Ампир — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 2 правки.Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Зарождение[править | править код]
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].
В России[править | править код]
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».
Многие исследователи вслед за И. Э. Грабарем . и Г. К. Лукомским выделяют в особый историко-региональный стиль ранний александровский классицизм с ориентацией на памятники архитектуры Древней Греции дорического стиля и последующий русский ампир, зодчие которого, как и в наполеоновской Франции, вдохновлялись памятниками императорского Рима. [2] Соответственно полноценное развитие ампира относится к «послевоенной эпохе» (после победы России в Отечественной войне 1812 г., придавшей новый импульс развитию стиля) и к периоду правления императора Николая I. Отсюда термин «николаевский ампир». Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма предыдущей эпохи — московский был более связан с национальными традициями.
Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии
Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу
- Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Александр Спельц. Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
- Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
- Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.
- Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
- Власов В. Г.. Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.
Ампир в архитектуре и интерьере
Изменение характера и направлений развития искусства классицизма, в первую очередь, в его французском варианте, произошло после буржуазной революции, после провозглашения древнегреческого и древнеримского искусства её идеалом. Но теперь эстетические идеалы античности эпохи просвещения должны были прославлять вновь народившуюся империю и лично первого императора Франции Наполеона I и его воинские доблести. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795–1799 гг.), а затем при Консульстве (1799– 1804 гг.), и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. empire – империя и лат. imperium – власть).
Стиль ампир, который сложился в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, мебели, одежде, живописи, скульптуре и т.д. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Основными источниками творческого вдохновения для ампира являлось искусство Древней Греции периода архаики и Древнего Рима периода поздней империи, а также искусство и культура Древнего Египта, Этрурии и других древних цивилизаций. Ампир активно использовал пластические идеи древнеегипетской архитектуры, делая большие нерасчленённые поверхности стен, массивные колонны и пилоны, обеспечивая четкость и геометрическую правильность построения цельных объемов и т.п. От Древней Греции и Рима в ампир перешли лаконизм, монументальность, строгая уравновешенность частей, симметрия сооружаемых объектов. Большое распространение получили портики классических ордеров, которые решались на контрасте с гладью малорасчленённых стен и геометрических объёмов. Идеи утверждения имперского величия и воинской славы реализовались в ампире через искусство многочисленных символов и знаков. Например, в декоративном убранстве экстерьеров и интерьеров зданий, мебели, светильников, посуды и т.д. использовалась в большом количестве военная эмблематика и символы воинской славы, заимствованные из арсенала декоративных средств Древнего Рима в виде лавровых венков, трофеев, дикторских связок, орлов, факелов, повторяющейся буквы N и т.д. Использовались также многие мотивы древнеегипетских орнаментов и символов в виде характерных рельефов, сфинксов, мумий, львов и др. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Например, сооружаются и соответствующим образом декорируются триумфальные арки, мемориальные обелиски и императорские колонны. Интерьеры дворцов и частных домов украшаются рельефами по типу древнеегипетских и античных образцов. Стенные росписи выполняются по помпеянским мотивам, посуда, декоративные вазы, светильники делаются весьма похожими на древнегреческие и этрусские и т.д.
С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика XVI приходят излишняя рассудочность, помпезность и даже пафос. В стремлении победившей буржуазии, отринувшей
, во всем подражать быту и нравам древних римлян было, конечно, много театрального, показного. Во многих европейских странах аристократия и крупная буржуазия, для которых французский классицизм эпохи Людовика XVI был еще совсем недавно образцом для подражания, стали откровенно следовать новому стилю. После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике. Ампир, в отличие от предыдущих стилей, имел весьма космополитический характер и исключал, в силу своей регламентированности, возможность создания местных национальных школ, что, впрочем, не помешало России некоторое время спустя создать свою разновидность ампира.
Следует отметить, что формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На своем первом этапе классицизм был королевским стилем
, затем его болеё строгие и лаконичные формы служили идеям буржуазной революции. На последнем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются для прославления императора и его империи.
По сравнению с формами архитектуры, которые во времена ампира ориентируются, в основном, на образцы древнеримских построек и потому не имеют существенных изменений, интерьер, в котором достигается беспримерное стилевое единство всех элементов, его составляющих, теперь решается по-новому. Этот ампирный синтез возникает, в первую очередь, из строгого следования античным, главным образом, древнеримским образцам в оформлении стен, пола и потолка, мебели, рисунков обоев, обивочных тканей и драпировок, тканей занавесей, покрывал, скатертей, других изделий декоративно-прикладного искусства. Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. Ампир, подобно другим королевским стилям
, служит, прежде всего, целям репрезентации – в этом его своеобразная театральность, характерная для дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV.
Стены помещений, как и прежде, членятся на отдельные орнаментально обработанные панно прямоугольных форм, которые декорируются, к тому же, живописными картинами, часто нанесенными прямо на стену или стеновые панели. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Карниз, обычно подчеркнутый фризом, украшенным гирляндами и фигурами лебедей и сфинксов, четко отделяет окрашенный в белый цвет и декорированный по углам потолок от стен. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Стены оклеиваются обоями или затягиваются тканями, причём ткани драпируются, подражая формам античных одежд. Обои имеют строгий рисунок, но также делаются с изображениями пейзажей или различных сюжетов на темы египетских походов Наполеона. Иногда потолки расписываются по белому фону, а вся живописная композиция обрамляется широким бордюром. Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике. В богатых домах и дворцах некоторые помещения имели полы, набранные в подражание античной мозаике. Дверные панели декорируются лепниной с изображениями женских фигурок или ваз с букетами цветов.
В эту эпоху стало модным украшать будуары, парадные залы, столовые и специальные помещения для коллекций скульптуры мраморными бюстами владельцев домов и т.н. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т.д.). Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму
или под мрамор
и каменной массы
фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Основным металлом, который применялся для декорирования или изготовления некоторых элементов интерьера, была бронза. Например, из бронзы, трактованной по цвету и фактуре согласно античным образцам, делались различные светильники: люстры, канделябры, торшеры. Ампирные канделябры во всем схожи с помпеянскими, имеют подставки в виде звериных лап или сфинксов. Торшеры делаются в виде скульптурных изваяний с кариатидами, фигурами крылатых Побед или трех Граций и т.п.
В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. Популярными становятся отдельно стоящие напольные зеркала – псише, украшенные бронзой, а также небольшие псише, устанавливаемые на туалетных столах. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Ширмы, каминные экраны обтягиваются гобеленовыми другими дорогами тканями, украшенными вышивкой. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты
) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т.ч. золотыми, и украшенные позолоченными или посеребренными накладками.
Из-за обилия изображений животных и птиц, в первую очередь, хищных и фрагментов их тел, а также иных фантастических существ в виде грифонов и сфинксов, ампир считается звериным стилем
.
Например, ножки мебельных объектов, опоры светильников и др. часто трактовались в виде когтистой лапы льва, переходящей в мифологическое фантастическое существо с головой и грудью женщины, телом льва и орлиными крыльями. Частыми изображениями были лебеди с сильно изогнутыми шеями, бараньи головы (букрании) и т.д.
У ампира было особое отношение к внешней форме и, прежде всего, к признанию самоценности поверхности как таковой, будь то стена или потолок помещения, дверка шкафа, спинка стула или кресла. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Поэтому такая большая роль в ампире отводилась скульптуре в виде, например, резных лап на окончаниях ножек стульев и кресел, опор локотников в виде лир, опорных частей столов в виде герм и упоминавшихся выше грифонов и т.п. Такие скульптурные изображения зачастую выступали как конструктивные элементы того или иного материального объекта.
Французская мебель ампира
Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764–1838 гг.) и Пьера Фонтена (1762–1853 гг.).
Ампир в своем наиболеё рафинированном виде проявился в интерьерах загородных резиденций, которые вначале возводились для Первого консула, а затем императора Франции Наполеона. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Широкому распространению нового стиля способствовало издание ими в 1801 г. альбома с проектами мебели и интерьеров, который был переиздан в 1812 г. Эти архитекторы создали интерьеры и мебель для дворца мадам Рекамье, а Наполеон поручил им отделку своего загородного дворца в Мальмезоне. Позднее, став придворными архитекторами императора, Персье и Фонтен возглавили работы по переделке помещений других королевских дворцов в Тюильри, Сен-Клу Фонтенбло, Лувре и др.
Мебель по проектам этих архитекторов выполняли знаменитые мебельщики Жорж Жакоб и его сын Жакоб-Демальтер (1770–1841 гг.).
Кресло, 1870 г., Франция
Кресло, Ч. Перкир и П. Фонтэн
Кресло. Дерево, резьба, золочение. Мастерская Жакоба
Кресло, сделанное для Маршала Нея (1769-1815 гг.) из армии Наполеона. Жакоб-Демальтер, 1800-ые, Париж
Кресло с лебедями. Ампир
Кресло, Жакоб-Демальтер, 1805 г., Париж (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
В отличие от стиля предыдущей эпохи – стиля Людовика XVI – для мебели ампира характерно прямое заимствование античных форм. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Важнейшими элементами украшения ампирной мебели являются архитектурные шаблоны: колонны, капители, фризы, карнизы. Архитектурность построения мебельных объектов, в т.ч. мебели для сидения, полностью исключает проседающие, мягкие обивки, поэтому она всегда кажется жесткой. Театральность ампира – как искусства дворцового, парадного – обуславливает специфику организации пространства помещения, где элементы интерьера располагаются как бы по периметру, превращая его в своеобразную театральную площадку. Поэтому у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Декоративные украшения на мебельном объекте располагаются обычно по периметру его свободных поверхностей, подчеркивая тем самым красоту фактуры и текстуры тщательно отполированного дерева. В интерьерах мебель часто ставится целыми гарнитурами, выполненными из одной породы дерева, причём их цветовая гамма обязательно сгармонирована с цветом других элементов интерьера. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу.
В это время весьма модными становятся т.н. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т.н. преддиванные
столики на одной центральной широкой опоре и несколько кресел в форме корытца, расставленные вокруг столика. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. В моде была обивка алым сукном с черными бордюрами, шелком с золотыми звездами или розетками на сетчатом узоре, ценились насыщенные цвета: синий, желтый, пурпурный, малиновый и также такие модные цветовые сочетания как белый цвет с золотом или синий с золотом. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). Поверхности спинок и локотников диванов фанеровались красным деревом, а резные украшения выполнялись в форме музыкальных инструментов, лебедей, военных трофеев, орлов, львов и др. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой.
Получают распространение кушетки своеобразной формы с двумя, как правило, развернутыми наружу торцовыми спинками, выполненными в форме буквы S. Кресла делаются весьма похожими на древнеримские. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т.п. Иногда передние ножки представляют собой гермы, которые доходят до локотников и служат им опорой. Популярны кресла-гондолы
(корытца), имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Стулья делаются проще, чем кресла. Их спинки имеют простую, слегка изогнутую и откинутую назад прямоугольную форму или делаются в форме лиры.
Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Например, известный греческий стул-клисмос неоднократно воспроизводился в это время без каких-либо искажений его первоначальной формы и конструктивной схемы. Большой популярностью пользуются табуреты или банкетки на скрещивающихся, украшенных бронзой ножках, форма которых пришла из Древнего Египта. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Опорные части кресел и стульев, а также диванов и столов, делаются в виде уже упомянутых выше герм, сфинксов, кариатид, атлантов, грифонов, тритонов, львиных лап и колонн. Все эти фигуры фантастических чудовищ, крылатых женщин, кариатид, герм и атлантов стоят в неподвижных позах, движения их скованы, лица так же неподвижны, как и складки их одежд. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. массивны, прямоугольны, замкнуты. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе, имеют мраморную верхнюю доску. Установленные под большими настенными зеркалами-трюмо эти шкафы выполняют роль столов-консолей. Иногда вся фасадная грань комодов делалась из одной целой доски, распиленной по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок струй древесины. Гладкие плоскости мало расчлененных поверхностей шкафов подчеркиваются бронзовыми или резными накладками в виде гирлянд, венков, пальметок, розеток, полосок из золоченой бронзы с резным орнаментом, а также орлов, львиных и бараньих голов, крылатой Ники, фаянсовых, фарфоровых или керамических веджвудских плакеток, которые вставляются в деревянную основу мебельных объектов. Такие шкафы, украшенные колоннами или пилястрами с бронзовыми золочеными базами и капителями, фронтонами, карнизами, фризами, архитектурными профилями и т.д., делаются весьма похожими на античные храмы. Излюбленным украшением, которое появляется в это время на косяках или углах шкафов, комодов и секретеров, становятся своеобразной формы кариатиды с неестественно вытянутыми мумиеобразными туловищами, женскими головками и ногами.
Портрет мадам Рекамье. Ж. Давид. 1800 г. Масло, 173 x 244 см. Лувр, Париж
Портрет мадам Рекамье. Ф. Жерар. 1805 г. Масло, 255 x 145 см. Музей Карнавале́, Париж
Ампир рождает новые типы мебели. Появляются: книжный шкаф, украшенный трельяжем, узкая горка для драгоценностей, узкий сервант, шкафы для фарфора, круглые сервировочные столы для фарфоровой посуды, клавикорды, псише и др. Распространение получают массивные тумбочки цилиндрической формы, весьма похожие на пьедесталы. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Секретеры в это время по-прежнему принадлежат к числу наиболеё популярных предметов меблировки помещений. За откидными столешницами секретеров скрываются многочисленные ящички, ниши, полочки, которые отделываются дорогими породами дерева, зеркалами, бронзой и др.
Письменные столы делаются различных типов, иногда превращаясь в столы-бюро или шкафы-бюро. Такие столы делаются, как правило, двухтумбовыми с выдвижными ящиками. Но существуют и столы, стоящие на четырех ножках. Большой популярностью в стиле ампир пользуются разнообразные круглые столы, имеющие одну центральную опору или ножки в виде крылатых химер или других чудовищ, а также волютообразной формы с львиными масками или букраниями в их верхней части.
В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Столешницы и коробки подстолья часто выполняются из мрамора или малахита и украшаются вставками из золоченой бронзы с типично ампирным декором в виде венков, вазонов, гирлянд, профилей женских головок и др. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи).
Большую известность получил т.н. стол наполеоновских маршалов
, созданный по проекту Ш. Персье и декорированный золоченой бронзой работы известного бронзовщика П.Ф. Томира и мозаикой из севрского фарфора по эскизу Ж.-Б. Изабе. Другим выдающимся произведением мебельного искусства является бюро Наполеона.
Кровати в эту эпоху делаются с одинаковыми боковинами и с балдахином или без него и часто устанавливаются на цоколи. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Такие кровати в стиле ампир решаются в форме римского саркофага, но создается и новый тип кровати, т.н. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни
. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Опорные части этой кровати выполнены в форме огромных рогов изобилия из позолоченного дерева, опоры изголовья также представляют собой рога изобилия, над которыми расположены резные фигуры лебедей с поднятыми крыльями. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира.
В болеё позднеё время мебель ампира явно перенасыщается бронзовым декором, болеё того, появляются небольшие декоративные предметы, выполненные целиком из золоченой бронзы, серебра и даже стекла. Традиция декорирования мебельных объектов бронзой держалась во французском мебельном искусстве начиная с Людовика XIV и заканчивая ампиром почти полтора века.
В эпоху ампира, по сравнению с предыдущим стилем, мастера-мебельщики не применяют каких-либо новых приемов при отделке мебельных объектов. Важную роль в отделке мебели стали играть фактура и текстура материала, которые раньше были скрыты за массой резных украшений и архитектурных шаблонов. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Фанера изготавливается, обычно, из темного красного дерева, а иногда из чёрного, и тщательно полируется. Применяются также и светлые породы дерева: лимонное дерево, ясень, клён, вишнёвое дерево и др. Отполированные до зеркального блеска поверхности мебельных объектов из красного и черного дерева и поверхности мебельных объектов, окрашенные в белый цвет под лак, оттеняются бронзовыми золочеными накладками и, реже, накладной золоченой резьбой, что придает интерьеру торжественность, строгое изящество и монументальность.
Интарсия и маркетри из различных пород дерева в эту эпоху встречаются крайне редко.
У мебели стиля ампир есть связь с мебелью стиля Людовика XVI. Например, мебель Жакоба, который начал работать еще в предыдущем стиле, а в ампирную эпоху был главным исполнителем мебели для Наполеона и других королевских дворов и аристократии, выполняется по проектам (рисункам) Персье и Фонтена. Сотрудником Жакоба был уже упоминавшийся выше знаменитый бронзовщик П.Ф. Томир, который делал бронзовые украшения и скульптуру для всех существовавших тогда дворцов.
По своему характеру стиль ампир в мебели во всех европейских странах имеет единообразные формы, хотя и отличается региональными оттенками. Однако влияние французского ампира на подобную стилистику в других странах было весьма значительным и определяющим.
Австрийская, немецкая, итальянская и английская мебель ампира
Австрийский и немецкий ампир представляют собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике, т.н. стиль цопф
. В это время Вена становится одним из ведущих центров мебельного производства, а австрийская аристократия и крупная буржуазия, которая всегда тяготела к богатству и роскоши, тем не менеё обставляла свои апартаменты мебелью весьма изысканной, но простой по форме и не перегруженной бронзовым декором, характерным для французских образцов. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Ножки, обычно, делаются гладкими, а бронзовых украшений используется минимальное количество. Столы в это время делаются круглыми и прямоугольными, близкими к стилям Людовика XVI и цопф, громоздкие диваны имеют высокие боковины, декорированные колонками. Важным предметом обстановки становится клавир. Известно, что Вена стала после 1790 г. одним из центров по производству такого рода музыкальных инструментов. Добротная столярная основа, наличие различных технических устройств, изящество форм ставят австрийские изделия этой эпохи в один ряд с английскими образцами.
Диван. Лондон, 1759–1765 гг.
Кресло для короля Вильгельма IV. 1834 г.
Новый имперский стиль мало коснулся Германии, т.к. она была в это время раздроблена на множество княжеств. Однако часть немецкой мебели делается в стиле ампир, правда, этот стиль в мебели тяготеет больше к греческой классике, нежели к имперскому Риму и весьма похож на стиль цопф
.
Насаждение имперского стиля в Италии начинается со времен правления Наполеона, который подчинил себе большую её часть. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Например, сестра Наполеона Элиза Бачиоки выписывает из Франции мастеров-мебельщиков и декораторов для отделки дворца Питти во Флоренции, покровительствует местным итальянским мастерам, работающим в этом стиле. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т.п. Однако свой расцвет стиль ампир, развивавшийся в Италии в период с 1815 до 1840 гг., достиг уже после свержения Наполеона.
В Англии в период 1812–1830 гг. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency), и наступивший после него стиль Георга IV
(1820–1830 гг.) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Направление было подхвачено Хеппельуайтом и Шератоном и окончательно сложилось в творчестве последующего поколения английских мастеров. К середине XIX в. в Англии в стиле и образе жизни различных социальных групп усиливается дух рациональности и здорового практицизма. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Английские классические формы мебели оказали влияние на мебель многих европейских стран и даже на французскую мебель. Это влияние проявилось в общей тенденции к целесообразности, простоте и стремлении освободить мебель от влияния архитектурных форм и принципов их построения.
Влияние ампира проявилось болеё всего в проектах Томаса Хоупа, но эти проекты можно считать скореё исключением, чем правилом развития английского мебельного искусства. Но даже эти проекты болеё строга и «демократичны», чем антиквизирующие формы мебели Персье и Фонтена и близкие к ним образцы мебели итальянцев Джузеппе Сали и Джакомо Альбертоли.
После падения Наполеона все, что было связано с его именем и де
особенности стиля, характерные черты дизайна (фото)
Стиль Ампир – это значительность, самодостаточность и продуманность во всем. В интерьере царят тишина и покой, на фоне роскоши и великолепия.
Название стиля пошло от французского слова «empire», что означает «империя».
Необходимо отметить, что классический ампир – это стиль, который практически невозможно воспроизвести в малогабаритных помещениях. Его рекомендуется создавать в просторных комнатах с высокими потолками. Особенно изящно будут смотреться частные загородные дома, коттеджи и особняки. Но некоторые его направления, все таки применимы и в повседневном интерьере небольших квартирах.
История возникновения ампира
Свое начало стиль ампир берет в начале XVIII века, после провозглашения в 1804 году Наполеона Бонапарта императором франции. Покоряя разные страны, он привозил с походов, понравившиеся ему архитектурные и интерьерные «чудеса» давно забытых античных империй. Собрав гениальных художников, он поручил им основать новый торжественный стиль интерьера, который смог бы выразить величие и могущество Франции и ее императора.
Пьер Франсуа Леонар Фонтен вместе с Шарлем Персье был одним из основоположников стиля ампир. Правительственные архитекторы разработали направление отличающееся торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Ампир дизайн стал праздничным и величественным, он довольна быстро распространился по всей Франции, а поскольку подражать, в то время «могущественной» державе было модно – то он быстро перенесся за пределы одного государства.
Россия сумела оценить по достоинству ампир интерьер и, хотя он и потерпел частичные изменения в силу иной культуры, но все же укоренился.
С новой силой его начали применять в период правления вождя Советского Союза, тогда и образовался под стиль «Сталинский ампир».
Интерьер 19 века – Сталинский Ампир
С годами мода на ампир стала угасать, но все же стилю удалось дойти до нашего времени. Он довольна, популярен и широко применим при оформлении современных квартир и домов.
Основные черты стиля ампир
Характерными особенностями ампира в современном интерьере, является передать основные его черты, это:
- грандиозность – она заключена в необыкновенно просторном и большом помещении, вызывающее удивление и восхищение;
- используется принцип центрической или лучевой композиции – центр комнаты подчеркивается с помощью декора пола или потолка, а по периметру расположена мебель;
- драпировка оконных проемов и медели при помощи тяжелых тканей;
- присутствие больших зеркал с массивными рамками;
- предметы с изображениями воинских достижений – доспехи, щиты, оружие, картины.
- скульптуры и бюсты с элементами античной Греции, Египта или Рима.
На сегодняшний день, совсем не обязательно использовать дорогую позолоту, античные картины или недешевые антикварные вещи, для передачи императорской атмосферы. Современные материалы позволяют создать доступные аналоги, визуально неотличимые от бесценных предметов и на вес золота элементов декора.
Цвета применимые для ампир интерьера
Основные цвета, которые применимы для стиля:
- белый – формирует чувство воздушности и легкости, бело-золотой используют для декорирования лестниц, стен и потолков;
- красный – используется для подчеркивание отдельных деталей: мягкой мебели, штор, дорожек;
- синий или голубой – применим в не главных комнатах: будуаре или предпокоях;
- бирюзовый – стал использоваться совсем недавно, нашел применение: в спальне и столовой.
Для олицетворения дворцовой атмосферы пользуются золотым цветом, без него не выразить стиль.
Ампир называют – холодной роскошью, не комбинируйте много цветов одновременно. Используйте один основной, а другие как добавочные.
Как оформить стены, потолок и пол
Стены отделывают:
- тканями – используют парчу или шелк;
- обоями – с правильным, строгим орнаментом или военной символикой; которые имитируют ткань, но останавливайтесь на виниловых или шелковых;
- панорамными обоями – на них могут быть изображены африканские леса или античные руины.
Основной цвет для потолков: белый или слоновой кости. На потолках, вокруг хрустальной люстры, делают лепнину. Дополнительно потолочину декорируют карнизами и гипсовыми орнаментами с позолотой.
Пол выкладывают художественным наборным паркетом из ценных пород дерева со сложным рисунком. Также используется мраморная мозаика с греко-римскими мотивами.
Для общего декора используются карнизы, пилястры, колонны, арки, барельефы, лепнину, медальоны, фрески.
Ампир шторы
Шторы ампир – это ламбрекены с бахромой в виде фаетонов, украшенные боковыми полотнами и остроугольными складками по бокам.
Для украшения окон в стиле ампир пускают в дело гардины из средних и легких тканей: шелк, порча, бархат или лен. Предпочтительно остановится на таких цветах как: белый, золотой, пурпурный. На них может быть нанесен принт в виде вензелей или военной символики.
В качестве креплений используют карнизы из ценных пород дерева.
Ткань должна выглядеть дорого, а шторы симметрично, с четкой правильной формой.
Мебель ампир
Мебель в стиле ампир должна отображать официальную атмосферу роскоши и великолепия. Она низкая, массивная, темная, имеет прямоугольную форму и выполнена из ценных пород деревьев.
Не приемлемы высокие стулья и шкафы. Мебель для сидения должна быть удобна для сидящего, обязательно мягкая и приземистая.
В одной комнате допускается расположение мебели из одной породы дерева.
Боковины часто исполняются в виде буквы S или рога изобилия, а стулья напоминают греческие лиры.
Для комодов и шкафов стиля ампир характерно наличие большого количества филёнок, а косяками для них становятся античные колонны или фигуры богини Ники.
Вся мебель имеет плавные и изящные линии, украшена орнаментами из позолоты.
Фото примеры стиля ампир в интерьере
[tie_slideshow] [tie_slide] [/tie_slide]Кабинет Ампир
[tie_slide] [/tie_slide] [tie_slide]Гостиная Ампир
[/tie_slide] [tie_slide]Спальня Ампир
[/tie_slide] [tie_slide]Зал Ампир
[/tie_slide] [tie_slide] [/tie_slide] [tie_slide] [/tie_slide] [tie_slide] [/tie_slide] [tie_slide] [/tie_slide] [/tie_slideshow]Видео: Особенности ампира в интерьере
Путеводитель по архитектурным стилям, страница-7
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Ампир
Ампир (от французского empire — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Тогда главной целью искусства было восхваление империи и императора, его величия и военных успехов. Результатом стали всевозможные триумфальные арки, памятные обелиски и колонны.
Ампир, как и классицизм, ориентируется на архитектурные мотивы и элементы античности, но берет только самые величественные и монументальные из них — массивные портики, сочетание простых геометрических форм с военной эмблематикой (легионерскими знаками с орлами, львами, связками копий, щитов и ликторских топоров).
Характерные черты зданий стиля ампир: | регулярность планировки, величественность и монументальность, военная атрибутика. |
Преобладающие цвета зданий стиля ампир: | насыщенные с золотым акцентом. |
Линии зданий стиля ампир: | строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии. |
Форма и конструкции зданий стиля ампир: | четкие геометрические формы, массивные, устойчивые, монументальные; портик — важный пластический элемент. |
Характерные элементы интерьера зданий стиля ампир: | колонны, пилястры, статуи, древнеримская военная эмблематика; бронзовое литье и роспись плафонов. |
Окна зданий стиля ампир: | прямоугольные или полуциркульные. |
Двери зданий стиля ампир: | прямоугольные с массивным двускатным порталом или карнизом на консолях, львами, сфинксами и статуями. |
Крыши зданий стиля ампир: | купола плоские, как перевернутое блюдо; двускатные крыши с фронтоном; фонари-ротонды, окруженные балюстрадой. |
Знаменитые здания Москвы в стиле ампир Страница 7 из 18«‹34567891011›»
Ампир (фр. style Empire имперский стиль) стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I и развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века.
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников русского ампира.
Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина.
Примеры петербургского ампира:
Примеры московского ампира:
Ампир относится к так называемым королевским стилям, которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.
В России ампир главенствовал в архитектуре до 18301840 гг. Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как сталинский ампир.
Источник — wikipedia |
|
Ампир / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения
Происхождение:
1. Франция (правление Наполеона I — 1804 –1815 гг)
Периоды проявления:
1. Наполеоновская Франция.
2. Россия: правление Александра I, сталинский Ампир, неоклассицизм СССР.
3. Кайзеровская Германия, фашистская Германия.
4. Английский стиль регентства (1810-30). Эдвардианская Англия (1901-1910)
Основные черты:
1. Спокойная уравновешенность форм. Формы простые и элегантные. Изогнутые линии сочетаются с прямыми.
2. Симметричные формы. Монументальность. Соединение античности и рационализма. Холодная торжественность.
3. Базовые геометрические фигуры: круг, квадрат.
4. Чистые, насыщенные цвета, дерзкие цветовые контрасты.
5. Статичная композиция, элементы античной и воинской символики.
6. Геометрически выверенная орнаментальность. Декор служит для прославления Империи.
7. Дорогостоящие материалы: древесина светлых или красных пород, бронза, полированный камень.
Основные характеристики:
1. Стиль воспевал величие власти.
2. Отражение через искусство значимости военных побед и мощи Империи.
3. Этические мотивы: искусство позднего Рима, древних Греции и Египта.
Символы или константы стиля:
1. Торжественность и парадность (насыщенные цвета, венки, тяжелая драпировка, позолота, гильош).
2. Имитации античной архитектуры: Арка, колонна, бордюры.
3. Воинская символика, сцены баталий (щиты, шлемы, копья, мечи, фасции).
4. Образы античности (человеческие образы, миандр, пальметта, акант, кариатиды, лавры, мифические животные: сфинксы, орлы, грифоны, львы, змеи).
Ампир (от французского — империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, завершающая фаза неоклассицизма. Возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.
Главные отличительные черты и особенности ампира в интерьере
Многим интересно хотя бы на время оказаться в апартаментах в стиле эпохи правления Наполеона, пожить как император, купаясь в осознании собственной величественности и неотразимости. Исходя только из этой информации, можно понять, что основные особенности ампира – демонстративность, роскошь, монументальность, обилие декора, использование в оформлении дорогих отделочных материалов тканей и позолоты.
Студия ARCHIVIZER
Ирина Счастливая
Раньше в стиле ампир оформлялись только дворцы, кроме царей и вельмож никто больше не мог себе позволить такое дорогое убранство. С тех времен ситуация не особо изменилась. Сегодня ампир чаще можно встретить в отелях, конференц залах, резиденциях для приема высокопоставленных гостей, нежели в жилищах простых граждан. И связано это не только с высокой стоимостью отделочных материалов и мебели, но и с тем, что для полноценного воссоздания стиля необходимы помещения площадью от 25 квадратов с высотой потолков от 3 м.
К тому же есть большие сомнения, насколько данный стиль удобен с точки зрения повседневной жизни. Именно по этим причинам ампир редко распространяется дальше гостиных и спален.
Вероника Шумкова
Основой стиля ампир является классика. Но в отличие от нее предпочтение отдается не сдержанной элегантности, а показательной вычурности и монументальности. Абсолютно вся мебель и архитектурные элементы (арки, колонны, фризы, потолочные розетки карнизы) щедро украшены разнообразными декоративными элементами. Лаконичность и простота уступили место громоздкому массивному декору. Популярностью стали пользоваться огромные хрустальные люстры, фарфоровая посуда, бронзовые статуэтки, канделябры, зеркала и большие картины в дорогих рамах.
Излюбленный цвета стиля ампир: красный, бордовый, золотой и цвет темного дерева (шоколадный). Здесь вы редко встретите мягкие пастельные оттенки, светлые акварельные полутона. Это праздник для любителей ярких, насыщенных цветов.
Мебель для стиля ампир характерна массивная при этом украшенная резьбой, чеканкой и позолотой. Прямолинейные формы встречаются довольно редко, чаще можно увидеть плавные изогнутые линии ножек, спинок, подлокотников.
работы Вероники Шумковой
Еще одна особенность ампира – обилие текстиля. Многослойные шторы на окнах, балдахины пологи и арлекины над кроватями, всевозможные драпировки, дорогие восточные ковры ручной работы. Во многих интерьерах ткань является не просто декором, но и материалом для отделки стен.
Расцвет данного направления припадает на эпоху завоевательных войн Франции. Было модным выставлять напоказ привезенные из дальних стран трофеи и оружие. Эти предметы (особенно доставленные из Египта) стали источником вдохновения для многих мастеров. Пожалуй, тогда то и начался повальный интерес европейцев ко всему восточному.
Перечисляя особенности ампира, не стоит забывать, что именно в таком дворцовом интерьере легче всего себя почувствовать настоящим королем. Да, может оформлять в таком стиле все жилище не совсем рационально, но выделить под императорские покои одну комнату можно.
Александр Регузов
Катерина Антонович
Иван Безруков
Похожие записи:
Понравилась статья? Поделись с друзьями в:
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.