Для чего нужна задвижка на дымоходе – что это такое, для чего нужен, виды заслонок, как сделать и установить задвижку своими руками

Содержание

устройство и установка в трубу

Печная задвижка – это неотъемлемая часть любой печи, роль которой состоит в регулировании тяги в дымовой трубе, когда печь уже затопилась и при окончании топки с целью отключения печки от трубы, а также для переключения дымовых ходов в комбинированных печах. Изделие состоит из рамки и движка. Функцию свою оно осуществляет за счет перемещения движка в пазах рамки, в результате чего площадь сечения входного отверстия дымовой трубы изменяется. Это приводит к уменьшению или увеличению разрежения.

С целью максимально плотного закрывания трубы после затопки, рекомендуется установить две задвижки, одна на другой.

Содержание

Конструкция печной задвижки
Несколько слов о прямоугольных задвижках
Круглая печная задвижка или вьюшка
Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации
Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе
Как установить задвижку на печную трубу
Летняя заслонка и ее значение

Конструкция печной задвижки

печная задвижка

Печная задвижка представляет собой конструкцию, состоящую из трех частей:

  • Чугунного корпуса — рамы (иногда вместо чугуна применяется сталь) с боковыми пазами.
  • Запорной части в виде щитовой заслонки, благодаря движению по пазам которой происходит контролирование герметизации дымохода.
  • Управляющей части на щитовой заслонке в виде рукоятки. Это обеспечивает простоту управления щитовой заслонкой вручную.

 

Формы задвижки должны полностью совпадать с формой дымохода, по этому параметру они бывают прямоугольными, квадратными, круглыми.

Несколько слов о прямоугольных задвижках

прямоугольная печная задвижка

Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.

Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.

Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.

Круглая печная задвижка или вьюшка

Вьюшка

Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.

Вьюшка состоит из следующих частей:

  • Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
  • Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
  • Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.

Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.

Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.

Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации

задвижка в печной трубе

Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.

Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-700C.

Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:

  • Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
  • При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
  • Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.

Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе

Печь с задвижками

Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.

Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.

Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.

Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.

Как установить задвижку на печную трубу

установка печных задвижек в трубу

Задвижку, как правило, устанавливают во время строительства и сборки печки. Процесс осуществляется в несколько этапов:

  • Укладка кирпича вокруг арматуры в выбранном месте на определенной стадии возведения дымохода. При этом размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с размерами задвижки. Зачастую в уголках корпуса устанавливают проволоку, монтируя ее в тело кладки.
  • Монтаж рамки задвижки с фиксацией верхней части с помощью цементного раствора.
  • Нанесение цементного раствора по периметру рамы и проволоки толщиной около 1 см, с последующей укладкой ряда кирпичей.
  • Установка задвижки в дымоход.

Обычная чугунная печная задвижка запирается щитовой заслонной, которая монтируется в корпусе рамы сквозь щель. Ее можно установить и после монтажа рамы. Заслонка у вьюшки закрывается вручную, поэтому над корпусом такой конструкции нужно установить специальную дверцу, с помощью которой можно будет управлять крышкой.

После этого продолжается укладка дымохода соответствующим образом.

Летняя заслонка и ее значение

печь с летники заслонками

Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.

У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.

Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.

Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.

Шиберная задвижка для дымохода — для чего она нужна?

Шиберная задвижка для дымохода — это заслонка, которую устанавливают в самом начале дымохода с целью регулировки тяги в печи. Готовые задвижки серийного производства всегда идут с одним или несколькими небольшими отверстиями для того, чтобы не допустить полного запирания тока воздуха из печи в дымоход.

Они бывают двух видов: выдвижная и поворотная. Наиболее распространена выдвижная, так как в связи с простотой конструкции, работает надежно и может быть встроена в большинство печей. Поворотная задвижка встречается реже, так как имеет более сложную конструкцию и применяется чаще всего там, где нет возможности установить выдвижную заслонку.

Техника безопасности

Говоря о шиберных задвижках в первую очередь следует остановиться на технике безопасности. Уже из определения становится ясно, что это устройство способно полностью перекрыть естественный ход воздуха из помещения через печь и дымоход на улицу. В таком запертом состоянии печь может находится только при одном условии — в ней нет ничего, что ещё хотя бы немного тлеет, а тем более горит.

Как известно, горение дров в печи приводит к выделению ядовитого для человека угарного газа. Опасность отравления этим газом заключается в том, что человек может просто не чувствовать губительного воздействия газа до момента, пока не начнет терять сознание, а тогда может быть уже слишком поздно. Не стоит недооценивать эту опасность: например известно, что знаменитый французский писатель Эмиль Золя скончался в Париже у себя в спальне от угарного газа.

Рекомендуем видео-обзор особенностей шиберных задвижек различных конструкций.

Внимательный читатель может заметить, что производители задвижек выпускают их со специальными отверстиями, предотвращающими полное запирание дымохода. Однако, при регулярной эксплуатации с течением времени на этих отверстиях собирается сажа и смола, которые постепенно уменьшают их пропускную способность, а потом могут их и вовсе заблокировать. Очевидно, что дымоход периодически нуждается в чистке и задвижка тут не исключение, но на практике эта процедура проходит значительно реже, чем того требует техника безопасности.

Для чего нужна шиберная задвижка

Горение дров в печи может проходить как очень интенсивно, так и медленно, постепенно. Подавляющее большинство конструкций отечественных печей рассчитаны на относительно быстрое горение топлива в них. Задача процесса горения в том, чтобы как можно большее количество тепла выделилось за определенный небольшой промежуток времени и произошел нагрев всей печи. А уже нагретая кирпичная печь будет благодаря своим габаритам медленно остывать и отдавать тепло в отапливаемые помещения.

Так вот, основной причиной, почему печь после сгорания в ней дров остывает слишком быстро лежит в том, что дымоход остаётся открытым и через него теплый воздух из комнаты выходит на улицу. Так как естественное движение теплого воздуха происходит снизу вверх, то нагретый печкой воздух помещений стремится подняться как можно выше и открытый дымоход станет отличным транспортным каналом для этих целей. В таком случае потери тепла будут очень большими и даже хорошо прогретая комната быстро остынет, если не закрыть дымоход после окончания горения дров в топке.

В целом, для блокировки выхода теплого воздуха из помещения в большинстве кирпичных печей существует специальная заслонка. Но есть печи, в которых такой заслонки нет, для них и создана шиберная задвижка. Она может быть установлена на дымоход любой печи сразу в его начале или на расстоянии до метра от печи.

Отдельно стоит сказать о шиберной задвижке для буржуйки или других металлических печей. В классической конструкции буржуйки задвижки на дымоходе нет и не должно быть, так как тяга регулируется с помощью открытия дверцы для заброса дров или дверцы поддувала. Что касается печей длительного горения, то согласно европейским нормам шиберные задвижки в них запрещены в принципе. Это объясняется особенностью протекания процесса затяжного горения, при котором в большом количестве образуется сажа и смола, а это, как было сказано выше, значительно увеличивает риск засорения дымохода и вероятность его полной блокировки.

Убедившись в необходимости оставлять дымоход открытым при горении дров, давайте рассмотрим правильную технику использования шиберной задвижки.

Регулировка тяги с помощью шиберной задвижки

При оптимальном режиме горения в топке, тяга вызывает такое сгорание топлива, при котором не образуется дыма, а процесс горения проходит ровно и спокойно. Наша задача заключается в том, чтобы найти такое положение шиберной задвижки, при котором эти условия соблюдаются. Делается это так: дымоход постепенно перекрывается задвижкой до момента, пока пламя не начнет задыхаться от дыма. Из этого положения шибер выдвигается чуть назад, чтобы обеспечить небольшой запас ходу воздуха. Это положение следует запомнить и затем на мгновение полностью закрыть дымоход заслонкой, после чего сразу вернуть её в оптимальное положение. Делается это для того, чтобы удостоверится, что найденное оптимальное положение точно не является крайним и оставляет зазор для свободного прохождения воздуха в трубе.

Повторимся, что данный метод регулировки тяги крайне опасен и при несоблюдении правильной техники может привести к полной блокировке выхода опасных для человека газов, выделяемых при сгорании топлива в топке. Тут стоит сказать, что существует альтернативный способ настроить оптимальную тягу с помощью манипуляций с потоком воздуха, входящим в печь. В большинстве печей есть так называемое «поддувало». Открытием и закрытием дверцы поддувала абсолютно безопасно и легко регулируется тяга и достигается наиболее эффективный режим сгорания топлива.

Читайте также: Устройство дымохода в бане для дровяной печи, Зонтик на трубу дымохода

В чем необходимость установки шиберной задвижки для дымохода, виды и технология монтажа

От хорошей тяги трубы дымохода напрямую зависит безопасность помещения, расходы топлива, скорость горения. Данное расположение дел можно скорректировать, если установить дополнительную заслонку, позволяющую контролировать сам процесс прогорания топлива – шибер.

Как выглядит установленный затвор

Что это такое, какие виды шиберных заслонок бывают

Шиберная задвижка являет собой широкий круглый участок трубы со встроенной заслонкой, которая достаточно свободно выдвигается и задвигается до упора, располагается на рамке, фиксирующей положения листа. За счет подобной установки можно осуществлять регулировку или абсолютное перекрытие трубы после того, как топливо прогорит. Является одной из обязательных частей дымохода.

Подбор разновидности агрегата производится на основании основного набора критериев. Первым выступает материал изготовления, который выбирают в соответствии с тем, из какого вида сырья сделана сама труба. Вид шиберной заслонки также соотносится с формой, материалом изготовления дымоотвода. Размер всегда должен соответствовать ширине сечения трубы дымоотведения. Выделяют всего два основных вида данного оборудования, каждое из которых имеет свои преимущества.

Горизонтальное перекрытие предполагает размещение параллельно полу, за счет внутренней преграды обеспечивается перемена сечения дымохода. Перегородка, обычно, оснащена несколькими дырочками, оставляя возможность прохода воздуха, что обеспечивает снижение риска возникновения пожара. Можно доставать на максимально допустимый уровень или вынимать на время прочистки полностью. Работа дымохода контролируется за счет того, что пластину двигают ближе или дальше.

Прямой агрегат

Классическая вариация иначе называется шибер поворотный. Регулировка потока воздуха осуществляется посредством управления вращательными движениями. Направляет поток встроенный круглый диск из легкого металла, который можно менять по мере необходимости. Очень удобен в эксплуатации и не требует постоянного контроля хозяином дома. Разницей с горизонтальной вариацией заключается в том, что направляющая часть приварена к пластинке.

Поворотная вариация

Прежде, чем попытаться оборудовать подобную систему перекрытия, следует разобраться, как правильно устанавливается шиберная задвижка для дымохода.

Назначение и основные параметры

Для чего бывает нужен шибер системы дымоотвода? У него сразу несколько назначений.

Шиберная перегородка дымоотведения нужна для регуляции силы тяги внутри трубы, скорости прогорания топлива, частичного перекрытия сечения дымопровода.

Чтобы через трубу в дом не проникал мелкий мусор, насекомые или птицы тогда, когда нет отопления, заслонка оставляется полностью закрытой и можно не беспокоиться о подобном.

Данный агрегат подлежит установке на местах с наименьшим нагревом, лучше в пределах одного метра от начала трубы. Если сделать иначе, то при расширении стенок трубы под воздействием тепла задвижку будет клинить.

Монтаж шиберной затворки для контроля движения воздуха имеет смысл только для печных или каминных сооружений, обогревающих посредством твердого расходного материала: уголь, дрова. Когда отопление осуществляется за счет газа или жидкого типа топлива, то монтаж делают исключительно в целях защиты дома от попадания атмосферных осадков, мусора.

Как вмонтировать затвор

При любом подходе шибер на дымоотводную трубу обязан соответствовать определенному набору характеристик:

  • жаростойкость;
  • устойчивость к ржавчине, деформации;
  • длина должна составлять не менее 85% глубины дымохода без остановки процесса отопления при раскрытии;
  • теплопроводность.

Лучше выбирать модели с ручкой, оснащенной неметаллическими вставками, чтобы было можно без проблем и риска получить ожоги управлять шибером.

Ручка затвора с неметаллической вставкой

Диаметр металлической прослойки должен соотноситься с сечением дымоотвода, чтобы не пропускать внутрь осадки, хорошо выводить дым.

Заслонка на дымоход должно свободно проходить наружу и обратно, без заедания, а поворотный вид – легко вращаться.

Рамка под перекрытие обязана быть толщиной не менее четырех сантиметров, чтобы прочно расположение положение шибера внутри трубы.

Главные функции шиберной заслонки

Главным целевым назначением шиберной затворки выступает обеспечение стабильной работы обогревательной системы за счет хорошей тяги. Приобретение труб для дымохода предусматривает комплектацию таковых производственным шибером. Если же задвижки не было в комплекте, изделие можно создать своими руками.

