И ударная или безударная: Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём

На этом уроке мы узнаем, что безударный слог – это слабая позиция для гласных звуков, а ударный слог – это сильная позиция. Научимся подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными, а так же пользоваться орфографическим словарём.

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

 

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду ?… 
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

 

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО. 

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

 

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 (Источник)

Рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма

 — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

 

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните

: море – моря, стол – столы, слонслоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят – найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

 

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг:  Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Рис. 6. Проверка безударного гласного (Источник)

Рис. 7. Проверка безударного гласного (Источник)

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

 

Рис. 8. Сова (Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки – сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

Рис. 9. Клёст (Источник)

Рис. 10. Дрозд (Источник)

Рис. 11. Журавль (Источник)

Рис. 12. Грач (Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

 

Рис. 13. Воробей (Источник)

Рис. 14. Соловей (Источник)

Рис. 15. Ворона (Источник)

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь (Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

 

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник). 
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник). 
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).      
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Tutrus.com (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха – какая шапка? (м.ховая Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая – А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва – слово О, зв.зда – звезды Е, ш.ры – шар А, б.льной – боль О, ц.почка – цепь Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

 

Ударные и безударные гласные звуки

Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

 

 Ударные и безударные гласные

 

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции.

Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

 

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

 

 Произношение безударных гласных

 

Понаблюдаем за словами:

 

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

 

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

 

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

 

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

 

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слонслоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

 

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

 

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.

 

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

 

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

 

Проверка безударного гласного

 

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

 

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

 

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

 

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

 

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

 

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

 

1 шаг:  Произнести проверяемое слово.

 

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

 

Если есть – какие они?

 

2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

 

3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

 

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

 

Использование орфографического словаря

 

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

 

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

 

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

 

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Или проверяем по орфографическому словарю.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

учим ребенка проверять гласные в корне слова

Содержание статьи

Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?

Ребенок делает уроки

Ребенок делает уроки

Как отличить ударный звук?

Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
  • Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).

Упражнение на ударные гласные

Упражнение на ударные гласные

При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.

Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами. Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример. То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Упражнение на поиск проверочных слов

Упражнение на поиск проверочных слов

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Папа помогает дочке с уроками

Папа помогает дочке с уроками

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Мама играет с дочкой

Мама играет с дочкой

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Гласных всего шесть — это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки — ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я – йа, ю – йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость согласного звука в письме.

безударные гласные звуки

Ударные гласные звуки

Ударным называется гласный звук, выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

безударный гласный звук

Безударные гласные звуки — что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звук часто находится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше – тем сильнее редукция. Например, в слове «колобок» ударным является последний звук «о» — в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

гласные звуки ударные и безударные

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, проверочных слов, их происхождения и т. д.

буквы обозначающие безударные гласные звуки

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай – это безударные гласные звуки в непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав однокоренное слово, где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора — горный, вода — водный, дожди — дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке – великое множество.

  • Примечание: В том случае, когда в корне слова стоит буква, обозначающая ударный слог «йо» («ё»), в безударном варианте она сменится на «е». Например: мёртвый — мертвец, клёны — кленовый, расстёгнутый — расстегнуть.буквы безударных гласных звуков

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» — «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» — «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение – полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй – в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.
безударные гласные звуки в словах

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует – «е». Примеры: побираться – заберет; прижигание – выжегшая; расстилается – стелить; блистательная – блестящий; замирать – замереть; оттирать – оттереть; отдирать – отдерет; отпирать – отпереть; почитать – вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).
безударные гласные звуки в корнях

Чередование буквы «а» («я») с буквосочетанием «им» («ин») в корнях

Буква «а» («я») чередуется в корнях с буквосочетанием «им» («ин») в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать – принято, начинать – начато.

Гласные звуки – ударные и безударные – есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней – только малая часть большого айсберга.

Ударение. Ударные и безударные гласные

Ударение – это произнесение одного из слогов слова протяжнее и с бо́льшей силой. Ударение на письме обозначается знаком   ́.

Если в слове два слога или больше, то один из них произносится с бо́льшей силой и более протяжно. Сравните произношение выделенных слов:

стоять у окна́ – тёмные о́кна

Слог, который произносится сильнее и протяжнее, называется ударным, остальные слоги называются безударными. Ударным может быть любой слог в слове – первый, второй, третий и так далее:

ба́ржа, моро́з, молоко́

Гласная буква в ударном слоге называется ударной, все остальные гласные в слове – безударные.

Ударный гласный звук в ударном слоге слышится чётко и ясно. Над ударной гласной буквой, обозначающей ударный гласный звук, ставится знак ударения:

сла́дости, я́года, зима́

Гласные звуки в безударных слогах часто слышатся не так ясно, как под ударением. Безударные гласные звуки часто не совпадают с обозначающими их буквами:

я́года — яг[а]да, лете́ть — л[и]теть

Знак ударения в письменной речи часто ставится в том случае, когда читатель может поставить ударение не на тот слог, например:

Мы приехали в большой красивый за́мок.

На воротах висел ржавый замо́к.

В русских словах слоги с буквой ё всегда являются ударными, поэтому знак ударения над буквой ё в письменной речи никогда не ставится, например:

ёлки, метёлки, молодёжь

Примечание: в словах, состоящих из одного слога (имеющих в своём составе только одну гласную букву), знак ударения не ставится:

лес, рожь, класс, май

При изменении слова ударение может смещаться с одного слога на другой, например:

по́ле — поля́, го́род — города́

Иногда ударение может сместиться с существительного на предлог, например:

увидел го́ру — поднялся на́ гору

Произношение безударных гласных звуков | ДИКТОРЫ.com

В остальных безударных слогах после мягких шипящих на месте а, по нормам русской орфоэпии, произносится безударный звук, напоминающий [и], но значительно ослабленного (обозначается [ь]): часовщик — [чь]совщик, чаровница — [чь]ровница, чановой — [чь]новой, частиковый — [чь]стиковый, Чарторийск — [чь]рторийск, Чакаларово — [чь]каларово, Чародинский район — [чь]родинский район.

В редко встречающихся иностранных словах на месте а после [ч] сохраняется [а]: чайрикер — [чай]рикер, чатуранга — [ча]туранга, чайхана — [чай]хана, Чангырташ — [ча]нгырташ, Чамперико- [ча]мперико, Чаттопадхайя — [ча]ттопадхайя.

Орфоэпия. Безударные — е, я, э, и

На месте звуков е и я после мягких согласных в первом предударном слоге произносится безударный [иэ]: весна — [в’иэ]сна, нести — [н’иэ]сти, кедровник — [к’иэ]дровник, Бештау- [б’иэ]штау, Венеция — [виэ]неция, Регина — [р’иэ]гина, рябина — [р’иэ]бина, лягушка — [л’иэ]гушка, плясать — п[л’иэ]сать, Вязовка — [в’иэ]зовка, Мясковский — [м’иэ]сковский. Произношение на месте е и я отчётливого гласного [и] — [в’и]сна, [р’и]бина, [б’и]штау, [м’и]сковский — не является литературным.

В малораспространённых словах может быть произнош. нередуцированных гласных: алегретто — а[л’э]гретто, бестселлер — [б’э]стселлер, легато — [л’э]гато, ренклод — [р’э]нклод, Кейптаун — [к’э]йптаун, Медея — [м’э]дея, Нерон — [н’э]рон, Веспуччи — [в’э]спуччи; гяур — [г’а]ур, кяриз — [к’а]риз, Няжлов — [н’а]жлов, Шяшупе — [ш’а]шупе, Ляшко — [л’а]шко.

В начале слова на месте е и я в первом предударном слоге произносится безударный [иэ] в сочетании с предшествующим [й]: езда — [йиэ]зда, Елабуга — [йиэ]лабуга, ярлык- [йиэ]рлык, Япония — [йиэ]пония, а также в середине слова после гласного: поезда — по[йиэ]зда, уязвить — у[йиэ]звить. Произношение [йа]рлык, [йа]пония — является неправильным.

В остальных предударных слогах, а также в заударных слогах на месте е и я после мягких согласных произносится безударный [ъ]: великан — [в’ь]ликан, генератор — [г’ь]нератор, ледоходный — [л’ь]доходный, лейбористский — [л’ьй]бористский, вынести — вы[н’ь]сти, поле — по[л’ь], Петропавловск — [п’ь]тропавловск, Геленджик — [г’ь]ленджик, Венесуэла — [в’ьнь]суэла, Месопотамия — [м’ь]сопотамия, Верстовский — [в’ь]рстовский, Менделеев — [м’ь]нделеев, Нестеров — нес[т’ь]ров, Врубель — вру[б’ьл’]; пятачок [пь]тачок, лягушачий — [л’ь]гушачий, Вязовая — [в’ь]зовая, Пятигорск — [пь]тигорск.

В нерусифицированных заимствованных словах на месте букв е и я после мягких согласных бывает сохраняются произношения нередуцированных гласных: беккерель — [б’э]ккерель, берклианство — [б’э]рклианство, берсальер — [б’э]рсальер, вейсманизм — [в’эй]сманизм, геноцид — [г’э]ноцид, кенотаф- [к’э]нотаф, Безансон- [б’э]зансон, Бенвенуто — [б’э]нвенуто, Лекуврер — [л’э]куврер; лямблиоз — [л’а]мблиоз, кяманча — [к’а]манча, рясофорный — [р’а]софорный, сямисэн — [с’а]мисэн, Гянджачай — [г’а]нджачай, Ляльмикар — [л’а]льмикар, Шяшувис — [ш’а]шувис, Лятошинский — [л’а]тошинский, Бялыницкий-Бируля — [б’а]лыницкий-бируля.

На месте гласной я, а также а после [ч] и [ш’:] в безударных окончаниях произносится [ъ]: моря, поля — мо[р’ъ], по[л’ъ], братья, сучья — бра[т’йъ], су[чйъ]; бремя, пламя — бре[м’ъ], пла[м’ъ]; песнями, каплями- пес[н’ъми], кап[л’ъми]; сидя, играя — си[д’ъ], игра[йъ]; новая, красная — нова[йъ], красна[йъ]; дача, чаща — да[чъ], ча[ш’:ъ].

После [ж], [ш], [ц] на месте е в первом предударном слоге произносится звук, средний между [ы] и [э] — [ыэ]: шерстистый — [шыэ]рстистый, шептать — [шыэ]птать, Шексна — [шыэ]ксна, Шелонь — [шыэ]лонь, Шевченко — [шыэ]вченко; желток — [жыэ]лток, железистый — [жыэ]лезистый, жевать — [жыэ]вать, Желча- [жыэ]лча, Жерновский район — [жыэ]рновский район, Желябов — [жыэ]лябов, Жеромский — [жыэ]ромский; цена — [цыэ]на, цементный — [цыэ]ментный, ценить — [цыэ]нить, Целинный — [цыэ]линный.

В некоторых заимствованных словах может быть произнош. без редукции гласного: шедевр — [шэ]девр, шерхебель — [шэ]рхебель, Шербур — [шэ]рбур, Шетлендские острова — [шэ]тлендские острова, Шенье — [шэ]нье; женьшень — [жэ]ньшень, жеода — [жэ]ода, Жемайте — [жэ]майте, Жерве — [жэ]рве, Жерар — [жэ]рар; цейтнот — [цэй]тнот, центурия — [цэ]нтурия, Цешанув — [цэ]шанув, Церера — [цэ]рера.
В некоторых иностранных словах возможно произнош. [э] на месте е после гласного и в первом предударном слоге: миелит — ми[э]лит, пиетет — пи[э]тет, Пиерия — пи[э]рия, Тиете — ти[э]те.

В остальных безударных слогах после [ш], [ж], на месте буквы е произносится  — [ъ]: шелкопряд — [шъ]лкопряд, шерстяной — [шъ]рстяной, шелушиться — [шъ]лушиться, нашему — на[шъ]му, Шевардино — [шъ]вардино, Шепетовка — [шъ]петовка, Шебалин — [шъ]балин, Шелгунов — [шъ]лгунов, железняк — [жъ]лезняк, жестяной — [жъ]стяной,  жестикулировать — [жъ]стикулировать, также — так[жъ], Железноводск — [жъ]лезноводск, Желнино — [жъ]лнино,  Жемчугова — [жъ]мчугова, целлофан — [цъ]ллофан, целиком — [цъ]ликом, цементировать- [цъ]ментировать, деревце —  дерев[цъ], Целиноград — [цъ]линоград, Целебесское море — [цъ]лебесское море.

В некоторых иностранных словах в целях точной передачи звукового облика слова  может сохраняться произношение гласного: «шевроле» — [шэ]вроле, шельтердек — [шэ]льтердек,  шенапан — [шэ]напан, Шентала — [шэ]нтала,  Шеридан — [шэ]ридан, «Шекпендех» — [шэ]кпендех; жерминаль — [жэ]рминаль, Жетыколь — [жэ]тыкдоль, Женисья — [жэ]нисья, Жерарден — [жэ]рарден, Жерико — [жэ]рико, цевадин — [цэ]вадин, целибат- [цэ]либат, церападус — [цэ]рападус, Цеденбал — [цэ]денбал.

В начале иностранных слов, а также в положении после гласного на месте буквы э произносится [э]: экран -[э]кран, эфир — [э]фир, эвкалипт — [э]вкалипт, Эйфель — [э]йфёль, Эвридика — [э]вридика, Эчмиадзин — [э]чмиадзин, диэлектрик — ди[э]лектрик, коэффициент — ко[э]ффициент, муэдзин — му[э]дзин, Буэнавентура — бу[э]навентура, Жуэнвиль — жу[э]нвиль, Лоэнгрин — ло[э]нгрин.

Неправильно произношение на месте буквы э звука [и] — оно придаёт сниженную стилистическую окраску речи. Более того, подобное звучание [э] может исказить смысл высказывания диктора: произношение [и]кран вместо [э]кран вызывает ассоциацию со словосочетанием и кран, [и]мир вместо [э]мир — с и мир, [и]миссия вместо [э]миссия — с и миссия.

Произношение [и], [у], [ы] в безударных слогах происходит несколько ослабленно по сравнению с ударными, однако качественно они не меняются: лисица — [л’и]сица, бурундук — [буру]ндук, Кызыл- [кы]зыл.

На месте и, если в потоке речи она сливается с предшествующим словом на твёрдый согласный, по правилам орфоэпии, произносится [ы]: свет и тень — свёт-[ы]-тень, кот и повар — кот-[ы]-повар, в Италии- [в-ы]талии, из Испании — [из-ы]спании.

Если же диктору нужно дать ясное представление о звучании незнакомого иностранного слова, прибегают к люфт-паузе между ним и предшествующим словом, чаще предлогом. Тогда во втором слове, начинающемся с гласной буквы и, будет произноситься [и]: сообщение опубликовано в «Ибараки симбун» (не [в-ы] бараки симбун), мы подъехали к Икве (не: [к-ы]кве), наше путешествие началось с Исаклы (не: [с-ы]саклы).

В сложных словах, первая часть которых оканчивается на твёрдый согласный, а вторая начинается с гласного [и], на месте и по нормам орфоэпии произносится безударный [ы]: Госиздат — гос[ы]здат, горисполком — гор[ы]сполкбм, пединститут — пед[ы]нститут, Совинформбюро — сов[ы]нформбюро. Но отчетливый  гласный [и] произносится в слове Коминтерн — ком[и]нтерн.

После [ш], [ж], [ц] на месте гласной и в безударном положении произносится [ы]: шиповник- [шы]повник, гамаши — гама[шы], Грамши — грам[шы]; жираф — [жы]раф, пляжи — пля[жы], Жигули- [жы]гули, Жилярди — [жы]лярди; циновка — [цы]новка, циклонический — [цы]клонический, Цивиль — [цы]виль, Цинциннати — [цынцы]ннати.

Чтобы научиться красиво и грамотно говорить, занимайтесь изучением орфоэпии русского языка, а также закреплением изученного материала на практике. После того, как с гласными звуками разобрались, посмотрите, как произносятся глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные. В этом же разделе — произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Читайте также: постановка ударения, правила.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Приветствие гостей

Правило посадки

Запись числа

Организационный момент

— Долгожданный дан звонок

Начинается урок……

— Вышли из — за парт. Встали все ровно.

У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы.

-Давайте повернёмся, поздороваемся.

-Тихо сели…….

Руки  …..на месте,

Ноги …..на месте,

Локти …..у края,

Спинка ….прямая.

— Какое сегодня число? Запишите число, в классе.

— На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

— Русский язык.

— Мы рады приветствовать вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше,

Ну, пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

 

— 16 апреля.

Организация рабочего места (Р)

Смыслообразование (Л)

III.Словарно-орфографическая работа

IV. Развитие речи. Работа с крылатым выражением

— Составьте из  букв и слогов слова, запишите в тетрадь, поставив ударение, подчеркните орфограммы.

БЕЙВОРО, КАРОСА, НАВОРО

-Попробуйте прочитать еще слово, сопоставив прямоугольники по указанной стрелочке.

— Какая орфограмма во всех словах?

— Прочитайте крылатое выражение, которое закодировано буквами, пользуясь кодом.

— Когда же так говорят? Что означает это выражение?

(этимологическая справка)

— Запишите это выражение в тетрадь с комментированием, подчеркните знакомые орфограммы, поставьте ударение.

— Что вы записали?

— Что вы знаете о предложении?

— воробей, сорока, ворона

(этимологическая справка о птицах)

-корова

-проверяемая и непроверяемая безударная гласная, сочетание -оро

-Как корова языком слизнула.

— Предложение

— Предложение состоит из слов,

-Слова в предложении связаны по смыслу,

-Начало предложения записываем с красной строки, с заглавной буквы,

-В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

V.Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

VI. Целеполагание.

Постановка первой учебной познавательной задачи

VII. Работа по теме урока.

 Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова

— Что вы знаете о гласных звуках?

— Какие могут быть гласные звуки?

-Какие гласные звуки называют ударными?

-Какие гласные звуки называют безударными?

— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

— Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способ проверки безударного гласного»

-Чему вы будете учиться?

— Послушайте загадку и доскажите словечко.

Кто на дереве сидит,

Зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины,

Сокращает род мышиный,

Так подвижна голова!

Это мудрая….

— Произнесите это слово- название птицы. Поставьте ударение.

— Какую букву нужно написать правильно – о или а?

-Какая проблема у нас возникла?

Чего мы не знаем?

— Чтобы решить эту проблему,

отгадайте следующую загадку и доскажите словечко.

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожа боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и ….

— Что вы заметили в слове совы?

— Запишите это слово, поставьте ударение

-Совпадает ли произношение слова с его написанием?

— При изменении слов (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова пишутся одинаково.

— Выделите одинаковые гласные буквы в каждой паре красной точкой

— Соедините линией одинаковые гласные у ударных и безударных слогах.

— У этих двух групп слов есть особое название.  Одни слов называются- проверяемые, а другие – проверочные.

— Какие из них проверяемые, а какие проверочные? Почему?

-Постарайтесь сделать вывод: как проверить, какую безударную гласную  нужно писать?

— Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах:

Если в слове гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

— А какие гласные нужно проверять?

— Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы а, о, е, и,я

— Напомните, как проверить безударный гласный звук в слове? Назовите последовательность действий.

— А какое проверочное слово подобрать?

-Откройте рабочую тетрадь с.33 упр.8.

-Какое слово называется проверяемым, а какое проверочное?

-Как проверить безударный гласный звук в слове?

— Для чего необходимо проверять безударную гласную?

— На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы.

— Проверка (Игра «Яблоня»)

— Какие гласные нужно проверять?

— Как найти в слове безударный гласный звук?

-Как проверить безударную гласную букву?

— Оцените свою работу, используя символы: ! + —

  • ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
  • + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
  • — не справился с работой

— Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши.

— Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.

— Гласный звук состоит из голоса,

-При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград,

-Гласный звук образует слог

— Ударные и безударные

— Гласные звуки под ударением, с большей силой

— Гласные звуки в безударных слогах

— Ударные и безударные гласные звуки

— Находить в словах ударные и безударные гласные звуки,

—  Проверять безударный гласный звук, подбирая проверочное слово

-Сова

-ударный слог –ва,

-как обозначить безударный гласный звук в слове

— совы

— изменили форму слова (стало несколько предметов)

— Гласный звук о стал ударным

— отличается, слышим звук [а], а пишем [о]

— сова — совы

— сова — проверяемое (безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить), а совы- проверочное (звук слышим под ударением, такую букву пишем),

— Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук станет ударным

— а, о, е, и, я

 алгоритм

— Изменить слово  так, чтобы оно обозначало несколько предметов (форму слова), где безударный гласный звук стал ударным.

(дети работают самостоятельно)

— Задание: найди пары слов, вставьте пропущенные буквы.

(Дети проверяют и оценивают работу)

— а, о, е, и, я

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р)

Планирование,

Прогнозирование (Р)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Самоопределение (Л)

VIII. Физминутка

IX. Закрепление нового материала.

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Первичная проверка понимания.

(рабочая тетрадь с.33 упр.8),

 работа по учебнику (с. 66 упр.7)

X.Закрепление нового материала. Работа в паре.

XI. Итог

XII. Рефлексия

Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П)

Задание  творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других  (К)

Выдвижение гипотезы, её проверка (Р)

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)  

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения (Р)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

действуют с учетом выделенных ориентиров,,ориентируются в учебнике и тетради (Р)

Работа в паре (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Планирование, распределение участков работы (Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Рефлексия способов и условий действий  (П)

 Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *