Из какого дерева сделаны сваи в венеции
Правда ли, что Венеция построена на фундаменте из российской лиственницы?
Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, здесь – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии. История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).
Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами. Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?
Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.
На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):
В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями». 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой».
Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?
- Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia : ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
- Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: « собор Санта Мария делла Салюте покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти здесь – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
- Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель.
- И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.
Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.
По-моему, дальше обсуждать нечего, по крайней мере, пока, не имея оригинальной цитаты. Вдруг Тентори и вправду обнаружил в венецианских архивах документы, упоминающие о «пермских карагаях»?
Нашёл информацию, что Венеция первоначально строилась на деревянных сваях, однако о самих деревьях (из которых были изготовлены сваи) ни слова.
Со времён основания Венеции эти сваи не менялись ни разу.
Не забывайте про ссылки, пожалуйста!
Единственное дерево, которое может в соленой воде законсервировать смолой само себя, — это «сибирская лиственница«. Неоднократно, кусочки этого дерева всплывали из под воды в Венецианских каналах. В исторических Венецианских летописях сохранились упоминания о том, что дома в Венеции ставились на «пермские коряги, привезенные с Тартарии». Пермскими корягами по многочисленным исследованиям оказалась сибирская лиственница. Как она доставлялась в Италию — до сих пор является загадкой.
Мне не ведомо, откуда взялась легенда про то, что Венеция стоит на сваях из сибирской лиственницы. То, что использована древесина лиственницы, ни у кого сомнения не вызывает, а вот её сибирское или тартарское происхождение вызывает только улыбку. Вероятней всего эта городская легенда появилась при появлении в городе первых русских арендаторов и покупателей жилья. Представляю, как у них распирало грудь от гордости за Родину. Также, как и у современных русских туристов)) И никто не задумался, как в первом тысячелетии нашей эры древесина лиственницы из Сибири (или Урала) могла попасть в Венецию. Да и ЗАЧЕМ было бы везти этот тяжёлый груз за тридевять земель? Это не шёлк, не меха, не украшения из золота и серебра, не пряности и специи. Зачем везти из далёкой страшной и ужасной Тартарии то, что растёт в самой Италии, в горах и предгорьях Альп?)
Происхождение венецианских свай самое банальное — это европейская лиственница, естественным ареалом распространения которой является как раз таки Центральная Европа, в частности предгорья Альп, до которых из Венеции рукой подать.
Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.
Как строилась Венеция: история
Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.
Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.
Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.
Поселения беженцев в Венеции
В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.
По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.
Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.
По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.
Столица Венецианской Республики
Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.
Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.
Начало плановой застройки Венеции
Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.
Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.
Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.
Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.
Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.
Древесина
На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».
Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.
Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.
Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.
Истрийский камень
Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».
Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:
- имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
- был устойчив к атмосферному действию;
- имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
- он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
- обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
- прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.
90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.
Градостроительный стиль Венеции
Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.
Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.
В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.
Как строилась Венеция: канализация
Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.
Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.
В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.
Основные компоненты внутренней канализации в доме:
- сточный приемник;
- сифоны или гидравлические затворы;
- сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
- специальное устройство для очистки труб и их осмотра.
Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.
Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.
Угроза затопления города на воде
В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.
Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.
Поиски российской (пермской) лиственницы в Венеции! разследование он-лайн :о)
Здравствуйте, уважаемые читатели. Начну необычно.
«Di alto profilo anche i dati emersi sull’origine dei materiali: «Abbiamo scoperto legno di tre differenti specie di alberi: cedro, larice e quercia — racconta il dottor Mauro Bernabei, del Cnr, tra i massimi esperti internazionali di dendrocronologia -. I cedri e le querce sono alberi autoctoni del Medio Oriente e quindi è pacifico immaginare che, tagliati in boschi vicini, siano stati utilizzati per il cantiere della basilica a Betlemme. Ma i larici non crescono in questa area geografica! Così la loro presenza sembrava inspiegabile. L’analisi dendrocronologica ha sciolto l’enigma: abbiamo provato che si tratta di alberi dell’inizio del Quattrocento, provenienti dalle Alpi Orientali italiane».» http://www.terrasanta.net/tsx/…
что в переводе означает:
«… также выявили происхождение материалов: «Мы нашли древесину из трёх различных пород деревьев: кедра, лиственницы и дуба, — говорит д-р Mauro Бернабеи, Национальный исследовательский совет, один из ведущих международных экспертов в области дендрохронологии -. Кедры и дубы являются деревьями Ближнего Востока, а затем представьте себе, что это общая основа изпользованная для строительства базилики в Вифлиеме, спиленная в близлежащих лесах. Но деревья лиственницы не растут в этом регионе! Таким образом, их присутствие казалось необъяснимым. Дендрохронологический анализ растворил загадку: мы узнали, что деревья начала пятнадцатого века, из итальянских Восточных Альп «.»
Не далее, как вчера, возник вопрос о произхождении свай в городе Венеции. Постараемся добраться до ответа на вопрос: откуда в Венеции деревья, на которых она стоит и из которых она построена.
Начало истории, в общем-то, незамысловатое:
Ученые проследили происхождение города с пятого седьмого веков н.э., когда последовательные волны варваров с севера вторгались в регион, сжигая и грабя сообщества людей, живущих на материке. Люди бежали от мародеров, и многие нашли убежище на островах лагуны, менее доступной, но более безопасной.
Древние документы свидетельствуют о том, что первые дома из веток и сплетённого камыша покоилась на фундаменте из свай, вбитых в грязь. Позже венецианцы построили каменные дома на фундаментах из тысяч деревянных кольев…
Вопросами деревянных элементов города занимаются не только строители, но и искусствоведы, реставраторы, историки, археологи и… дендрохронологи.
Дерева в сооружениях Венеции очень много.
larch, larice — это лиственница по-английски и по-итальянски.
Из сообщения об одном из изследований:
Речь о конструкции крыши Базилики Рождества Христова в Вифлиеме.
«Мы имеем около 30 колец с заболонью зрелой Alpine лиственницы, возраст которых редко превышает 50 лет. Поскольку некоторые из лиственниц древесина очень старая (два образца старше 400 лет) и содержат очень узкие кольца роста…
…Дендрохронологические анализ поставил определенную дату последнего кольца лиственничных балок базилики — 1412 год… Тем не менее, лиственница не является родной для Ближнего Востока… В связи с этим наше определение происхождения из древесины лиственницы, — высотный лиственничный лесной массив в Восточных Альпах, является ключевым фактором. Учитывая узкие кольца лиственницы Бимс, которые увеличивают плотность древесины, эти деревья, на самом деле, вероятно, выросли на больших высотах. Отсюда следует, что по крайней мере, 7-ми метровые участки стволов ( длина лиственничных балок базилики) должны были быть перевезены с гор, вероятно, транспортировались вдоль сети рек к порту Венеции, что указывает на важность Венеции в торговле Ближнего Востока. Затем древесина была отправлена в Яффу, а оттуда путешествовала по суше в Вифлеем — что должно быть сложной задачей в 15-м веке.
Согласно историческим источникам, после многих лет сложных переговоров между Венецианской республикой, которая пожертвовала древесину и снабжала квалифицированными рабочими, Филиппом Добрым, герцогом Бургундским, который спонсировал работу, и Эдуард IV (Англия), который пожертвовал свинец, крыша базилики была в конце концов восстановлена в 1479 году под эгидой падре Джованни Tomacelli из Неаполя, францисканского монаха, который отвечал за базилики, а также хранителя францисканского Кустодия Святой земли. Все это, конечно же, с одобрения Папы и Султана аль-Ашрафа Сайф Эд-Дин Qayetbay. Датировка древесины лиственницы показывает, что деревья были срублены за 20-40 лет, прежде чем они были изпользованы в реконструкции крыши базилики, в период времени, который легко бы продлился, принимая во внимание дипломатические препятствия переговоров между многими партнерами в дорогостоящий проекте, логистические проблемы речного, морского и наземного транспорта, а также ручной подготовки балок.
Хорошо документированый обширный ремонт крыши в 1479 году проводили с использованием лиственниц, которые были вырублены в восточных альпийских высокогорных лесных массивах под владычеством Республики Венеции между 1440 и 1460. Происхождение древесины надежно определено с использованием дендрохронологического анализа.»
С этими сооружениями дендрологи разобрались. Вот она — международная стройка века!
https://www.researchgate.net/f…
Что мы можем для себя понять из этого сообщения? Что лиственница на Ближнем Востоке не росла. И на территории Венеции, похоже, её тоже не было. Лиственницу для столь важной стройки (с богатыми меценатами) везли не из Сибири и не из Перми. Её привезли с альпийского высокогорья. Её было не так уж и много — значительно меньше, чем понадобилось лиственниц для самой Венеции для свай. Предлагаю посмотреть на карту мест произрастания лиственницы в окрестностях Венеции.
И присмотреться к этому сведению:
«До середины ХIХ века в России не продают лиственницу сибирскую, и использовать её в гражданских целях было запрещено законом. Предлогом было то, что она необходима для государственного строительства, судостроения, железных дорог и строительства инфраструктуры военных зданий. Исключения, которые были предоставлены с материалом лиственницы были Зимний дворец в Санкт-Петербурге, несколько церквей и Кремль. Экспорт был практически запрещен или очень ограничен, поэтому внешний мир был относительно незнаком с древесиной лиственницы сибирской.» http://www.trustimex.lv/en/abo…
Однако, с этим вступает в противоречие заявление Леонида Григорьева, которое имеется на зарубежных сайтах:
«В средние века, старая Русь импортировала выпускаемую продукцию и оружие, а также экспортируемые пушнину, пеньку и другие натуральные товары. Венеция была частично построена на столбах из российской лиственницы. Глобализм 15-го и 16-го века был основан на взаимной зависимости между странами.»
Но, вернусь к проблемам Венеции :о)
Острова разширяли, осушали и прокладывали водные пути-дороги, вырывая на образующейся суше каналы. Через каналы стали перекидывать мосты. Первые венецианские мосты, и это естественно, были деревянными. На них шла древесина из лесов Истрии. Вплоть до XIII века строили их с разрешения местных властей частным порядком.
Мост Риальто построенный в 1500 году. Рисунок Vittore Carpaccio
Откуда дровишки сказано здесь http://www.iuav.it/Ricerca1/AT…
Выше мы удостоверились, что дендрологи — ребята основательные. Продолжим интересоваться их находками. Нас ведь интересуют сваи? Их — тоже, потому что для Венеции проблема фундаментов во второй половине прошлого века встала очень остро. Особенно после того, как из под несущих слоёв основания города откачали энное количество воды, и город стал погружаться быстрее.
Настоящая работа посвящена элементам древесины фундаментов исторического центра Венеции. В 5 из 6 районах Венеции были взяты образцы материала свай и горизонтальных настилов. Учитывая водную среду, была принята диагностическая методика мокрого археологического дерева, выполнены анатомические, химические и физические изследования.
Наши результаты показывают, что древесина, используемая для венецианских элементов фундамента принадлежат к небольшой группе из 5-6 видов (ольха, лиственница, дуб, сосна, вяз и ель, хотя последняя, вероятно, более позднего применения)…
Обозначены места взятия образцов
Почвы фундамент в Венеции состоят из песка, ила, глины и торфа, которые часто смешиваются в различных пропорциях; все эти слои относительно компактны и имеют низкую несущую способность. По этой причине, венецианцы начали укреплять почвы под важных зданий путем использования древесины свай, забиваемых довольно близко друг к другу. Сваи, используемые в системе фундамента принадлежали к различным видам [пород деревьев]. Сваи обычно имели разные диаметры от 10 до 25 см: как правило, было до 9 свай на квадратный метр; их забивали, как правило, исходя от наружи участка к центру фундамента. Длина свай колебалась от максимальных 3,50 м до минимального 1 м. После того, как сваи были погружены, их верхушки были спилены, чтобы получить ровную поверхность, на которой перпендикулярно сваям укладывалось два (или более) слоя древесины настила из досок (zatteroni) или балок (madieri). Их толщина принималась в зависимости от веса, который они должны были нести. Например, в случае с колокольнями, общая толщина плиты может быть 50 см или даже больше: взаиморасположение поперечных досок способствовала однородности работы системы фундамента…
…Анатомические наблюдения, направленные на определение породы древесины и оценка состояния сохранности клеточных стенок древесины проводилась с помощью оптической микроскопии. Идентификация и микроморфологические наблюдения проводились с помощью света под микроскопом на тонких срезах древесины (10-20 лм), вдоль трех анатомических направлений…
Таблица 2 сообщает о выявленных породах древесины.
Из выявленных лиственных пород самые известные — европейские дубы, то есть дуб скальный и дуб черешчатый. Наиболее разпространённый вид ольхи — род Alnus, другие виды ольхи невозможно отличить друг от друга на основе их анатомии. Принимая во внимание размеры сердцевины, скорее всего, это могут быть ольха клейкая, что культивировалась как перелесок вдоль рек и каналов.
Сравнение показывает большую однородность изпользованных видов в одном и том же месте отбора проб.
На основании полученных результатов, можно постулировать общие критерии принятые венецианцами выбора деревьев для фундамента. Похоже, что для свай применялись деревья почти без учёта качества породы древесины. Ибо большое количество забитых свай (продиктованное, скорее всего объёмом) уравновешивало имеющееся качество. Забивались даже коротыши.
Большинство свай сделаны из круглого ольхового леса, вероятно, из порослевых стволов, в то время, как лиственничные сваи были из небольшого круглого леса, вероятно, с самого высокого участка ствола (участки, с меньшим диаметром сердцевины и более высокой молодой древесины).
Что касается настила, платы низкого качества (zatteroni), вероятно, использовались для менее важных фундаментов, а высококачественные небольшие балки (Madieri) — для более важных зданий, таких как колокольни. Для Венецианской республики крайне важным было обеспечить непрерывный поток высококачественной древесины — материала, изпользуемого для судостроения и плотникам, а не для фундаментов. Следовательно, можно было бы понимать, что качество древесины фундаментов разсматривалось, как менее важный фактор, так как окружающая среда (грязь) считалась менее агрессивной. И венецианцы, как показало обследование состояния свай, оказались правы.
Конечно,эти выборки не являются изчерпывающими. Но и из них проявились аспекты:
— Распределение видов свидетельствует о том, что фундаменты изготовлены из 5-6 различных древесных пород. Поэтому, выбор пород получился не таким, как было принято считать. Преобладания какой-то одной породы не было выявлено. Вероятно выбор строителей был сделан в соответствии с историческим периодом: из наличия древесины и важности строительства.
Сама статья: https://www.academia.edu/Docum…
Вот это — неожиданный поворот!!!
Не стремились венецианские строители загнать под город на фундаменты древесину самого высокого качества!!!
Спрашивается:
Зачем тогда было покупать и везти для свай лиственницу из России?
Венеция построена на сваях из лиственницы?
Легенда о том, что Венеция, город на воде, в действительности построен на сваях, вырубленных из сибирской лиственницы, имеет документальное подтверждение.
Итальянский историк Тентори, живший в XVII веке, написал в своем труде из двенадцати томов о том, что город в буквальном смысле стоит на пермских карагаях. Имея в виду именно лиственницы, выросшие в Приуралье.
При этом Тентори в ранней редакции своей венецианской летописи настаивает на том, что число свай равняется без малого двум миллионам. А в более поздних переизданиях фигурирует уже число 400 000, выдерживающих тяжесть медленно уходящего под воду города.
Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц
В течение всего XX века Венеция погружалась в лагуну. В год город «тонет» на пять миллиметров или чуть больше. И к концу столетия уровень суши оказался ниже ранее замеренного на 23 сантиметра. Ученые подсчитали, что к 2028 году в Венеции будет невозможно жить. К 2100 году город полностью скроется под водой.
Факторов риска немало:
- частые наводнения;
- большое количество артезианских скважин;
- растущее давление на сушу из-за зданий, техники,
- сооружений, толп туристов.
Считается, что сваи, на которых держится итальянский город, вытесаны из сибирского дерева – лиственницы. Порода выбрана не случайно: она не гниет под воздействием влаги, а только становится крепче и тверже, будто каменная. Таким образом, подпоры эти могут стоять вечно.
Подобные деревья растут и на отрогах Альп, что в Северной Италии. Однако часть опор, несомненно, привезена из уральской глубинки. Ведь в Европе леса не столь обильные, для строительных нужд в масштабах целого города стволов оказалось недостаточно. Пришлось везти драгоценный товар с другого конца света, из Пермской области.
Поставки Аникея Строганова
В Приуральском крае с XV века торговыми поставками на все четыре стороны заведовала династия Строгановых. Так, царь Иван Грозный лично поручил Аникею Строганову взять на контроль продажу российского леса. Предпринимателем он оказался успешным и принятые им методы накопления и сохранения капитала действовали на территории и Московского государства, и, позднее, всей Российской империи.
Аника или Иоанникий Строганов был известен как энергичный, смышленый делец. Он смог заложить хороший фундамент для богатства будущих поколений. Три его сына – Семен, Яков и Григорий – смогли приумножить собранные отцом средства и пустить их в дело.
Напрямую с Италией Сибирь в это время торговли не вела. Это булгарские купцы, наслышанные о свойствах лиственницы с севера пермской земли, закупали ее в больших количествах, по воде переправляли до Астрахани, а затем распространяли по миру, называя дерево карагаем из Перми.
Почему выбрали именно лиственницу
Венеция возведена в небольшой лагуне, на песчаной отмели Адриатического моря, состоит из 118 островов, соединенных мостами и каналами. Грунт сразу же сочли ненадежным и решили укрепить его сваями: массивными брусьями с остро заточенными концами. Их вбивали прямо в воду, в дно лагуны.
Будущий облик города рисовали не архитекторы и инженеры, а сама природа. Сразу было ясно, что просторные набережные и променады здесь не нужны. Поэтому жилые дома выходят своими ступеньками прямо к воде. В роли общественного транспорта здесь – лодки, гондолы. Взять автомобиль в аренду – не вариант, скорее предложат пройтись пешком.
С течением времени скромный рыбацкий поселок превратился в романтический город, где мечтает побывать чуть ли не каждый. В Венеции живут купцы и ремесленники, здесь черпают вдохновение художники и поэты, сюда приезжают провести медовый месяц влюбленные молодожены.
Лиственница держит город, как может. От соленой морской воды древесина не размякает, а напротив, приобретает свойства железа. Но инженеры денно и нощно работают над проектами по спасению этой точки на карте от окончательного оседания. Так, существует план Джузеппе Гамболати, стоимостью 117 миллионов долларов. Проектировщик считает, что нужно просверлить дюжину скважин диаметров в 30 сантиметров на глубину 700 метров. Расположить их равномерно в пределах десяти километров вокруг Венеции. Это даст отток «высокой воде», по-итальянски acquaalta, а набухший песок и глина, будто домкрат, поднимут на себе город как минимум на 30 сантиметров.
Вряд ли это спасет от частых наводнений и снизит активность артезианских скважин, но, по крайней мере, позволит инженерам выиграть время и придумать более эффективный способ от ухода под воду. Конечно, пермская древесина – долговечный материал, но как только лиственничные сваи покажутся из-под воды, они тут же начнут гнить и разрушаться. К тому же даже в целом виде они не могут предотвратить неизбежного исхода. Не зря существует красивый миф о том, что Венеция, жемчужина Италии, рождена из пены морской. В пучину вод однажды ей и предстоит вернуться.
16.05.2016 22:15
Венеция стоит на пермских сваях — Это интересно! — Краеведение — Мы предлагаем
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном
Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно,
что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через
Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть
далеко не сразу.
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но
все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем
разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы
вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при
том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к
этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или
четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько
столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на
дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве,
местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное,
очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них
тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/venecija-stoit-na-permskih-svajah
О Венеции, пермских лиственницах и воде. Ссылки
Обработка камня. Ссылки
Нон Мадол. Открытие учёных https://zen.yandex.ru/media/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08/non-madol-otkrytie-uchenyh-5a81670cad0f221403a010b0…
Неандертальцы. Антропология и генетика. Ссылки
Неандертальцы Выдающийся нос неандертальца…
Этносы. Цивилизации. Ссылки.
Этносы Кто были предки средиземноморцев…
Развенчиваем фейки. Ссылки
Фейки Цивилизации до нас https://zen.yandex.ru/media/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08/civilizacii-do-nas-5ad9e8d6dcaf8e4e4683d256 Привет, немытая…
Технологии в истории. Ссылки
Технологии Как изготавливают китайские шары-головоломки…
Россия, Русь. Славяне, русы. Ссылки.
Россия, Русь Этапы развития Великой России…
Монголы, хунну. Тартария. Ссылки
Лошадки Кавалерист-девица, казачка, полковник, секретный дипломат… Откуда лошадь, зин? или «ноев ковчег» из Америки…
Цемент, бетон. Каналы. Карьеры. Мосты. Набережные. Ссылки
Цемент, бетон Римский бетон приоткрывает свои секреты пытливому уму…
Дольмены и лабиринты. Великая китайская стена (и др.). Пирамиды. Ссылки
каменные выкладки (лабиринты, дольмены…) Строители мегалитов…
Удивительно! Венеция построена на окаменелых лиственничных сваях!
Начиная с V и заканчивая IX столетием строился город Венеция. Большинство домов и прочих сооружений в нем было поставлено на сваи – сваи из лиственницы. Удивительным является то, что при обследовании укреплений в 1827 году (более чем через 1300 лет после начала строительства), было выявлено, что лиственничные сваи, расположенные под водой, окаменели. И стали настолько твердыми, что разрушить их теперь не получается ни топором, ни пилой. Безусловно, на изготовление свай шли не саженцы лиственницы, а вполне окрепшие деревья, которым было лет по 400, ибо именно к этому возрасту древесина лиственницы набирает необходимой прочности.
Итак, лиственница – хвойное дерево, произрастающее по всей территории России, но особыми качествами отличаются деревья Иркутской и Красноярской области. Лиственница живет примерно 700 лет. Хотя, в Братском районе есть отдельные экземпляры, возраст которых превышает 1000 и даже 1300 лет. Точнее – 1052, 1280 и 1348 лет. Это дерево, в отличие от кедра, растет очень быстро, и считается в Сибири символом могущества и силы. Недаром его посадочный материал пользуется повышенным спросом.
Еще несколько слов о Венеции. Город возник на островах лагуны Адриатического моря. Песчаный грунт для строительства домов исключительно ненадежен, поэтому было принято строить дома на сваях. Лиственницу для изготовления свай привозили из России. Разрастаясь, Венеция выходила своими строениями прямо в море. Сегодня Венеция – в опасности. С каждым годом дома опускаются примерно на 1 см, а уровень воды, соответственно, повышается. Все чаще происходят наводнения. Сейчас проблемой города занимается ЮНЕСКО.
Тысячелетние лиственничные сваи постепенно заменяются новыми, которые сегодня также привозят из Пермской области – оттуда же прибыла лиственница и в IX веке.
А вообще древесина лиственницы широко применяется в малом судостроении для изготовления шпал и пропсов, столярном производстве и строительстве, в качестве элементов строительных конструкций. Особенно востребована она на объектах повышенной влажности. Также можно говорить об отличных физико-механических свойствах этой древесины, устойчивости к гниению и небольшой сучковатости, что также способствует ее прочности.
Из лиственницы делают и пресловутые сваи, и прочие крупные узлы гидротехнических сооружений, срок службы которых может исчисляться столетиями. Так, лиственничные сваи Троянского моста через Дунай до его разрушения простояли 1800 лет.
Строительный портал http://www.linkstroy.ru
Венеция стоит на пермских сваях
В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему-то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».
Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».
Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово-стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю,
Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на
северо-западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через
Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.
Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое-нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких-то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где-то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие-то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему-то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.
PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.