Заслонка помогает направлять потоки воздуха, сопровождая свободный отток продуктов горения, чтобы не произошло задымления помещений.

Функционал перекрытия

Регулировать силу тяги можно при помощи увеличения протока трубы, выдвигая или поворачивая прослойку, либо закрывая, возвращая диск в исходное положение.

После того, как все внутри печи прогорело, шибер задвигают до конца, полностью перекрывая трубу. Не следует закрывать дымоход то того, как остынут угли, так как еще некоторое время продолжают выделяться продукты горения и есть риск удушья.

Наглядная демонстрация эффективности работы шибера

Чтобы поближе ознакомиться и лучше понять принцип функционала шиберной заслонки, узнать, как сделать шибер в трубе, следует посмотреть следующий видеоролик:

Как изготовить своими руками

Допускается не только самостоятельный монтаж шиберной задвижки, но также собственноручная сборка данного участка дымохода.

Выбор материала для изготовления следует остановить на нержавеющей стали, так как данное сырье спокойно переносит длительное воздействие высоких температур, не подвергается коррозии под воздействием конденсата, налета сажи. И все-таки она не долговечна, но, даже с заменой листа, выйдет экономичное изделие, исполняющее основное целевое назначение.

Перекрытие своими руками

Первым шагом любой созидательной деятельности выступает составление схемы под будущий шибер для дымохода своими руками.

Внутренняя сторона заслонки должна соответствовать сечению трубы дымохода, чтобы не было оставленных зазоров.

Чертеж перекрытия

Далее собирают рамку под шибер, из прочного нержавеющего металла, при помощи сварочного аппарата. Рамка должна свободно пропускать движение задвижки, но прочно фиксировать ее положение

Вариант 1. Изготовление поворотной модели из нержавеющей стали

Первым этапом сборки поворотной шиберной заслонки станет сборка рамки, где ширина полок должна быть около 4 сантиметров. Все углы проваривают сваркой.

Далее из листа металла вырезают диск, в соответствии с предварительными чертежами. Толщина изделия может составлять от 1 до 3 миллиметров. Внутри самого диска потребуется сделать отверстие для ручки: если предполагается строго вертикальный оборот, то дырки сверлят под прямым углом. Когда формируют поворот под углом, делают отверстия диагонально.

Втулки под движение ручки выбирают из труб различного диаметра, лучше всего подойдет трубка, размером 1-1,5 сантиметра. Монтаж втулок осуществляют таким

образом, чтобы можно было свободно двигать ручки шибера.

Теперь металлическую пластинку вкладывают в рамку, приваривают к оси вращения. Опытные мастера рекомендуют выдерживать между пластиной и рамой зазор, хотя бы 1 мм.

Поворотный затвор своими силами

Для фиксации пластинки в нужном положении устанавливают ограничительный элемент.

Завершающим этапом является прикрепление ручки к оси вращения.

Установка на стальную трубу предполагает размещение в местах, не нагревающихся при отоплении, желательно в пределах первого метра трубопровода. Сначала производится монтаж на одну трубу, потом сверху ставится вторая, плотно прижимает шибер, фиксируя положение задвижки. Места стыковки труб обязательно покрываются жаростойким герметиком, так как любой другой состав очень скоро осыплется, пропуская внутрь дома вредные вещества, являющиеся продуктами горения.

Вариант 2. Сборка горизонтального выдвижного шибера из нержавейки

В домах со старыми печами можно наблюдать чугунные шиберные перекрытия, но на самом деле, достаточно сделать рамку и салазки под задвижку из чугуна, а сам шибер – из нержавеющей стали. Полученное изделие спокойно переносит экстремально высокие температуры, без какой-либо деформации.

Гладкая поверхность не накапливает сажу, значит, свободному выходу дыма из трубы не будут мешать сажные скопления. Рекомендуемая толщина металла составляет около 2 мм.

Сначала проводят замеры, составляют подробный чертеж. Основным ориентиром является сечение дымоотвода. Внутренняя сторона будет совпадать с данным параметром, а для расчета размера наружной поверхности необходимо прибавить от 20 до 30 мм.

Для обеспечения легкого движения шибера, ширину заслонки делают немного меньше, чем у рамочной конструкции.

Все замеры переносят на бумагу. Металлические трубы часто совмещают горизонтальную задвижку и перпендикулярный фрагмент дымохода.

Сборку рамы рекомендуется проводить из жесткого металлопрофиля углового типа. Формирование рамочного каркаса происходит путем надрезания, сгибания профиля с последующей сваркой швов.

Шиберное перекрытие должна быть чуть уже, чем рамка, но достаточно длинная, чтобы небольшая ее часть выступала наружу. Выглядывающее наружу окончание задвижки делают в форме ушка со сквозным отверстием или немного загибают край пластины.

Края обрезанного металла необходимо тщательно отшлифовать, чтобы при движении листа не было затруднений.

Горизонтальный затвор своими силами

Не допускается нанесение краски на поверхность деталей шиберной заслонки.

Наиболее удобный монтаж производится во время закладки кирпича дымохода, но допускается установка внутрь уже имеющейся отопительной конструкции. Под рамку шибера удаляется часть кирпича, обеспечивая тем самым плотное прилегание будущей задвижки.

Рамочный каркас становится частью конструкции, так как укладывается на бетон, покрывается бетонным раствором. Проверка функционирования шибера осуществляется на промежуточном этапе: после того, как раму положили на постоянное место, но до того, как закрепили сверху. Движение дверцы должно быть плавным.

Дальше просто продолжают кирпичную кладку, а места соединения кирпича с шибером обрабатывают цементом. Нанесение бетонного раствора – обязательная процедура, так как иначе могут образоваться щели, будет теряться сил тяги.

Правильный выбор

Модель перекрытия дымохода подбирается, в основном, с упором на материал изготовления трубы для отведения дыма. Кирпичные изделия снабжаются горизонтальным шибером, а стальные – поворотным механизмом.

Монтаж шибера возможен практически для любых типов обогревательного сооружения. К таковым не относят наиболее современные модели, где потоки воздуха контролируются дефлектором. Подобная установка монтируется на самой верхней части дымоотвода, обеспечивая регулярный обмен воздуха, регулировку давления.

Не менее важным критерием при покупке или самостоятельном изготовлении задвижки является материал.

Допускается применение изделий из чугуна. Чугунный металл применяется, в основном, при оборудовании дымоотвода из кирпича. Отличается повышенным запасом прочности, устойчивостью к воздействию влаги, осевшей сажи или иных факторов. Одновременно имеет место риск осложнения процесса установки, так как шибер из чугуна весит значительно больше, чем просто металлический.

Нержавеющий металл не так долговечен, как чугун, но зато задвижка не такая тяжелая и проще в обращении. Но при правильной обработке можно существенно повысить срок эксплуатации заслонки из нержавейки. Они лучшим образом подходят для сборки поворотных шиберов, но горизонтальные варианты собрать будет проще: не нужно ковать, как чугун, можно обойтись сваркой.

В принципе, готовые изделия стоят не дорого и не имеет смысла делать шибер своими руками. Лучше оставить такой вариант на крайний случай.

Установку производить можно самому, но будет уместнее обратиться к опытному мастеру, который сориентируется, как и куда поставить заслонку, проверит исправность работы системы, даст ценные указания по уходу за оборудованием.

Подробно процесс самостоятельной сборки показан в следующем видео:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Что такое вьюшка в печи или печные заслонки?

Во время установки печи в частном доме или на даче люди задумываются, зачем нужна та или иная деталь установки. Вполне обоснованно задать такой вопрос касательно вьюшки, поскольку многие не представляют, что же это такое. Давайте разберёмся, что представляет собой эта часть печного устройства, зачем она нужна, и как правильно её установить.


Печная вьюшка – это чугунная деталь русской печи, представляющая собой пластинку с отверстием, которое обычно закрывается блинком и крышкой. Устанавливается она, как правило, между кайлом и трубой, потому что основное её предназначение – выпуск горячих газов.

В настоящее время печная вьюшка традиционно делается из чёрной листовой стали (чугуна). В прежние годы в русской печи допускалось использование деталей из обожжённой глины, но чугунная вьюшка имеет ряд преимуществ, как функциональных, так и в ценовых.

Вьюшка состоит из трёх основных частей: рамки, блинка и противня (иногда в литературе встречаются другие названия, например, сковородка, крышка, нахлобучка и прочие). Такое устройство делает вьюшку более эффективной и безопасной, чем другие заслонки.

Чтобы закрыть трубу, сначала в рамку устанавливается блинок, затем закрепляется противень. Между последними двумя деталями появляется воздушная прослойка, являющаяся главным теплоизоляционным фактором.

Вообще, нужно понимать, что вьюшка – это такое приспособление в русской печи, которое предназначено не только для регуляции выхода горячего воздуха, но и для того, чтобы закрыть трубу, когда топка печи завершена.

Если вы решили сложить печь своими руками, то обратите внимание, что кроме вьюшки, существуют и другие виды аналогичных печных приспособлений, которые принято называть задвижками или заслонками. Необходимо внимательно изучить их устройство, достоинства и недостатки, прежде чем использовать в своём проекте.

Виды печных задвижек и их конструкция

рамка с бортиками и две крышкиПечные заслонки состоят из двух частей: рамки и двигающейся пластины, которая устанавливается на рамку. Задвижка устанавливается в дымоходе русской печи в процессе кладки между кирпичами.

Традиционно заслонки делаются из чугуна, но в металлических печах (в народе часто принято называть буржуйками) требуется использовать исключительно тот материал, из которого сделана труба.

В целях экономии тепловой энергии чаще всего устанавливают и вторую заслонку. Образовавшаяся между ними воздушная камера становится прекрасным теплоизолятором. При неправильной установке рамки и пластины-движка холодный воздух и влага проникают внутрь трубы, что грозит огромными потерями тепла, оседанием конденсата, появлением инея и невозможностью дальнейшей эксплуатации печей.

В условиях холодного и умеренного климата иней может заполнить всю трубу, в результате чего дым будет попадать в помещение, а это нарушает технику пожарной безопасности. Другой вариант, когда происходит оседание конденсата, что может привести к образованию серной кислоты, разъедающей кирпичные стенки трубы.

Применяется также такой вид заслонок, как удлинённые. Чем они отличаются от обычных? Движок такой заслонки немного длиннее, но это различие позволяет применять удлинённые задвижки в каминах маленького размера, а также в летних и зимних дымоотводах. Другой вариант применения – независимая дымоотводная отопительная система, спроектированная индивидуально.

Важно! Любую печную заслонку, независимо от её типа, следует устанавливать подальше от топки, обычно это расстояние составляет около 200–210 см. от поверхности пола. Задвижка обязательно должна выходить на ту же сторону, куда выходит дверца топки. Избегайте промежутков между кирпичами кладки и задвижками.

Нужны ли в дымоходе вьюшки и задвижки

Задвижка для жестяной трубыПечная заслонка – обязательный атрибут русской печи, назначение которого заключается в том, чтобы закрывать дымоотводный канал, когда печь уже натоплена. В печах комбинированного типа, например, варочно-отопительных, заслонки необходимы для перехода между дымоходами.

При кладке печи заслонку обычно устанавливают в канал для дыма, закрепляют последующими слоями кирпичей. Установка двух задвижек наиболее характерна для зданий, находящихся в холодном климатическом районе с большой разницей температур, где, как следствие, быстро идут процессы теплообмена.

Вьюшка устанавливается аналогично в дымопроводящий канал, но традиционно используется чаще в русской печи. С внешней стороны печей отверстие вьюшки закрывают специальной вьюшечной дверцей. Функция дверцы здесь заключается в том, что когда необходимо проветрить помещение и не охладить печь, с закрытой вьюшкой это можно сделать без особых затруднений.

Несмотря на то, что конструкция печной вьюшки избавляет от необходимости использовать двойную задвижку, поскольку с задачей теплоизоляции на “отлично” она справляется даже одна, можно установить задвижку, которая в таком случае должна быть расположена ниже вьюшки.

Почему необходима «летняя» заслонка


Если вы внимательно изучаете проекты печей и каминов, то наверняка обратили внимание на то, что часто в них встречается так называемая летняя заслонка, и у вас возник закономерный вопрос, почему же нельзя обойтись только зимней.

Ответ на этот вопрос достаточно прост. «Летняя» заслонка необходима в камине или русской печи, если она эксплуатируется нерегулярно, с большими временными промежутками или периодически, т. е. например, на даче или в деревенском доме, где печь топится только в летний сезон.

Конструкционные особенности и расположение «летней» задвижки значительно облегчают процесс нагревания печи после длительного охлаждения даже в суровых климатических условиях окружающей среды и при неудачной структуре печи или камина.

Чтобы грамотно воспользоваться заслонкой, необходимо с закрытой «летней» задвижкой затопить печь. Затем, когда пламя в топочной камере печи разгорится, и часть дров прогорит полностью, «летнюю» задвижку можно закрыть, чтобы избежать тепловых потерь.

Главным достоинством печей и каминов, обладающих таким элементом устройства, можно считать то, что, выдвигая «летнюю» заслонку и поддувало, вы имеете возможность истопить печь в любое время года, воспользовавшись ей как классическим открытым камином. Благодаря установке заслонки, в помещении не будет задерживаться лишнее тепло, когда вам это не нужно.

Важно. Когда дверка поддувала и «летняя» задвижка закрыты, камин можно интенсивно топить в пределах 20–25 минут, в противном случае, кирпич может нагреться до предельного значения, что значительно сократит дальнейший срок эксплуатации отопительного сооружения.

Установка вьюшки при укладке русской печи

вьюшка для русской печи

Теперь мы разобрались с назначением вьюшки и заслонки, можно перейти непосредственно к установке.

Вьюшки и заслонки располагают ближе к дымообороту, который проходит в кирпичной стене, и, по возможности, дальше по длине дымового канала или вверх от топливной камеры. Это увеличивает коэффициент полезного действия печной установки. Однако в целях противопожарной безопасности вьюшки или задвижка не должны быть настолько высоко, что человек не сможет до них достать, стоя на полу.

Как уже говорилось, можно использовать одну или две задвижки, вьюшку или вьюшку и задвижку. Помните, что изоляция от двух устройств, будет лучше, чем только от вьюшки и, тем более, чем только от заслонки. Вьюшка закрывается намного сложнее, чем заслонка, благодаря своей конструкции (сначала блинчик, потом он накрывается крышкой). Блинок вкладывается внутрь полости между бортиками, а крышка надевается на бортики рамки и укрывает блинок.

Еще один плюс вьюшки – она легче чистится от копоти по сравнению с другими приспособлениями, поэтому при чистке дымохода можно оставить открытой вьюшку, а заслонку закрыть. Затем придется поочередно удалить с них сажу и очистить их. Для облегчения процесса можно предусмотреть специальное отверстие для чистки. Отверстия с дверцами монтируются в кирпичной стене, в вертикальной части трубы, сбоку от нее или от проводящих каналов.

В зависимости от используемого топлива (далее речь пойдет об угольных и газовых печах), на заслонке или вьюшке проделывают отверстие диаметром 1–1,5 см., чтобы продукты горения не поступали в помещение, когда печь натопится.

Выходя сверху, дым может направляться вниз по специальному перевалу, переходящему в горизонтальный канал, а затем в печную заслонку и вертикальную часть дымохода. Это применяется, чтобы вьюшку не требовалось проектировать намного выше уровня пола.

Под вьюшечной дверцей оборудован специальный шкаф для сажи, куда она слетается в процессе очистки дымохода. Если открыть дверцу и задвинуть вьюшку, то процесс проветривания и обновления воздуха в помещении ускорится.

Если дверка и вьюшка расположены в обратном порядке, то перечисленные плюсы уже не важны. Во-первых, при таком расположении трубу уже не почистить. Во-вторых, больше шансов, что угарный газ окажется внутри помещения.

Как правильно закрывается печная заслонка

Мы разобрались с назначением и установкой заслонки в русской печи. Она помогает продлить время остывание печи, изолируя ее от «внешнего мира».

Воспользовавшись печной чугунной заслонкой, мы можем сохранить тепло внутри помещения более чем на 24 часа. Это важный критерий для отопительной печи.
Теперь необходимо узнать, когда и как нужно закрывать заслонку.

Важно понимать, что не вовремя закрытый дымоход может сильно сказаться на вашем здоровье. Если задвижка закрыта раньше чем нужно, то продукты горения, в частности, угарный газ, могут вызвать сильное отравление вплоть до летального исхода, потому что симптомы отравления могут не проявиться сразу.

Чтобы избежать таких последствий, достаточно следовать трём правилам:

  1. Необходимо постоянно шевелить угольки для того, чтобы исключить шанс, что останутся не сгоревшие полностью дрова.
  2. Как только угли начинают угасать (другими словами, с поверхности углей исчезает голубой огонь) можно не до конца закрыть печную заслонку, но плотно закрывать еще рано;
  3. Чтобы угли превратились в золу и пепел, необходимо открыть нижнюю дверцу, в результате образуется мощная тяга, которая будет поддерживать тление до полного прогорания.

Будьте осторожны и следуйте данным рекомендациям, чтобы использование печей и каминов не привело к плачевному результату.

О печной задвижке — доводка, полезные размышления

 

Один из самых важных узлов в печи это задвижка основной дымовой трубы, устанавливаемая перед трубой, после того как закончились дымовые каналы конвективной системы кирпичной печи. Сегодня на рынке представлено большое многообразие их конструкций, появились так же и поворотные, заморские, которые по праву нравятся очень многим пользователям. Однако не выходит из моды и классика отечественного производства – самый распространенный вид чугунной задвижки, состоящая из рамки и «язычка». На фотографии вы сразу узнаете ее, не выходящую из моды модель, она присутствует в большинстве печей и всем знакома с детства. Печники занимающиеся ремонтом печей, бывает так же сталкиваются с такой проблемой, как заклинивание задвижки — характерно для старых печей. Это тоже прекрасный повод её не только поменять, но и доработать по уму, как говорится.

Несмотря на всю отработанность и предельную простоту ее конструкции, не меняющуюся десятилетиями, ее также можно доработать, а иногда это даже необходимо. Сегодня я не буду рассматривать случай, когда она находится в глубине массива (тела) печи, а расскажу о небольшой доработке, когда она устанавливается в непосредственной близи к дымовому каналу – в начале дымовой трубы. На фотографии начало трубы имеет сечение – так называемый «пятерик» — в один целый кирпич: 250 х 120 (без учета толщины кладочных швов). Иногда печники ставят на язычок фиксатор, что бы исключить случайное вынимание её пользователем – это разумно, когда она находится в глубине кладки, но на мой, исключительно субъективный взгляд, излишне в последнем варианте. Однако, для того, что бы хозяину было понятно, до какой степени ее надо выдвигать и при этом понимать, что дымовой канал печной трубы полностью открыт, можно, предварительно разметив, высверлить отверстие в ней, которое визуально даст понять, что канал полностью открыт. Отверстие хорошо видно на фотографии. Кстати, таким образом, решается еще одна задача – согласно действующим требованиям безопасности, для исключения отравления угарным газом в задвижках дымоходов, должно быть предусмотрено отверстие определенного сечения, которое в состоянии поставки фурнитуры заводом отсутствует. Часто печники просто срезают небольшой угол в конце язычка задвижки и поступают совершенно правильно, но при этом не решают задачу, решение которой я предложил выше.

Размер же этого отверстия, согласно действующему на данный момент Своду Правил 7.13130.2013, определен в пункте 5.9. как не менее 15 х 15 мм. Форма сечения не оговаривается, хотя понятно из указанных размеров, что это квадрат. Так же очевидно, что не возбраняется его выполнить круглой формы — попросту просверлить язычок. Эквивалентный диаметр, для подбора сверла, вы можете определить самостоятельно, используя элементарные формулы, известные со школьной скамьи.

Дополнительно, можно предложить простой мнемонический приём – вы видите отверстие на задвижке, отверстие это подобие буквы «О» — что значит «Открыто» — дымовой канал трубы полностью открыт. Задвинули задвижку внутрь до упора – канал закрыт, выстуживание печи исключено. Боятся того что печь будет выстывать из-за этого отверстия так же не следует, так как оно слишком мало и когда дымовые газы после окончания протопки еще достаточно горячие, происходит эффект запирания малых отверстий из-за возросшей вязкости нагретых газов. Это известный физический эффект, который также был упомянут одной из ведущих компаний, производителем металлических печей, при обзоре и критике конструкций типа «Булерьян» — вокруг стенок топливника которых выполнены конвективные трубки, призванные служить для более интенсивного теплообмена между стенками печи и окружающим воздухом помещения. Этот режим работы печи был подвергнут сомнению, на основании анализа печных процессов методами численного математического моделирования в специальных программных средах.

Если вам пришлось по вкусу мое предложение по доработке, вы вполне можете осуществить его и самостоятельно, своими руками, так сказать: вынув язычок и просверлив в нём сверлом по металлу отверстие согласно предварительно произведенной разметке. Чугун достаточно легко поддается механической обработке, данное усовершенствование не отнимет у вас много сил и времени. Тем не менее, при желании, где бы вы не находились — хоть в самых удаленных уголках Подмосковья, хоть в центре Новой Москвы, вы можете пригласить печника для выполнения этой и других работ по тюнингу вашей печи.

P.S. Если вы искали информацию о том, как вставить задвижку в печь — то наилучшим ответом и решением данного вопроса будет обратиться к профессиональному печнику. Если вы все таки испытываете трудности как человек строящий печь самостоятельно или начинающий печник с небольшим опытом, ниже, в последнем абзаце небольшой гайд по установке задвижки поворотного типа — это более сложный вариант, по сравнению с обычной — шиберной (язычковой).

P.P.S. Если вы действительно ищете профессионального печника, то рекомендую ознакомиться вот с этим разделом сайта: кладка печей

UPD от 24.11.19

Для того, чтобы установить задвижку, лучше всего кирпичи подготовить заранее, разметив их и пропилив необходимые выборки или пазы при необходимости.

На первой фотографии показан первый ряд под установку рамки, необходимые выборки уже сделаны. Их можно выполнить болгаркой либо на станке. Для удобства каждый кирпич пронумерован по принципу «ряд/номер кирпича в ряду» по часовой стрелке. Все фотографии при нажатии открываются и увеличиваются в новом окне:

pervii ryad prev

 На следующей фотографии установлена задвижка, видны выпилы и пазы выполненные уже на втором ряду. Естественно все делаем на сухую, без раствора, но учитываем, что швы будут в дальнейшем. Иногда, для имитации швов, удобно использовать кусочки картона, но в нашем случае в этом нет необходимости:

vtoroi ryad prev

Дальше вы можете видеть третий ряд: рамка уже закрыта, но сама поворотная часть еще выступает и более того, задевает кирпичи над ней, они так же будут подлежать доработке.

tretii ryad prev

 

 И для полноты картины, сразу пятый ряд, так как четвертый не интересен, он зеркально повторяет третий, а на пятом виден шибер в положении «открыто» и выборки в кирпичах, которые позволяют шиберу беспрепятственно вращаться по оси рукоятки. На этом пожалуй все, удачи в реализации идей и задумок!

pyatii ryad

 

Или вот более удачный ракурс последней фотографии (так же как все, открывается в новом окне):

throttle valve prev

 

 

 

 

Что необходимо знать о печных задвижках

Что необходимо знать о печных задвижках

Есть печь, значит, должна быть задвижка печная. Это неотъемлемый печной атрибут. Ее предназначение — закрывать проход дымовой трубы, после того, как печь протопилась, либо для переключения дымовых ходов в комбинированных печках.

Наличие даже небольших зазоров между рамкой и движущейся пластиной грозит не только потерей драгоценного тепла, но и появлением в печной трубе инея.

 ВИД И КОНСТРУКЦИЯ ПЕЧНЫХ ЗАДВИЖЕК

Печная чугунная задвижка состоит из двух частей: пластины-движка, которая устанавливается в пазы рамки. Устройство довольно простое, изготавливается способом отлива в промышленных условиях. Без задвижки не обходится ни одна печь.

Печная чугунная задвижка состоит из двух частей: пластины-движка, которая устанавливается в пазы рамки.

Ее устанавливают при производстве кладки печи, закрепляя между рядами кирпичей. Довольно часто устанавливают одновременно две печные чугунные задвижки, располагая их одну над другой. Делается это для обеспечения более плотного и надежного закрывания прохода дымовой трубы. Наличие даже небольших зазоров между рамкой и движущейся пластиной грозит не только потерей драгоценного тепла, но и появлением в печной трубе инея (так называемого кружака).

В холодные зимние ночи такое образование может полностью перекрыть проход дымохода. И еще внутренняя поверхность трубы из-за наличия влаги (конденсата) покрывается раствором серной кислоты, которая негативно воздействует на дымоход, разъедая его внутреннюю поверхность. Что касается материала для изготовления печной задвижки, то это чугун. На металлических дымоходах тоже устанавливают задвижки, но не из чугуна, а выполненные из того же материала, что и труба.

Существует и такой вид задвижек, как удлиненные. Их можно использовать для обустройства как «летнего», так и «зимнего» дымохода. Ее движок выполняется в более удлиненном варианте (длиннее на 60 мм), в результате чего появляется возможность использования при кладке дымоходов каминов небольшого размера, а также при устройстве автономных отопительных систем в индивидуальном строительстве.

Другой вид печных задвижек — вьюшки. Их конструкция немного отличается от конструкции традиционной печной задвижки, но предназначение то же. Ее составными частями являются рамка с круглым отверстием и бортами. Изнутри отверстие прикрывается специальной внутренней крышкой (блином), а с наружной стороны располагается еще одна крышка, которая осуществляет функцию прикрытия бортов вьюшки. Таким образом, создается двойное, довольно плотное перекрытие. Устанавливаются такие приспособления в проход дымохода и снаружи прикрываются специальной дверкой для вьюшки.

Как печные чугунные задвижки, так и вьюшки рекомендуется располагать как можно дальше от топки.

Как правило, это расстояние составляет примерно 2 метра от пола. Устанавливают их с той же стороны, где расположена топка. Не допускается наличия зазоров между задвижками и печной кладкой.

ПРАВИЛА ЗАКРЫВАНИЯ ПЕЧНОЙ ЗАДВИЖКИ

При начальном затухании угля (состояние, когда не видно голубого огня на поверхности углей) можно слегка прикрыть печную задвижку, но ни в коем случае не прикрывать полностью.

Все прекрасно понимают смысл наличия задвижки в печи. Она позволяет дольше сберегать тепло в печи, не давая ему «вылетать в трубу». Главное вовремя произвести закрытие дымохода. Благодаря такому устройству, как печная чугунная задвижка, печь, отапливающая дом, остается теплой в течение суток и более. Использование угля может увеличить внутрипечную температуру градусов на 60-70. Очень важно для жизни и здоровья человека, вовремя закрыть печную задвижку. Сделав это раньше, чем нужно, можно отравиться парами угарного газа. Угарный газ — это серьезное отравляющее вещество. Симптомы отравления могут быть и не заметны Если точно следовать следующим советам, то можно избежать негативных ситуаций при закрывании печной задвижки.

  • обязательно ворошить угольки, чтобы исключить возможность наличия не совсем прогоревших кусков;
  • при начальном затухании угля (состояние, когда не видно голубого огня на поверхности углей) можно слегка прикрыть печную задвижку, но ни в коем случае не прикрывать полностью;
  • после всего этого необходимо открыть поддувальную дверцу, образуется сильная тяга, в результате чего угли прогорают до состояния пепла и золы.

Если же вы произвели закрытие печной чугунной задвижки при наличии не сгоревших углей и дров, в печи начинает образовываться угарный газ из-за недостатка воздуха. Будьте внимательны и осторожны при использовании печного отопления.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА «ЛЕТНЯЯ» ЗАДВИЖКА?

Довольно часто в каминных печах (с духовкой) устраиваются «летние» чугунные задвижки. Ее наличие нужно в тех случаях, когда топка печи производится не в постоянном режиме, а от раза к разу. Например, при использовании на даче. При ее открытии заметно облегчается процесс растопки остывшей печи, даже если погодные условия оставляют желать лучшего (низкое атмосферное давление) или конструкция вашей печи не идеальна (например, недостаточная высота дымоходной трубы). Как только огонь в топке хорошо разгорелся, можно закрыть «летнюю» задвижку. Преимуществом такого вида каминов является то, что открыв «летнюю» задвижку и поддувало, можно топить печь даже летом, используя ее как открытый обычный камин. Перегреваться помещение не будет. Но не забудьте, что при закрытых задвижке и поддувальной дверце протапливать камин можно не более 20 минут, иначе температура может подняться до очень высокого значения, что является недопустимым по техническим характеристикам таких каминов.

Задвижка — Википедия

Клиновая задвижка из нержавеющей стали Аккуратная теплоизоляция на защелках, специальный колпак на выдвижном шпинделе, цепь, фиксирующая запорный орган, для исключения воздействия посторонних лиц.

Задви́жка — трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды[1]. Задвижки — очень распространённый тип запорной арматуры. Они широко применяются практически на любых технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 миллиметров в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других при рабочих давлениях до 25 МПа и температурах до 565 °C[2].

Широкое распространение задвижек объясняется рядом достоинств этих устройств, среди которых:

Последнее качество делает задвижки особенно ценными для использования в магистральных трубопроводах, для которых характерно постоянное высокоскоростное движение среды.

К недостаткам задвижек можно отнести:

  • большую строительную высоту (особенно для задвижек с выдвижным шпинделем, что обусловлено тем, что ход затвора для полного открытия должен составить не менее одного диаметра прохода;
  • значительное время открытия и закрытия;
  • изнашивание уплотнительных поверхностей в корпусе и в затворе, сложность их ремонта в процессе эксплуатации.

За редким исключением задвижки не предназначены для регулирования расхода среды, они используются преимущественно в качестве запорной арматуры — запирающий элемент в процессе эксплуатации находится в крайних положениях «открыто» или «закрыто».

Задвижки обычно изготовляются полнопроходными, то есть диаметр проходного отверстия арматуры примерно соответствует диаметру трубопровода, на который она устанавливается. Однако в некоторых случаях для уменьшения крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, и снижения износа уплотнительных поверхностей, применяются суженные задвижки. Некоторое увеличение гидросопротивления при этом практически не влияет на работу системы, нежелательна установка таких задвижек лишь на магистральных трубопроводах больших диаметров[3].

Наиболее распространено управление задвижкой с помощью штурвала (вручную), также задвижки могут оснащаться электроприводами, гидроприводами и, в редких случаях, пневмоприводами. На задвижках большого диаметра с ручным управлением, как правило, устанавливают редуктор для уменьшения усилий открытия-закрытия.

По характеру движения шпинделя различаются задвижки с выдвижным или невыдвижным (вращаемым) шпинделем. В первом случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное движение, во втором — только вращательное.[4]

Основные различия задвижек — в конструкции запорного органа, по этому признаку задвижки различаются на клиновые, параллельные, шиберные и шланговые[3].

В общем виде конструкция задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой находится рабочая среда под давлением и внутри которой помещен затвор (на чертеже справа он клиновой). Корпус имеет два конца для присоединения задвижки к трубопроводу (применяются присоединительные концы фланцевые, муфтовые и под приварку). Внутри корпуса расположены, как правило два седла, параллельно или под углом друг к другу (как на рисунке), к их уплотнительным поверхностям в положении «закрыто» прижимаются уплотнительные поверхности затвора. Затвор перемещается в плоскости, перпендикулярной оси прохода среды через корпус, при помощи шпинделя или штока. Шпиндель с ходовой гайкой образует резьбовую пару, которая при вращении одного из этих элементов обеспечивает перемещение затвора в нужном направлении. Такое решение (см. поясняющий чертёж) наиболее распространено и применяется при управлении вручную или электроприводом. При использовании гидро- или пневмопривода шток совершает вместе с затвором только поступательное движение. Шпиндель одним концом внутри корпуса соединён с затвором, а другим — проходит через крышку и сальник (который в основном применяется в качестве уплотнительного устройства в задвижках) для соединения с элементом управления задвижкой (в данном случае штурвалом)[3].

Заклинившую задвижку нелегко открыть даже опытным морякам.

Клиновые задвижки[править | править код]

В клиновых задвижках сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами (см. поясняющий чертёж, клин находится в нижнем положении, между сёдлами). В зависимости от условий эксплуатации выбирается тот или иной вид клина.

Жёсткий клин[править | править код]

Жёсткий клин обеспечивает надежную герметичность запорного органа, но для этого требуется повышенная точность обработки для совпадения угла клина с углом между сёдлами корпуса. Недостаток жёсткого клина — опасность заклинивания затвора и невозможность или трудность открытия задвижки в результате колебаний температур рабочей среды, износа или коррозии уплотнительных поверхностей.

Двухдисковый клин[править | править код]

Такой клин образуется двумя дисками, расположенными под углом к друг другу и жёстко скрепленными между собой. В нём диски имеют возможность самоустановки относительно сёдел корпуса, поэтому некоторые погрешности, допускаемые при изготовлении сёдел корпуса, не влияют на герметичность в положении «закрыто». Двухдисковый клиновой затвор существенно снижает возможность заклинивания, которое свойственно жёсткому клину, и, несмотря на некоторое усложнение конструкции, имеет ряд других достоинств — малый износ уплотнительных поверхностей, высокая герметичность запорного органа, меньшее усилие, необходимое для закрытия.

Клиновые двухдисковые задвижки, входящие в судовую арматуру называют также клинкетными.

Упругий клин[править | править код]

Это модификация двухдискового клина, диски которого связаны между собой упругим элементом, способным изгибаться, обеспечивая плотный контакт между уплотнительными поверхностями в положении «закрыто». В этом затворе снижены возможности самоустановки дисков по сравнению с двухдисковыми, хотя и сохраняется способность компенсировать некоторые деформации корпуса от нагрузок трубопровода и колебаний температур. Достоинства упругого клина — не требуется трудоёмкая пригонка затвора по корпусу (как для жёсткого клина) и конструкция более простая, чем у двухдискового. Таким образом, упругий клин в определённой степени сглаживает недостатки и сочетает достоинства двух других видов клиновых затворов[3].

Параллельные задвижки[править | править код]

В параллельных задвижках уплотнительные поверхности двух сёдел в корпусе расположены параллельно друг другу. Затвор состоит из двух дисков, которые в положении «закрыто» при помощи специального клинового грибка прижимаются к сёдлам, перекрывая проход рабочей среде через корпус.

Шиберная задвижка[править | править код]

Является однодисковой разновидностью параллельной задвижки, в которой затвор называется шиберным односторонним. Такие задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы, пульпы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.

Чертёж шланговой задвижки в разрезе.

Шланговая задвижка[править | править код]

Задвижки с таким запорным органом принципиально отличаются от других конструкций[5]. Корпус не имеет сёдел, а затвор — уплотнительных поверхностей. Проход среды ведётся через эластичный шланг (патрубок), вставленный в корпус и полностью изолирующий металлические детали конструкции от рабочей среды. Для перекрытия прохода шланг полностью пережимается под воздействием шпинделя (штока), поэтому такие устройства называются шланговыми, задвижками их назвали потому, что шпиндель для управления арматурой перемещается перпендикулярно к оси прохода среды, то есть работает по принципу задвижки.

Шланговые задвижки предназначены для трубопроводов, транспортирующих вязкие, пульпообразные и другие подобные среды, а также слабоагрессивные и агрессивные жидкости. Шланги изготавливают из различных марок резин, которые обеспечивают работу задвижек при давлениях до 1,6 МПа и температурах до 110 °C[3].

Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла — резьбового соединения шпиндель-гайка. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса.

Задвижки с выдвижным шпинделем применяют если нужно быть уверенным в надёжности арматуры. Эта задвижка является конструкцией с невыдвижным шпинделем.

Задвижка с выдвижным шпинделем[править | править код]

В такой конструкции резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.

Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

Задвижка с невыдвижным шпинделем[править | править код]

В этом случае ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с клином и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой клин.

В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов.

Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д[6].

Уплотнительные поверхности задвижек изготавливаются без колец, с кольцами из латуни, фторопласта, с наплавкой из коррозионностойкой стали, из резины (в клиновых задвижках ей может покрываться клин, а в шланговых из неё изготавливается пережимной шланг).

Задвижки с корпусами из чугуна и алюминиевого сплава выполняются при помощи литья. Этим же способом изготавливаются и стальные задвижки, но некоторые из них, а также задвижки из титановых сплавов изготавливаются методом сварки заготовок, полученных штамповкой из листового проката. Такие задвижки называют штампосварными. По своим характеристикам, эксплуатационным и прочностным, они не уступают литым задвижкам, а наоборот, детали корпусов и крышек таких задвижек изготавливаются из материала более прочного и тщательно проконтролированного, качество которого выше, чем литьё. При этом технология сварки и методы контроля сварных соединений обеспечивают высокое качество корпусных деталей, позволяющее применять такие задвижки на ответственных объектах, включая атомную энергетику.[3][6]

  1. ↑ ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.
  2. ↑ ГОСТ 9698-86. Задвижки. Основные параметры.
  3. 1 2 3 4 5 6 Поговорим об арматуре. Р. Ф. Усватов-Усыскин — М.: Vitex, 2005.
  4. ↑ Трубопроводная арматура. Справочное пособие. Д. Ф. Гуревич — Л.: Машиностроение, 1981.
  5. ↑ По этой причине ранее часто именовались шланговыми клапанами или шланговыми затворами, но по современной классификации, в соответствии с принципом действия, их именуют задвижками
  6. 1 2 Арматура промышленная общего и специального назначения. Справочник. А. И. Гошко — М.: Мелго, 2007.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о