Хай тек примеры – Хай-тек в архитектуре и интерьере частного дома, история и признаки стиля, функциональность предметов — главная особенность хай-тек, возможности стиля в оформлении жилых помещений

Содержание

5 домов в стиле хай-тек, попавших с улицы в научную фантастику — Look At Me

Какие здания больше всего вдохновляют писателей-фантастов и благодаря им становятся частью поп-культуры? Мы выбрали 5 знаменитых построек в стиле хай-тек, которые появлялись в фантастических фильмах и книгах. В первой части материала мы рассказали о зданиях — героях фантастики, построенных в стиле брутализм.

Что такое хай-тек?

Центр Джона Хэнкока

Самое важное, что нужно знать о хай-теке — это то, что хай-тек — это не название архитектурного стиля, а эпитет. Относиться он может к постройкам в близкородстенных стилях позднего модернизма, структурного экспрессионизма, постмодернизма и даже неофутуризма. Получившиеся здания в итоге сохраняют формообразующие признаки базового стиля, но приобретают и особые качества, которые заставляют зрителей восклицать: «Вот это хай-тек!»

Часть этих качеств архитектура высоких технологий унаследовала от брутализма — предшествовавшего ей международного wow-стиля. И те и другие стремились выставить конструктив здания напоказ. Но если бруталисты были ограничены возможностями бетона, и максимумом, который они могли обнажить, были плиты перекрытий и лифтовые шахты, то к концу 70-х, когда хай-тек достиг наивысшей популярности, строительные технологии ушли далеко вперед. Стало возможным сплошное остекление фасадов, модульные коммуникации и вентиляция, появился относительно дешевый и прочный пустотелый стальной профиль. Конечно, со всем этим экспериментировали и раньше: отец модернизма Людвиг Мис ван дер Роэ еще в 1949-м спроектировал первую башню из стали и стекла, а британская архитектурная группа Archigram рисовала вполне себе хай-тековские здания в самом начале 60-х. Однако первым настоящим примером хай-тека все же считается центр Джона Хэнкока в Чикаго, построенный в 1969 году бюро Skidmore, Owings and Merrill.

 

Чем хай-тек нравится
художникам?

Метрополис (1929)

Если эстетика брутализма оказалась близка авторам антиутопий, то к хай-теку чаще всего обращались с противоположными целями – чтобы представить светлый мир победившей технологии. Мечты о стеклянных башнях преследовали человечество задолго до того, как их смогли построить: еще у древних кельтов есть похожая легенда. На экране они впервые возникли, естественно, в виде макетов, в «Метрополисе» (1929). С середины 70-х же ставшие реальностью благодаря Норману Фостеру, Ричарду Роджерсу и Майклу Хопкинсу здания начали активно использовать в качестве декораций к научной фантастике. Любопытно, что продолжается это и поныне, правда чтобы усилить впечатление, их обычно виртуально накачивают стероидами, увеличивая в масштабе в два, а то и в три раза.

 

Центр Помпиду, Париж

год постройки: 1971–1979, архитекторы: Ричард Роджерс и Ренцо Пиано

Здание музея современного искусства в Париже было одним из первых примеров реального хай-тека, поразившего воображение всего мира и, естественно, первые годы считавшегося жутким уродством. Выведенные на фасад яркие вентиляционные трубы и лестничные пролёты стали символом утилитарной архитектуры будущего. Первым использовал это здание в кино Льюис Гилберт, режиссер 11 фильма бондианы «Мунрэйкер». В нём пятый этаж центра изображал космическую станцию, на которой укрылся главный злодей. Косвенно архитектура Помпиду повлияла и на облик нуарного мира «Бегущего по лезвию».

 

Sears Tower, Чикаго

год постройки: 1970–1973, архитектор: Брюс Грэм, инженер Фазлур Хан

С момента постройки и до 1998 года (почти 25 лет) Sears Tower удерживала статус самого высокого здания в мире. Это в сочетании с пугающими фасадами из тёмного стекла и чернёного алюминия заставило множество кинорежиссеров обращаться к ней в поисках вдохновения. Башня появлялась в сериале «Звёздные врата», экранизации романа Айзека Азимова «Я, робот». И даже в последние годы, несмотря на давно потерянный статус «Крыши мира», небоскрёб не сходит с экранов: он появлялся во второй части «Трансформеров», «Человеке из стали», а совсем скоро мы увидим его в «Дивергенте».

 

Hearst tower, Нью-Йорк

год постройки: 2003–2006, архитектор: Норман Фостер

Сердце медийной империи Херста на Манхэттене — лучший пример того, что заветы хай-тека живы и сегодня, спустя почти 40 лет после его появления. При проектировании этого небоскрёба Фостер воспользовался такой причудой американского законодательства как «право на воздух», надстроив над старым 6-этажным зданием еще 36 этажей. Но и этого оказалось мало художникам сиквела полнометражного «Стар Трека», которые на панораме Манхэттена будущего увеличили здание еще раза в два. Та же идея почти одновременно пришла в головы архитекторам корейского бюро SOM, которые сейчас строят практически такую же, как в «Стар Треке», башню в Сеуле.

 

World Trade Center, Нью-Йорк

год постройки: 1973, архитектор: Минору Ямасаки

Башни Всемирного Торгового центра обычно относят к так называемому «интернациональному стилю», однако, обилие стекла и наружная стальная обрешётка  позволяют описать и их термином хай-тек. Они не сходили с экранов с самого момента постройки и успели стать узнаваемым символом Манхэттена, которого режиссерам всегда было достаточно, чтобы обозначить место действия. Но и в фантастике их использовали довольно часто. Сид Мид, дизайнер «Бегущего по лезвию», рассказывал, что именно они были для него ключом к образу фантастического города будущего: «Я просто взял башни, увеличил их в три раза, и вышло то, что вышло». По башням лазал Кинг Конг в одноименном фильме 1976 года, с них взлетал Супермэн в 78-м, и даже после разрушения они сумели появиться в экранизации «Хранителей» Алана Мура и одном из фильмов о Человеке-пауке.

 

Bank of China, Гонконг

год постройки:

1985–1990, архитектор: Юй Мин Пей

Хотя формально здание национального банка Китая в Гонконге относят скорее к структурному экспрессионизму, диагридная структура фасада прямо указывает на знакомство архитектора с лучшими образцами хай-тека. Интересно, что за рубежом это здание считается первым, где была применена перекрёстно-стержневая конструкция покрытия, хотя в России подобные структуры проектировал еще Шухов в первой трети двадцатого века. На экране здание появлялось лишь дважды: впервые в ребуте «Стар Трека» от 1995 года в качестве одного из подразделений звёздного флота, а второй – в недавнем «Морском бою», где оно было бесславно разрушено свалившимся с неба кораблем пришельцев. Впрочем, ничего подобного пока, кажется, не ожидается — а значит, у нас есть все шансы увидеть творение Пея еще не раз.

Архитектурный стиль Хай-тек | Деловой квартал

Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Ши­рокое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эй­фелева башня).

Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор - К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.

Берлинский международный конгресс-центр

Берлинский международный конгресс-центр

Еще одной работой  в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные не­сущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур  Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

 

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

 Здание «Уиллис» на фоне застройки Сити.

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Внешний вид HSBC Building. Гонконг

Между четырьмя парами стволов были сде­ланы три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компа­нии Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, зани­мающихся созданием мостов, спо­собных выдержать нагрузки от тан­ков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

 

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.

Направления стиля Хай-тек

 

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Сиднейский оперный театр Йорна Утзона

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад  «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой — тропический климат, во второй — средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

 Башня «Мэри-Эк»

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.

За зеленоватый оттенок стекла и характерную фор­му небоскреб был прозван «огур­цом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной пре­мии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. — премии Джеймса Стир­линга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его глав­ным арендатором. (Подробнее про башню Мэри-экс).

Смотрите также:

Хай-тек (стиль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2020; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2020; проверки требуют 11 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрая, разрабатывавших кинетические с классификации Чарльз Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Свое начало стилевые решения хай-тек нашли именно в городской архитектуре. Стиль, предпочитающий минимализм и простоту форм, неординарные решение в выборе материалов быстро завоевал любовь современных архитекторов, незаметно распространившись во всех сферах культуры и жизнедеятельности[2].

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Лойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч.Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[3].

Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек и — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
  • Modern British architecture since 1945. Лондон, (1984).

Хай-тек (hi-tech)

Появление:

Появился в позднем модернизме (в 1970-х) и получивший широкое применение в 1980-х годах.

Особенности:

Использование высоких технологий  в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.  Прямые линии и формы. Широкое применение стекла, пластика, металла. Вертикальные функциональные элементы выносятся наружу здания: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения. Широкое использование серебристо-металлического цвета. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку). Редко жертвуется функцией для улучшения дизайна.

Примечание:

Главная особенность Хай-тека — использование высоких технологий, то есть если сделать глянцевые пол, стены металлического цвета и поставить обычную мебель — это не Хай-тек. А вот использование автоматического включателя-выключателя света способом хлопка, само-открывающиеся внутриквартирные двери и другие дорогие примочки — это и есть Хай-тек. Выполнение здания или интерьера в стиле Хай-тек обойдется очень дорого.

Архитекторы, работавшие в стиле модерн:

НиколасГримшоу, Ричард Роджерс, Норман Фостер, частично Ренцо Пьяно и другие.

Примеры Хай-тека:

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

 (люди называют просто Центр Жоржа Помпиду)

Здание страховой компании Swiss-Re («Корнишон»), Лондон.

арх. Норман Фостер (Norman Foster)

Channel 4 Television Headquarters, England, London.

архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)

Небоскреб, банк, корпорация Шанхай-Гонконг, Гонконг, арх. Норман Фостер.

Купол Рейхстага в Берлине, арх. Норман Фостер.

Башня Херст, арх. Норман Фостер, 2003-2006.

«Сити-холл», арх. Норман Фостер, Лондон, Великобритания, 2002.

Fb-Button

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 15: Хай-тек

    Стиль хай-тек стал логическим продолжением и даже завершением (пока что) интернационального стиля в архитектуре.
Здание в Кёльне, сооруженное итальянским архитектором Ренцо Пиано,
является одним из примеров стиля хай-тек:


     Его наиболее характерными чертами, на мой взгляд, являются:

    1. Универсальность (интернационализм). Здания построенные в стиле хай-тек можно увидеть во многих странах мира и если не знать, в какой именно стране находишься, то и сам не заметишь, как перепутаешь Каталонию с Англией (о чем будет немного ниже).
  2. Широкое применение таких материалов как стекло, пластик и металлические конструкции с использованием высоких технологий (из-за чего собственно и возникло название стиля — high technology).
  3. Функциональность, с одной стороны, часто жертвуемая в угоду дизайну, с другой.


Скульптура Евы в ботаническом саду «Эдем»; на заднем плане
видны геодезические купола в стиле хай-тек, спроектированные
английским архитектором Николосом Гримшоу:


    Наиболее авторитетными архитекторами, которые считаются создателями этого стиля считаются британцы Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу и итальянец Ренцо Пиано. Именно их творчество лучше всего демонстрирует, что из себя представляет хай-тек в архитектуре.

    Британский архитектор Норман Фостер (род. в 1935 г.), что интересно, считал своим кумиром русского инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова (1853 — 1939), впервые в мире применившего стальные сетчатые оболочки. Влияние Шухова на работы Фостера более чем очевидно.


Одно из последних сооружений Нормана Фостера —
Херст-тауэр в нью-йоркском Манхеттене (2003 — 2006 гг.):


    Построенный Норманом Фостером в 1997 — 2004 гг. в Лондоне небоскреб Мэри-Экс (Mari Axe) англичане откровенно недолюбливают, называя его «огурцом» или «корнишоном» («the Gherkin»):

    Но это еще не самое уничижительное название для сооружений подобного типа, которые, на мой взгляд, только портят общий вид городов. Глобализация шагает по планете! В 2005 году, видимо вдохновившись идеями Фостера, французский архитектор Жан Нувель возвел в Барселонете — приморской части столицы Каталонии 34-этажный небоскреб «Торре Агбар» (Torre Agbar):

    Барселонцы, избалованные архитектурными шедеврами Гауди, Пуч-и-Кадафалька и Доменика-и-Мунтанера, тут же окрестили его «фаллосом» и «тампоном». Часто приходилось слышать даже уточнение, о каком именно предмете женской гигиены идет речь: башня Агбар уже вошла в историю под названием «Tampax».

    Норман Фостер планирировал построить в Москве самый высокий небоскреб в Европе — башню «Россия» высотой в 612 метров. Проект был разработан в 2006 году. а уже в следующем году началось строительство. Но из-за финансового кризиса 2008 года проект заморозили, а в 2009 году и вовсе отменили. Вот один из примеров мудрости русской пословицы «не было бы счастья, да несчастье помогло». Я с ужасом представляю себе это чудовище, превосходящее высотой Останкинскую башню в нашей столице:



    Нет уж, пусть небоскребы «украшают» всякие там ОАЭ и Гонконги. А мне милее Москва с ее традиционной архитектурой. Нет, я совсем не против сооружений в стиле хай-тек в Москве, но только где-нибудь на окраинах, а еще лучше за МКАДом.

    Еще один британский архитектор Ричард Роджерс (род. в 1933 г.), прославился после того, как им, совместно с итальянцем Ренцо Пиано (род. в 1937 г.) в 1971 — 1977 годах было построено здание национального центра искусства и культуры ХХ века в Париже, известное как Центр Жоржа Помпиду.

  Большинство инженерных систем этого здания (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы и лифты) выведены наружу, чтобы увеличить внутреннее пространство для экспозиций.
    Но из-за этого здание больше похоже на некий промышленный объект, чем на художественный музей:
    Последняя из трех картинок — не Центр Помпиду, а Московская пивоваренная компания, расположенная в подмосковных Мытищах. Но если бы я об этом не написал, многие ли из вас догадались бы о этом?

    Тем не менее, Центр Помпиду является третьей по посещаемости достопримечательностью Парижа (после Лувра и Эйфелевой башни)! Мир явно сошел с ума!!!
    Кстати, кто-нибудь может мне объяснить, зачем Центру Помпиду понадобились большие площади для экспозиций, если в нем демонстрируется такое вот «искусство»:



    Кстати, обратите внимание насколько бедна экспозиция. Стоило ли ради этого убожества уродовать здание? Впрочем, это очередной риторический вопрос.

    Гораздо более интересным проектом Ричарда Роджерса является аэропорт Мадрида «Барахас»:


    Визуально он, конечно же, очень интересен. Но какому идиоту прошло в голову расположить терминалы главного международного аэропорта Испании таким образом, чтобы от одного до другого нужно было добираться на специальном подземном поезде?! Впрочем, это уже не Р. Роджерсу претензия, это уже личные впечатления и ощущения.
    Хай-тек одной из своих целей провозглашает функциональность? Ну-ну! Побегайте с чемоданами между терминалами безусловно красивого внутри мадридского аэропорта (особенно если вы являетесь транзитным пассажиром), и вы эту функциональность проклянете вместе с Ричаржом Рождерсом, я вас уверяю!

 
    Британский архитертор Николас Гримшоу (род. в 1939 г.) известен прежде всего гигантским комплексом оранжерей, выполненных в виде геодезических сетчатых оболочек в английском графстве Корнуолл, напоминающих футуристические соооружения колоний землян на других планетах из фантастических романов писателей-фантастов:



    Это проект Гримшоу, получивший название «Эдем» (Edem Project) хорош хотя бы тем, что не нарушает городскую среду, поскольку воплощен в 1998 — 2001 годах вдали от каких либо городов (до ближайшего к нему города Сент-Блейзи около полутора километров).


    Возможно, это и есть то, что называется архитектурой будущего.

    Но мне как-то не очень хочется оказаться в таком будущем, особенно если в нем будут такие вот персонажи, населяющие «Райские сады» Николаса Гримшоу:



    Вы можете считать меня ретроградом, но даже «сталинская архитектура» 40 — 50-х годов прошлого столетия (не говоря уже о моих любимых модерне и готике) вызывает у меня намного большую симпатию, чем «устремленный в будущее хай-тек».

  Продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

описание стиля с фото-примерами – Rehouz

Сложность простоты: хай-тек в интерьере

Можно ли сплавить в одно стужу и жар? Да, отвечает хай-тек, стиль, соединивший холод прагматизма и тепло домашнего очага.

Хай-тек в интерьереХай-тек в интерьере

≡ Содержание:

Возникло направление «высоких технологий» в 60-х годах прошлого столетия. А расцвело в 80-х, став эффектным завершением эпохи и, в то же время, мостом в новый, роботизированный век.

Сегодня хай-тек в интерьере – это не только высокая технологичность, но и престиж, ведь большинство современных бизнес-империй выбирают для своих представительств и офисов именно этот, актуальный интерьерный фасон.

Хай-тек: черты и принципы

Основная идея концепции – художественная трактовка последних достижений науки и техники. Воплощается она при помощи таких приёмов:

  • Прямые, жесткие, стремительные линии;
  • Обилие стекла и металлических деталей;
  • Превращение механизмов (лифты, системы вентиляции) в элементы эстетики;
  • Широкое применение передовых технологий, использование новейших бытовых приборов;
  • Частое обращение к серебристому, металлическому цвету;
  • Сдержанный, «немногословный» декор.

хай-тек в интерьерехай-тек в интерьереХай-тек в интерьере – ода технике и технологиям. В жилищах, где этот стиль доминирует, экраны, мониторы, сенсоры играют, кроме основной своей роли, еще и эстетичную. Они украшают помещение, как некогда, в годы старины, украшали багеты картин и лепнина. Даже коммуникации, провода и трубы в доме не прячут, а выставляют напоказ, трансформируя в декоративные подробности.

С пространством стиль «работает» расчетливо и экономно: если перегородки, то такие, которые можно смещать, убирать; если двери, то раздвижные, «уходящие» в стены.

Хай-тек: от бетона до пластика

Стекло и металл – любимцы стиля, однако, хай-тек не против кирпича и бетона, непокрытых или минимально обработанных. Горячо одобряется пластик – жесткий, гибкий, матовый, прозрачный, в принципе, любой.

Потолки – одноцветные, гладкие, лучше натяжные. Внизу никаких узорчатых паркетов и, тем более, ковров: только плитка либо ламинат с системой «теплый пол» под ними.

Хай-тек в интерьере гостинойХай-тек в интерьере гостиной

Гостиную в стиле хай-тек часто соединяют с кухней при помощи барной стойки из металла или пластика. Серый, серебристый или же белый цвет помещения целесообразно разбавить яркими «кляксами» – вставками космически-сиреневого, кислотно-зеленого либо сочно-апельсинового. Хай-тек не создан для полутонов: основной и дополнительный цвета должны быть друг другу контрастными.

Хай-тек в интерьере кухниХай-тек в интерьере кухни

Все резервы стиля желательно использовать на кухне, максимально «начинив» ее новейшим бытовым оборудованием и хромированной утварью. Фартук у рабочей зоны лучше сделать из металла либо матового стекла.

Хай-тек в интерьере кухни фотоКухня в стиле хай-тек фото

Смягчить сухость, деловитость хай-тека позволительно в спальне. Достичь этого несложно, уменьшив долю стекла и металла в пользу текстильных изделий – пары подушек или искусственной шкуры.

Хай-тек в интерьере спальниИнтерьер спальни в стиле хай-тек

Ванная хай-тек – всегда образчик элегантности, она сверкает никелем, стеклом и одноцветным кафелем, а также большим, чеканной формы зеркалом. Обычной фаянсовой раковине лучше предпочесть стеклянную, а ванну заменить ультрасовременной душевой кабинкой.

хай-тек в интерьереВариант хай-тек ванной в более «классической» форме…

Невзирая на строгие рамки, у хай-тека достаточно богатый потенциал: например, можно использовать двери со светодиодами или трехслойные столешницы с эффектом битого стекла.

Хай-тек: мебель и светильники

Это стиль немыслим без лаконичной, но многофункциональной мебели. Скажем, кровать без изголовья, но зато со встроенной подсветкой; шкафы – с выдвижными конструкциями. Обставляя жилище, следует помнить главные правила: мебели не должно быть много (никаких комодов, кресел-качалок, лавочек и лишних пуфиков), следует оставить больше пространства для техники…

хай-тек в интерьере: мебельМаслом не испортишь кашу, а хай-тек – светильниками. Чем больше ламп, тем лучше! Правда, при условии, что все они встроены, вмонтированы, монолитны с потолком или стенами, а бра в зоне отдыха – пример инноваций.
Мебель в стиле хай-тек

Хай-тек в интерьере: текстиль и украшения

Шторы обязаны быть прямыми и жесткими, без драпировок и изгибов. Для соответствия стилю их покрывают пылеотталкивающим и солнцезащитными составами. Если же хочется большего, окна можно занавесить нитями бусин – прозрачных либо матовых.

Хай-тек устремлен в будущее, ситец, лен, сатин из бабушкиного сундука – не для него. Преимуществом пользуются синтетические ткани, новинки текстильной промышленности. Отлично, если цвет их имитирует сияние металла: ртути, латуни, алюминия, меди.

хай-тек в интерьере: декорЧем украсить жилище, приглушив его демонстративную «техногенность»? С заданием справятся большие черно-белые фото на стенах в выразительных рамках. Или же растения, которые не вьются, в лапидарных керамических вазонах. Пригодятся сувениры и аксессуары в стиле стимпанк – настенные часы, к примеру. Отличный вариант – большой прямоугольный аквариум: здесь и стекло, и металлический каркас, и, в конце концов, декор в виде живописных рыбок.

Стиль хай-тек в интерьереХай-тек – не только стиль, но образ жизни. Подойдет он энергичным, уверенным, креативным и модным. Если вы не расстаётесь с гаджетами, обожаете всевозможные, новые девайсы, знаете биографию Стива Джобса, «на ты» с любым прибором и не спешите стареть… Хай-тек – ваша философия быта.

Хай-тек в интерьере фото

хай-тек в интерьере комнаты Хай-тек в интерьере кухни фото Кухня в стиле хай-тек фото Хай-тек в интерьере квартиры фото Хай-тек в интерьере спальной комнаты фото хай-тек в интерьере фото хай-тек в интерьере фото хай-тек в интерьере фото

Интерьер в стиле хай-тек: видео

+ Похожие стили:

Хай-тек в частной архитектуре, фото – Rehouz

Словари утверждают: хай-тек – стиль дизайна и градостроительства. На самом же деле хай-тек – образ мышления; все, что выглядит дерзко и смело, а главное, фантастически-ново, заслуживает восклицания: «какой хай-тек!».

Хай-тек в архитектуреХай-тек в архитектуре

Истоки стиля и этапы становления

Искать их следует в литературе и кинематографе. Архитектурное бюро Archigram, существовавшее в Британии в середине 60-х, переносило идеи утопий и антиутопий в строительство. Отталкиваясь от необрутализма, глубоко индустриальной, функциональной городской архитектуры, новаторы пришли к тому, что позже получило название хай-тек. Впрочем, дорога к славе, в лучах которой стиль купается сегодня, оказалась непростой.

Ранний хай-тек

Первой ласточкой, провозгласившей новую доктрину, стал центр Жоржа Помпиду в Париже.

Центр Жоржа Помпиду в ПарижеНациональный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду на площади Бобур в Париже.

Эпатажный «дом наизнанку», с наружными инженерными коммуникациями, общественность восприняла с недоумением. Споры о том, красиво это или уродливо не утихали почти 20 лет.
Несколько позже похожие постройки появились в Лондоне, а затем в Европе и в Америке.

Раннему хай-теку присущи величавая монументальность, особый размах, переход структуры и конструкции здания в его орнамент, украшение.

Поздний хай-тек

Поздний хай-тек имеет более благородный и утонченный облик. К стилю стали обращаться, как к инструменту создания имиджа: корпорации и синдикаты, желая подчеркнуть свой статус, переезжали в новые, хай-тековские офисы.

Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд, 1978-1986 ггЗдание штаб-квартиры страховой компании Ллойд, 1978-1986 гг.

Здание банка HSBC, 1983-1985 ггЗдание банка HSBC, 1983-1985 гг.

Здание ЕСПЧ, 1991-1994 гг.Здание ЕСПЧ, 1991-1994 гг.

Здания, появившиеся в 80-х годах, метко окрестили «банковскими соборами». В устремленности к небу, зеркальности, особой, сложной простоте сквозят амбициозность и уверенность в успехе. «Будущее здесь, во мне» – как бы провозглашают эти штаб-квартиры.

Современный хай-тек, направления стиля

С конца прошлого столетия хай-тек становится неоднородным, расщепляясь на течения.
[ads_block]

Индустриальный хай-тек

Это направление активнее других эксплуатирует тему промышленного развития, используя метафоры и образы фабрик, заводов, теплоцентралей, транспортных депо.

Штаб-квартира компании 3M. Милан, Италия.Штаб-квартира компании 3M. Милан, Италия

Индустриальный хай-тек в частной архитектуреИндустриальный хай-тек в частной архитектуре

В основе здания индустриального хай-тека – мощный «скелет». Прагматизм, функциональность постройки бьет по глазам, потому что трубопроводы, вентиляция, шахты обнажены и красуются извне. Да, красуются, являясь декором постройки – «технотронными» аналогами скульптур и барельефов.

Геометрический хай-тек

А этот подвид больше всего почерпнул из кубизма и конструктивизма. Его «иконой» называют Сиднейскую телебашню, которая, однако, к ТВ не имеет никакого отношения. Башня – просто туристический объект со смотровыми площадками, ресторанами и бутиками.
Рассмотрев её конструкцию, вы поймете, что геометрическому хай-теку свойственна сложная геометрия, составленная из простых компонентов.

Сиднейская телебашняСиднейская телебашня, 1975-1981 гг.

Геометрический хай-тек в частной архитектуреГеометрический хай-тек в частной архитектуре

Здания в этой стилистике легко распознать, благодаря изощренным каркасным системам.

Бионический хай-тек

В отличие от раннего хай-тека, это направление пытается наладить диалог с природой.
На первое место бионический хай-тек выдвигает тезис биоурбанистики. Зодчие, работающие в жанре бионики, изучают принципы функционирования природных организмов и создают подобные им конструкции. Например, высотки, строение которых повторяет ствол или полый побег. Их ярусы скрепляются железными кольцами, как злаковый стебель узлами.

Храм Лотоса, Нью-Дели, ИндияХрам Лотоса. Нью-Дели, Индия

Бионический хай-тек в частной архитектуреБионический хай-тек в частной архитектуре

Бионические здания подражают природным объектам и контурам. Дома в стиле био-тек могут быть похожи на кокон, раковину, гриб, паутину, яйцо и даже на медузу.
Бионический хай-тек, больше остальных направлений стиля, зависит от новейших технологий. Здания возводятся из материалов, которые копируют природные структуры – соты, пузыри, волокна, слоистый хитин моллюсков.

Впрочем, пока что био-тек – в большей степени искусство и теория, чем практика и воплощение. В частной архитектуре био-тек фактически отсутствует: в этой сфере его применение и слишком дорого, и эстетически нецелесообразно.

Экологический хай-тек

Продолжением бионики, её развитием можно считать эко-тек. Этот подвид не заимствует идеи у природы. Он сам стремится стать природой, частью безопасной окружающей среды.
— Во-первых, такие здания строят исключительно из экологичных материалов.
— Во-вторых, эко-дома должны быть «умными» – энергоэффективными и энергонезависимыми.

Жилье эко-тек снабжается всевозможными фильтрами, датчиками, коллекторами для дождевой и талой воды, солнечными батареями… И другими «гаджетами», позволяющими человеку не вступать с природой даже в относительный конфликт.

Дом Билла ГейтсаДом Билла Гейтса

Пример эко-тека в частном секторе – дом Билла Гейтса. Особняк построен из пихтовой древесины, бетона и стекла, а система очистки сточной воды настолько идеальна, что в искусственных каналах плещутся лососи.

Эко-тек – привет из идеального будущего. Впрочем, уже сегодня дома в виде автономных, самообеспечивающихся систем появляются в элитных поселках.

Стиль хай-тек в интерьере, варианты дизайна, фото

Хай-тек в архитектуре: общие концептуальные черты

Хай-тек в архитектуре - фото

В целом хай-тек – это мечта. Нет, даже вера: в цивилизацию, в способность человека переоборудовать планету под себя, опередить время.

  1. Фундаментальные признаки стиля – широкое применение новейших технологий и приемов на всех этапах строительства;
  2. широкое применение современных стройматериалов или, если речь об эко-теке, обработанных природных;
  3. четкость, аккуратность линий, чередование простых и сложных геометрических фигур;
  4. высокая рациональность планирования – никаких «лишних» аксессуаров;
  5. господство «техногенных» оттенков – серого, серебристого, черного цвета;
  6. децентрированное, ровное освещение;
  7. использование функциональных систем (лестница, лифт, солнечные батареи) для внешней отделки дома;
  8. в бионическом хай-теке и в эко-теке – вертикальное озеленение.

Частный дом в стиле хай-тек

Обычные профили и балки, которые используются для создания каркаса, в этом случае не применяются. Вместо швеллеров, тавров и двутавров в ход идут трубы с различным сечением, а вместо традиционных рам и ферм – специальные усиленные элементы и тросы.

Частный дом в стиле хай-тек

Проектируют хай-тековскую постройку, делая упор на её функциональности. А возводят, прибегая к бетону, стеклу, прокатному и профилированному металлу.
Экстерьеру присущи нестандартные пропорции, лаконичность очертаний, террасы, нависающие крыши со вставками стекла, огромные панорамные окна, раздвижные прозрачные двери.

Облицовка дома специальным стеклом составляет отдельную тенденцию – так называемый слик-тек. Крупноформатные зеркальные или просто светопрозрачные панели делают постройку похожей на кристалл, прибавляют дому респектабельности. Сочетать такие панели можно и с кирпичной, состаренной кладкой, получая в итоге эффектный контраст.

Кроме этого, дом в стиле хай-тек обязан отличаться высотой, габаритами, экспрессивной сдержанностью цвета. А еще ему потребуется соответствующее обрамление – строгий, но изысканный ландшафт.

Ландшафтный дизайн в стиле хай-тек, фото

Дома в стиле хай-тек — фото

Дом в стиле хай-тек - фото

Дом в стиле хай-тек - фото (10)

Дом в стиле хай-тек - фото (19)

Дом в стиле хай-тек - фото (32)

Все стили в архитектуре, список с фото

+ Похожие стили:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *