышающими производительность. Так, топливного бака в катках хватает на 12–14 ч работы, т. е. в течение смены заправка не нужна. В экономичном режиме работы двигателя, устанавливаемого оператором, экономия топлива достигает 8%, причем в эконом-режиме автоматически снижается и уровень шума. Также предусмотрена комплектация катков двигателями с турбонаддувом. Такая опция очень выручает, когда требуется выполнять работы на значительной высоте. Расход топлива и распределение мощности контролируются электронным блоком управления (ЭБУ). Обслуживание техники Cat не слишком обременительное: производитель рекомендует осуществлять ТО вибрационных валков Cat раз в три года или после отработки 3 тыс. моточасов. При этом смазывать узлы в контрольных точках рекомендуется после 250 моточасов работы.

Cat СС34В класса Combi

ООО «Завод «Дорожных машин» выпускает катки всех видов

Завод «Дорожных машин» производит все основные виды асфальтовых катков, и модельный ряд постоянно совершенствуется. Последние изменения коснулись конструкции вибрационных вальцов. На основании расчетов, произведенных совместно с поставщиками комплектующих Завода «Дорожных машин», специалистами компаний SKF и Timken, был модернизирован виброузел. За счет внедрения в конструкцию специальных вибростойких подшипников значительно увеличился ресурс деталей, работающих с большой нагрузкой, улучшились рабочие характеристики машины в целом. Теперь для уплотнения участка той же площади уже требуется меньшее число проходов. В качестве опции Завод «Дорожных машин» предлагает клиентам три режима работы катка: с отдельно включенным вибратором переднего или заднего вальца или обычный режим с вибрацией обоих вальцов. Улучшились условия труда оператора: появился обдув теплым воздухом переднего и заднего стекол, вибрация за счет установки импортных амортизаторов теперь не воздействует на сиденье оператора.

DM-02-VD Завода «Дорожных машин»

К сожалению, таких российских предприятий, как Завод «Дорожных машин», немного. Программа импортозамещения как-то не коснулась дорожных катков, и компании, осваивающие бюджетные средства, направленные на строительство и реконструкцию дорог, приобретают в основном все-таки импортную технику. Отечественный же производитель не имеет возможности наращивать выпуск продукции, внедрять новые модели, хотя по качеству наши катки порой совсем не уступает европейским аналогам.

DМ-13-VD Завода «Дорожных машин»

Каток (машина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Като́к — машина, предназначенная для послойного уплотнения несвязных и малосвязных грунтов и оснований при постройке насыпей, дамб, дорожных оснований и других земляных сооружений на строительстве автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений.

Устройство

Рабочим органом катка являются колеса и/или валец  — цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество.

Каток имеет ведущий валец, к нему подаётся крутящий момент от двигателя, и ведомый — он, как правило, является направляющим. Привод ведущих вальцов — у большинства катков механический , но на современных машинах гидравлический, это связано с увеличением надежности гидравлики, удобством управления машиной, которое обеспечивает гидротрансмиссия, и компактностью гидропривода, но в основном тем, что практически все современные катки являются вибрационными, с гидроприводом вибратора, и в системе рулевого управления так же используется гидропривод, таким образом при использовании гидропривода и на колесах достигается оптимизация конструкции.

Виды катков

По способу передвижения катки делятся на прицепные и самоходные.

  • Прицепные катки для передвижения используют энергию тягача (человека, лошади, трактора, или другого транспортного средства).
  • Самоходные катки оснащены собственным двигателем, приводящим колеса или вальцы в движение.

По количеству осей катки делятся на одно-, двух- и трехосные.

По количеству вальцов на одно- двух- и трёхвальцовые..

По виду воздействия на уплотняемый материал катки делятся на статические и вибрационные.

  • Статические катки уплотняют материал, сдавливая его собственным весом. Этот тип катков когда-то был наиболее распространен, но в настоящее время стал редким, будучи вытесненным более компактными и легкими вибрационными катками. В то же время необходимость в статических катках сохраняется, поскольку их можно применять для уплотнения там, где вибрация не приемлема, например, для уплотнения на эстакадах и мостах. Также статические катки после себя оставляют более гладкую поверхность, в связи с чем их используют там, где это требование обязательно.
  • Вибрационные катки оснащены специальным устройством — вибратором, который представляет собой вращающийся груз со смещенным относительно оси вращения центром масс, что создает мощную вибрацию. За счет вибрации при существенно меньшей массе, по сравнению со статическим катком, вибрационный каток обладает большим уплотняющим воздействием. Однако вибрационный каток не позволяет создать идеально ровную поверхность, оставляя после себя «волны» на уплотняемом материале, и его динамические нагрузки способны повредить основу уплотняемой поверхности.

По виду вальцов катки бывают: с гладкими вальцами, кулачковыми, решетчатыми, пневмоколесными:

  • Катки с гладкими вальцами представляют собой машины с гладкими широкими металлическими колесами. Обычно применяется для асфальтоукладочных работ, из-за того, что на выходе даёт ровную площадку;
  • Кулачковые катки отличаются тем, что покрыты кулачками — небольшими выступами. При укатке кулачки проникают в грунт, разбивают комья и перемешивают его, улучшая уплотнение. Эффективны для работы с рыхлым грунтом;
  • Решетчатые катки оснащены вальцами с поверхностью из решётки. Используется для трамбовки различных грунтов. При прохождении по неоднородному грунту крупные комки дробятся, что увеличивает уплотняемость;
  • Пневмоколесные катки вместо вальцов оснащены собранными в пакеты колесами с пневматическими шинами. Из-за наличия между пневматическими шинами промежутков, от которых при работе остаются неуплотнённые полоски, шины ставят так, чтобы эти промежутки у передних и у задних колёс не совпадали;
  • Комбинированные катки представляют собой комбинацию вышеперечисленных катков, например, передний валец — гладкий, а задний — пневмоколёсный).

Кроме того, катки делятся по массе от ручных (менее 1 тонны) до тяжёлых (более 16 тонн) и даже сверхтяжелых (массой до 100 тонн и более).

Для грунта глубина трамбовки может, для различных конструкций, колебаться от 20—30 см до 150—160 см.

Современные дорожные катки способны развивать скорость до 14 км/ч, но для большинства максимальная скорость — 2—5 км/ч.

Памятники

  • В Рыбинске на улице Труда у Завода асфальтовых катков «Раскат» установлен первый отечественный моторный каток «МКК», выпущенный в 1931 году.

Литература

  • Васильев А. А. Дорожные машины. Учебник для автомобильно-дорожных техникумов. Москва. Машиностроение. 1987 г. 500 с.
  • Дорожно-строительные машины. Мигляченко В. П., Сергеев П. Г., М.: «Лесная промышленность», 1978. 288 с.
  • Клюсс Г. А., Таненбаум А. С. Катки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В. А. Мейнерт, А. Т. Шмаков, «Дорожно-строительные машины издание третье» Москва. Издательство «Транспорт». 1968 г.
  • А. А. Васильев, И. А. Васильев, Б. Н. Пруссак, М. М. Урусов «Дорожно-строительные машины. Справочник» Москва. Машиностроение.1977 г.
  • В аниме и манге JoJo’s Bizarre Adventure главный антагонист — Дио использует каток, что бы нанести завершающий удар по Джотаро.

См. также

Виды дорожных катков

Катком называется дорожно-строительная техника, предназначенная для уплотнения какой-либо поверхности (асфальта, грунта и др.), главной составляющей которой является валец – тяжелый цилиндр для прикатывания. Катки содержат ведущий и ведомый вальцы, первый из которых сдавливает поверхность, а второй является направляющим.

Существует множество видов дорожных катков в зависимости от принципа действия, рабочего органа, способа передвижения и др. По принципу действия делятся на статические и вибрационные катки. Если первые осуществляют утрамбовку только благодаря своей силе тяжести, то вторые дополнительно к ней еще используют вибрацию.

По количеству вальцов эта дорожная техника также делится на несколько групп: одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые катки. При этом расположение вальцов в этих катках может быть различным. Они могут располагаться на одной оси или следовать последовательно друг за другом. По применяемому рабочему органу дорожные катки делятся на кулачковые, пневмоколесные и гладкие. Кулачковые катки имеют вальцы, содержащие больше сотни кулачков – изделий формы усеченного конуса. Кулачки обеспечивают не только равномерное утрамбовку грунта, но и уплотнение его на глубине, что обеспечивает большую эффективность при дорожных работах.

Гладкие катки соответственно имеют гладкие вальцы. Их применяют обычно для прикатывания асфальта или щебня, а пневмоколесные катки снабжены колесами, создающими перекрывающиеся следы, что позволяет получить особо ровную поверхность.

По способу передвижения делятся на самоходные, прицепные или полуприцепные катки. Самоходный каток обычно снабжен дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией, которые позволяют ему передвигаться без посторонней помощи. Достоинством таких катков является простота обслуживания и удобство эксплуатации.

Прицепной каток состоит из рамы вальца, прицепного устройства, вальца и силовой установки. Такая техника прицепляется к трактору-тягачу. При движении вся его масса передается на уплотняемую поверхность, в отличие от полуприцепного катка, где часть веса уходит на тягач через сцепное устройство. В полуприцепном катке имеется хребтовая балка, опирающаяся на седельное устройство тягача. Выбор дорожной спецтехники зависит от вида работ, которые предстоит выполнять. Катки могут использоваться не только для создания покрытий автодорог, но и при сооружении дамб и плотин, различных насыпей, площадок аэродромов и правильный подбор позволит успешно выполнить намеченную строительную работу.

Добавить комментарий

Виды дорожных катков: характеристики, особенности

В современном мире ручной труд все больше вытесняется автоматизированным, особенно в таких трудозатратных работах, как создание насыпей, дорог, аэродромов, различных бетонированных площадок и других наземных инженерных сооружений. Специализированная техника, в том числе дорожные катки, позволяет выполнять подобные работы быстро и качественно. Ниже рассмотрим виды дорожных катков и разберем их особенности.

Содержание:

  1. Дорожный каток: виды и принцип действия
  2. Рабочие органы дорожных катков

Дорожный каток: виды и принцип действия

Первые дорожные катки использовались еще до массового внедрения машин с двигателями внутреннего сгорания. Примитивными массивными вальцами на конной тяге дороги прокатывали после выравнивания и посыпки каменным материалом.

Современные дорожные катки представляют собой сложные инженерные комплексы, эффективность которых позволяет за короткий срок сформировать строительные площадки под возведение различных объектов.

Дорожные катки классифицируются по нескольким признакам.

  1. По способу передвижения:
    • самоходные — оснащены собственной силовой установкой и способны самостоятельно добраться до объекта и перемещаться по уплотняемой среде;
    • прицепные (а также полуприцепные) — не имеют двигателя, способного перемещать технику; работают в связке с тягачом.
  2. По количеству осей:
    • одноосные — исполняются только в виде полуприцепов;
    • двухосные — могут быть как самоходными, так и прицепными;
    • трехосные — обычно это самоходные единицы с повышенной производительностью.
  3. По количеству рабочих органов (вальцов):
    • одновальцовые — сам рабочий орган расположен во фронтальной части машины, а задняя ось — на шинах или гусеничном ходу;
    • двухвальцовые — классический вариант, когда каток оснащен двумя осями с двумя рабочими органами;
    • многовальцовые — как правило, это пневмоколесные катки для поверхностного уплотнения рыхлых грунтов.

виды дорожных катков

Кулачковый каток

Отдельно можно выделить ещё одну классификацию дорожных катков — по способу воздействия на уплотняемую среду. По этому признаку они делятся на машины:

  • статического действия;
  • вибрационные.

Катки со статическими рабочими органами уплотняют грунт только за счет своей массы. Тяжелые вальцы при перекатывании давят на обрабатываемую среду и уплотняют ее. Этот вид дорожного катка обладает низким КПД и сегодня используется довольно редко. Однако простота устройства и эксплуатации положительно сказывается на надежности и ремонтопригодности машин статического действия.
Рабочие органы вибрационных катков оснащены генератором знакопеременных колебаний. Обычно это эксцентриковый вал с массивным грузом. При вращении этого вала создается вибрационная нагрузка, которая через рабочие органы передается на грунт. Подобное решение позволяет даже при небольшой массе самого катка быстро и эффективно уплотнить обрабатываемую поверхность.

Сегодня вибрационные катки практически полностью вытеснили традиционные статические модели.

Рабочие органы дорожных катков

Современные дорожные катки оснащают нестандартными рабочими органами, которые используют для различных сред. И по видам дорожные катки все чаще привязывают к этой характеристике, так как именно рабочий орган определяет применимость того или иного катка для конкретной задачи.

дорожный каток виды

Катки с гладкими вальцами

Наиболее распространены 5 видов рабочих органов современных дорожных катков:

  • Гладкие вальцы. Традиционные, наиболее универсальные рабочие органы. Рабочая поверхность гладких вальцов, как понятно из названия, не имеет рельефа. Чаще всего они представляют собой массивные металлические цилиндры. Гладкие вальцы могут использоваться практически для всех типов обрабатываемых материалов.
  • Кулачковые катки. На поверхности вальцов в этом случае есть выступы, чаще всего цилиндрической, конической или пирамидальной формы. Такие катки применяются для обработки сыпучих грунтов в тех местах, где не требуется подготовка ровной поверхности, а нужно лишь уплотнить основание. Например, они используются для черновых проходов на строительных площадках перед засыпкой песком или гравием.
  • Решетчатые вальцы. Рабочие органы этого типа выполнены в виде решетки (чаще всего сквозной) для свободного прохода материала через ячейки. Решетчатые катки используются для подготовки основания с твердыми кусковыми включениями. Например, такие машины применяются при возведении объектов на торфяных и глинистых грунтах: решетчатый валец хорошо справляется с дроблением твердых комков почвы, что упрощает последующее чистовое уплотнение.
  • Пневмоколесные катки. Здесь в качестве вальцов используются ряды из пневматических шин (от 3 до 6). Этот вид дорожных катков применяется в местах, где не требуется создание слишком плотного основания, а упор делается на скорость обработки грунта. Например, на объектах с большой площадью под укладку тротуарной плитки.
  • Комбинированные катки. Сочетают в себе несколько типов рабочих органов или имеют возможность их замены. Чаще всего в одной машине комбинируются пневмоколесные и гладкие металлически катки.

Таким образом, выбор вида дорожного катка напрямую зависит от планируемых работ. Компания «СтройСпецТранс» предлагает аренду вибрационного катка высокой производительности. Задать все интересующие вас вопросы вы можете по телефону 8 964 853-20-26.

Дорожный каток Википедия

Като́к — машина, предназначенная для послойного уплотнения несвязных и малосвязных грунтов и оснований при постройке насыпей, дамб, дорожных оснований и других земляных сооружений на строительстве автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений.

Устройство

Рабочим органом катка являются колеса и/или валец  — цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество.

Каток имеет ведущий валец, к нему подаётся крутящий момент от двигателя, и ведомый — он, как правило, является направляющим. Привод ведущих вальцов — у большинства катков механический , но на современных машинах гидравлический, это связано с увеличением надежности гидравлики, удобством управления машиной, которое обеспечивает гидротрансмиссия, и компактностью гидропривода, но в основном тем, что практически все современные катки являются вибрационными, с гидроприводом вибратора, и в системе рулевого управления так же используется гидропривод, таким образом при использовании гидропривода и на колесах достигается оптимизация конструкции.

Виды катков

По способу передвижения катки делятся на прицепные и самоходные.

  • Прицепные катки для передвижения используют энергию тягача (человека, лошади, трактора, или другого транспортного средства).
  • Самоходные катки оснащены собственным двигателем, приводящим колеса или вальцы в движение.

По количеству осей катки делятся на одно-, двух- и трехосные.

По количеству вальцов на одно- двух- и трёхвальцовые..

По виду воздействия на уплотняемый материал катки делятся на статические и вибрационные.

  • Статические катки уплотняют материал, сдавливая его собственным весом. Этот тип катков когда-то был наиболее распространен, но в настоящее время стал редким, будучи вытесненным более компактными и легкими вибрационными катками. В то же время необходимость в статических катках сохраняется, поскольку их можно применять для уплотнения там, где вибрация не приемлема, например, для уплотнения на эстакадах и мостах. Также статические катки после себя оставляют более гладкую поверхность, в связи с чем их используют там, где это требование обязательно.
  • Вибрационные катки оснащены специальным устройством — вибратором, который представляет собой вращающийся груз со смещенным относительно оси вращения центром масс, что создает мощную вибрацию. За счет вибрации при существенно меньшей массе, по сравнению со статическим катком, вибрационный каток обладает большим уплотняющим воздействием. Однако вибрационный каток не позволяет создать идеально ровную поверхность, оставляя после себя «волны» на уплотняемом материале, и его динамические нагрузки способны повредить основу уплотняемой поверхности.

По виду вальцов катки бывают: с гладкими вальцами, кулачковыми, решетчатыми, пневмоколесными:

  • Катки с гладкими вальцами представляют собой машины с гладкими широкими металлическими колесами. Обычно применяется для асфальтоукладочных работ, из-за того, что на выходе даёт ровную площадку;
  • Кулачковые катки отличаются тем, что покрыты кулачками — небольшими выступами. При укатке кулачки проникают в грунт, разбивают комья и перемешивают его, улучшая уплотнение. Эффективны для работы с рыхлым грунтом;
  • Решетчатые катки оснащены вальцами с поверхностью из решётки. Используется для трамбовки различных грунтов. При прохождении по неоднородному грунту крупные комки дробятся, что увеличивает уплотняемость;
  • Пневмоколесные катки вместо вальцов оснащены собранными в пакеты колесами с пневматическими шинами. Из-за наличия между пневматическими шинами промежутков, от которых при работе остаются неуплотнённые полоски, шины ставят так, чтобы эти промежутки у передних и у задних колёс не совпадали;
  • Комбинированные катки представляют собой комбинацию вышеперечисленных катков, например, передний валец — гладкий, а задний — пневмоколёсный).

Кроме того, катки делятся по массе от ручных (менее 1 тонны) до тяжёлых (более 16 тонн) и даже сверхтяжелых (массой до 100 тонн и более).

Для грунта глубина трамбовки может, для различных конструкций, колебаться от 20—30 см до 150—160 см.

Современные дорожные катки способны развивать скорость до 14 км/ч, но для большинства максимальная скорость — 2—5 км/ч.

Памятники

  • В Рыбинске на улице Труда у Завода асфальтовых катков «Раскат» установлен первый отечественный моторный каток «МКК», выпущенный в 1931 году.

Литература

  • Васильев А. А. Дорожные машины. Учебник для автомобильно-дорожных техникумов. Москва. Машиностроение. 1987 г. 500 с.
  • Дорожно-строительные машины. Мигляченко В. П., Сергеев П. Г., М.: «Лесная промышленность», 1978. 288 с.
  • Клюсс Г. А., Таненбаум А. С. Катки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В. А. Мейнерт, А. Т. Шмаков, «Дорожно-строительные машины издание третье» Москва. Издательство «Транспорт». 1968 г.
  • А. А. Васильев, И. А. Васильев, Б. Н. Пруссак, М. М. Урусов «Дорожно-строительные машины. Справочник» Москва. Машиностроение.1977 г.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *